Когда подходит к концу октябрь, уваровские мальчишки достают коньки. И пусть ещё столбик термометра не опускается ниже нулевой отметки, пусть ещё не лёг на землю снег - не беда. Юные хоккеисты знают: в их городе живёт настоящий маг и волшебник, "директор катка", лучший в мире ледовар дядя Толя. Он не будет спать ночами, но хоккейная коробка откроется в срок.
Анатолий Трегубов родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, он вместе с мамой эвакуировался в Жердевку - там жила бабушка. Отгремели оружейные раскаты, над рейхстагом поднялся красный флаг, но долго ещё не отступал голод. Четырнадцатилетним подростком Толя бродил со своими друзьями вдоль железнодорожной насыпи, ждал, когда пройдёт поезд Москва-Волгоград. После этого рядом с рельсами можно было собирать "огрызки", что выбрасывали в окна пассажиры. Однажды мальчишек приметил милиционер, принял за беспризорную шпану. Не успели ребята оглянуться, их всех затолкали в "телячий" вагон и отправили в Магнитогорск, в ФЗУ. Матерям, которые бросились искать своих детей, сказали: не волнуйтесь, не пропадут ваши сыновья, будут одеты, обуты, ремесло им в руки дадут. Действительно, в Магнитогорске подростков определили в ощежитие, обмундировали, обеспечили питанием. Потом сфотографировали и отправили снимки родителям, чтобы те не волновались
Анатолий выучился плотничать, работал по полученной специальности, а в 1957 году вернулся в Жердевку, чтобы вскоре уйти оттуда в армию.
Служил в Москве. Обрадовался, когда узнал, что в части, кроме военной подготовки, занимаются хоккеем. Он ещё несмышлёным пацаном не расставался с коньками, а тут появилась возможность заниматься у настоящего тренера. Три года играл Анатолий за свою армейскую команду, первый разряд получил. Подумал ещё тогда, что с хоккеем не расстанется, но осуществить эту мечту оказалось очень непросто. Женившись после дембеля на уваровской девушке, приехал в незнакомый город, а в нём не только хоккейной секции, катка-то не было. Будем "строить" - так решил Анатолий. Выбрал место недалеко от сахарного завода, на котором работал. В то время там располагался какой-то саморощенный питомник: росли яблони. В самом его центре Анатолий вырубил деревья. Это заметили не сразу, а когда, наконец, обнаружили "лужайку", возмутились: кто посмел, какой такой Трегубов! Ругались долго, да что толку, дело-то сделано. И, как оказалось впоследствии, полезное, нужное дело.
По первым заморозкам Анатолий стал заливать каток - этим мастерством он овладел в армии. В первые дни, выходя на расчищенную площадку с шлангом, замачивал землю, чтобы проморозить, укрепить её. Чтобы стала она твёрдой и уже не впитывала влагу. Потом начинал брызгать. Бить водяной струёй по земле большого ума не надо. Лёд так, конечно, образуется, только не будет он ни ровным, ни крепким. Пойдёт пузырями, начнёт лопаться, отслаиваться. Заливать каток нужно "дождиком", мелкими брызгами. Побрызгал разок, подожди часок, чтобы вода схватилась, потом снова бери в руки шланг. Если не лениться да не поспать ночку, то при минусовой температуре можно за сутки наварить достаточно льда для открытия хоккейной площадки. Ну и на достигнутом не следует останавливаться, в иные зимы Анатолий наваривал ледяной слой толщиной до 40 сантиметров.
Любители хоккея в Уварове нашлись быстро. Сначала это были взрослые парни, отслужившие в армии: Эдик Васильев, Толя Лаврентьев, Сергей Минин, Юра Горлов… Они сразу сбились в команду, которую и возглавил Анатолий. Играли тогда в хоккей с мячом, для него не требуется почти никакого специального обмундирования, только щитки. Их делали сами: брали рукава от фуфайки, вшивали в них песок, палочки. Не было и шлемов, на лёд выходили в простых шапочках.
Анатолий перешёл работать на химический завод, его сразу заметил В.М.Ражев, предложил создать команду для игры в хоккей с шайбой. Попробовали, потренировались, поехали на соревнования в Тамбов и проиграли всем, кому только можно. Тогда Владимир Михайлович сказал:
- Так дело не пойдёт. Набирай, Анатолий, детишек. Переведём тебя в ЦОФ, будешь летом работать, а зимой тренировать ребят. Всем необходимым мы тебя обеспечим.
У ДК "Дружба" к тому времени оборудовали хоккейную площадку. В самом Дворце культуры "ликвидировали" комнату отдыха для сотрудников, переделав её в раздевалку. Закупили инвентарь, из Москвы привезли спартаковскую форму. Набрали три группы мальчишек, в каждой по 15 человек. Начались тренировки. Ребят ещё нужно было научить стоять на коньках, затем часами и днями отрабатывать с ними остановки, рывки, виражи. И уж потом надо было объяснять тактику игры, учить правильному поведению на ледовом поле во время хоккейного матча. Знакомые Анатолия до сих пор вспоминают одно из соревнований. Две мальчишечьи команды сбились к борту, никак не могут выбить шайбу. Счёт ничейный, болельщики волнуются, ждут решающего броска, а пацаны толпятся без толку, мешают друг другу. И вдруг над полем гремит голос уваровского тренера: «Метельков!» Из толпы выбирается мальчишка:
- Чё, дядь Толь?
