Лента новостей
Статья24 января 2013, 10:50

Программа «Доступная среда" в действии

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство Российской Федерации в соот-ветствии с основополагающими международными документами в области обра-зования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ог-раниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей.
Мероприятия, направленные на создание условий для получения образова-ния детьми этой категории, реализуются в рамках программы развития школы и самостоятельной целевой программы по работе с детьми с ОВЗ, где в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофи-зических особенностей.
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в школьном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка. Для повышения эффективности данной работы в школе создано единое образовательное пространство, в котором все педагоги и специалисты, занимающиеся с детьми данных категорий, работают во взаимосвязи.
Одним из вариантов интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. В школе функционируют 11 классов интегрированного обучения, в которых занимается 268 человек, из них 44 человека занимаются по коррекционным программам. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента на муниципальном уровне в нашей школе, что обеспечивает постоянное общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Второй вариант – создание коррекционных классов. В настоящее время в школе открыто два таких класса. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном классе, осуществляются по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
И, наконец, третий вариант – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому. Результатом обучения должно стать овладение каждым учащимся максимально возможного уровня обученности по всем предметам учебного плана в соответствии с его возможностями и потребностями.
Таким образом, интеграция в общество ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, на данный момент, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможностей участвовать во всех видах социальной жизни общества наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии и ограничения возможностей жизнедеятельности. Следовательно, интегрированное обучение создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка, которые реализуются в зависимости от структуры дефекта, психофизических, психологических особенностей.
Конечно, для реализации программы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужны хорошо подготовленные кадры. Коррекционная работа в нашей школе осуществляется педагогами, имеющими специальную подготовку, прошедшими курсы в рамках обозначенной темы. Таких педагогов на данный момент 15 человек. Учитель – логопед М.М.Жаринова, педагог – психолог Г.А.Поляков, методист Центра Н.В.Черкинская прошли дистанционные курсы по программе: «Реализация индивидуальной программы реабилитации ребёнка – инвалида в части получения образования в обычном образовательном учреждении» на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Для сохранения и укрепления кадрового потенциала, осуществляющего образование детей с ограниченными возможностями здоровья, разработаны меры материального стимулирования деятельности педагогов.
Интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Нами созда-ны надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для безбарьерного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в школе.
В течение года педагоги и специалисты школы, работающие с детьми с ОВЗ, принимали активное участие в научно–методической работе ОУ: делились опытом работы на педагогических советах, на методических объединениях школьного и городского уровней, на общешкольных родительских собраниях.
В целях взаимодействия с образовательными учреждениями города на базе МБОУ функционирует координационный совет по работе с детьми с ОВЗ, членами которого являются педагоги МБОУ «СОШ №3» и ДОУ города, Тамбовского областного государственного учреждения «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования».
Внеклассная работа с обучающимися также строится в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД «ЦДОД», МБОУ ДОД «ДЮСШ», ФОК «Дельфин», детской библиотекой.
Педагоги и специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, были задействованы в инновационной деятельности школы. В целях создания условий для реализации прав ребёнка с ОВЗ на получение общего и дополнительного образования и для успешной их социализации на базе коррекционных (специальных) классов 5 и 7 видов с марта 2012 открыта муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Социализация детей с ОВЗ в условиях массовой школы». На сайте Школы можно ознакомиться с методическими находками педагогов.
В школе постоянно ведется поиск новых средств, форм и методов образовательной практики. Практически все учителя перешли от формулы «учить всех и всему одинаково», к формуле «учить каждого индивидуально».
Автор:Н. Черкинская.