- Я тебе где сказал стоять?!!
- Понял, дядь Толь.
Встал паренёк на своё место, напротив ворот соперника. И через минуту прямо в его сторону вылетает из кучи-малы шайба. Одно движение клюшки и - гол! Болельщики в восторге, овации гремят, а уваровский тренер поднимает указательный палец, обращаясь к своему воспитаннику: теперь ты понял?
В первый же год тренировок уваровские мальчишки выиграли кубок области. С 1976 по 1990 год они завоёвывали практически все кубки, побеждали на всесоюзных соревнованиях. Команда носила гордое название "Сокол". Но его она получила не по "имени" быстрой хищной птицы…
Шла обычная тренировка, а после неё Анатолий собрал мальчишек в раздевалке:
-Ну, придумывайте, как назовёмся?
Переглянулись ребята, стрельнули глазами в своего товарища Димку Соколова. Был он среди них лучшим, самым упорным, самым талантливым. На тренировки надевал свинцовый пояс, увеличивая нагрузку. И прозвище у него было: Димка Сокол. В честь лучшего игрока и назвали команду.
"Летали" "соколята" по разным городам, и мало кто мог сравниться с ними в мастерстве. Тренер им достался строгий, дисциплина в команде была железная. Но однажды они забыли об этой дисциплине. Играли в Воронеже, где выступали 22 команды. Обыграли уже чемпиона Украины, чемпиона Москвы, выбились в четвёрку сильнейших. И вот ещё один матч, счёт 5:5. Время подошло к концу, но финального свистка не слышно. И хотя болельщики скандировали: "Время! Время!", он прозвучал только две минуты спустя, когда растерянные "соколята" пропустили решающий гол. Потом мальчишки ревели от злости и несправедливости, бросились на судей с клюшками, тем ничего не оставалось, как перепрыгнуть через борт и убежать.
Заниматься воспитанники Анатолия Трегубова начинали рано, бывало, что и в конце октября. Встречая друзей-знакомых, отвечая на их вопросы, тренер скромно бросал: а мои ребята уже катаются. Все удивлялись: где, на улице плюсовая температура?! А Анатолий только улыбался, был у него свой секрет. Давно заметил он, что есть на катке полоса, куда не достаёт солнышко (бортик тень даёт). Что ночью температура опускается до нуля, а то и до - 1. И вода на выходе из шланга теплее воздуха и слегка подмёрзшей земли. Сложить все эти составляющие, и получится на катке ледяная кромка: неширокая, но для тренировок пригодная. Пока в других городах катки зальют, уваровские ребята месяц как на коньках стоят.
В 1990 году Анатолий Серафимович Трегубов попал под сокращение и прекратил свою тренерскую работу. Хоккейную коробку сломали, и до этого никому не было дела. Потом В.М.Ражева избрали главой городской администрации, он-то и нашёл бывшего тренера: давай, возвращайся, коробку починим. В начале 2000-х годов уваровские хоккеисты снова начали побеждать, выигрывать кубки.
Сегодня Анатолий Серафимович, заслуживший звание лучшего общественного тренера России, уже не занимается с подростками, подвело здоровье. Но он по-прежнему остаётся полноправным "директором катка". В одной из раздевалок он соорудил себе кровать, небольшой стол. Здесь он проводит практически все ночи, сюда его супруга Зинаида Егоровна приносит обеды и ужины. Ночь - самое лучшее время для наращивания льда. Анатолий не спит, а только дремлет в своей постели. Встаёт в два часа, потом в три, в четыре. Снова и снова берётся за шланг, устраивает мелкий дождик. Словно повелитель ледового царства обходит дозором свои владения, и никому не позволено ступать сюда, пока водяные брызги не застынут, превратившись в ещё один ледяной слой. А любителей покататься ночью достаточно, едут они и из соседних районов, где нет таких талантливых ледоваров. Таких непрошенных гостей Анатолий Серафимович прогоняет, несмотря ни на должности, ни на звания. Однажды какого-то прокурора покататься не пустил, а тот не обиделся. Строго у вас тут, говорит, и всё.
Днём прибегают к бывшему тренеру уваровские мальчишки и девчонки, приносят коньки: посмотри, дядь Толь, совсем затупились. Дядя Толя смотрит и начинает точить: хочешь, ровно, хочешь, с желобком. С желобком лучше, края лезвия так становятся острее, удобнее и бегать, и тормозить. А вот перенять искусство наращивания льда никто из современной молодёжи не спешит. Огорчает это опытного ледовара и с грустью смотрит он на каток, который заливают на площади у "Дружбы": халтура получается, не ледовый глянец, а сплошь бугры да ямы…
Фото автора.Повелитель ледового царства