Лента новостей
Статья6 февраля 2013, 17:40

Спускаться вниз всегда легче, чем подниматься вверх

За последние 50 – 70 лет наша планета претерпела существенные изменения. В значительной степени это связано с жизнедеятельностью человека.
Земля и люди, живущие на ней, оказались на грани уничтожения. Свидетельством тому являются угрозы, касающиеся существования самой планеты Земля. Сюда относятся и планетарные явления (возможность столкновения с другими планетами или метеоритами), геологические (разрушение структуры земли), атмосферные (озонные дыры), климатические (парниковый эффект) и другие.
Кроме угроз извне, человечество подстерегают опасности, кроющиеся в самом социуме, его функционировании. Речь идет о таком тяжелом недуге человеческого общества, как жажда потребительства.
К сожалению, потребительство захлестнуло и нашу страну. Само состояние общества, культ удовольствий, развлечений, возможностей разбогатеть приводит к тому, что все большее число людей стремится потреблять, брать, ничего не давая взамен. Такие достижения общества, как свобода, демократия, позволяют им безболезненно это делать. Что же касается совести, она оказалась на задворках. Возникает вопрос: что же происходит с людьми, почему они заботятся только о своих материальных интересах, не задумываясь о том, что они обязаны вносить свой трудовой вклад в производство потребляемых ими продуктов?
Чтобы понять происходящее, нужно вернуться к событиям прошлого, которые привели к такому изменению сознания значительной части общества.
Еще в 70-е годы прошлого века советский писатель Ю. Бондарев в романе «Берег» высветил очень важную проблему. Она была сформулирована в споре между главным редактором крупного немецкого издательства «Вебер» Дицманом и советским писателем Вадимом Никитиным. Суть ее состояла в следующем. Как известно, после Второй мировой войны произошло разделение Германии на Западную и Восточную. Западная Германия пошла по пути развития капитализма, а Восточная – по пути развития социализма.
США сделали огромные вливания денег в экономику Западной Германии, что привело к изобилию продуктов потребления. Как говорил Дицман, Западная Германия «заелась», «мозги ее все больше заплывают жиром. Обыватели живут в одурманивающем мире товаров и превращаются в бездушные машины потребления». Немцы слишком много думают о новых моделях машин, холодильников, уютных загородных домиках. У среднего немца исчезает всякая духовная жизнь и духовная вера.
Советский Союз, продолжал Дицман, тоже ждет испытание миром вещей, их потреблением. Вряд ли вашим людям удается выдержать это испытание.
Так и произошло, когда по мере залечивания послевоенных ран (восстановление населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов) появляется больше возможностей производить продукты потребления.
Особенно этот процесс стал ощутим после развала СССР и открытия границ для капиталистических стран, из которых хлынул поток товаров на прилавки наших магазинов.
Возникает вопрос: разве это плохо, что народ может свободно покупать бытовую технику, одежду, продукты питания?
Конечно, это хорошо, иного мнения быть не может. В то же время в развитии разных сфер общества должна соблюдаться мера, ее нарушение приводит к негативным последствиям.
Прежде всего, имеется в виду нарушение соотношения между материальным и духовным уровнем развития общества. Пошел перекос в сторону материального потребления общества, различающегося в разных социальных слоях. Как правило, более образованные, интеллектуально развитые слои населения менее всего подвержены стремлению к потребительству. И наоборот, ему больше подвержены социальные группы, не занятые в сфере умственного труда. Однако проникновение потребительства во все слои и сферы общества становится общей тенденцией.
Оно опрокидывает и размывает такие вечные ценности, как справедливость, сострадание, честь, достоинство и другие. На это обстоятельство влияют различные факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам следует отнести программы Даллеса-Рейгана, а позднее – «Гарвардский проект» 80-х годов прошлого века по уничтожению СССР. На основании этих программ происходило внедрение западных ценностей под видом общечеловеческих после крушения СССР и развитие капитализма в России. Сюда же следует отнести прямое давление, прежде всего, США на деятельность социальных институтов страны.
К числу внутренних факторов следует отнести и копирование работы западных социальных институтов, огромную разницу в уровне жизни разных слоев населения, коррупцию, неисполнение законов и многое другое.
Рассмотрим подробнее названные факторы.
В программах США делается упор на разрушение политической системы, нравственное разложение общества, поощрение художников, писателей, которые будут «вдалбливать» в человеческое сознание культ секса, насилия и предательства. В ранг добродетели будут возводиться беспринципность, вседозволенность. Вечные нравственные ценности (честь и порядочность) будут высмеиваться и превратятся в пережиток прошлого, хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это «расцветет махровым цветом».
Только немногие будут догадываться и понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способы их оболгать и объявить отбросами общества.
Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Главную ставку будем делать на молодежь, ее растление. Молодые люди должны превратиться в циников, пошляков и космополитов, ненавидящих свою страну.
Все эти идеи внедрялись в сознание россиян, особенно в процессе горбачевской перестройки, открытости общества, пропаганды общечеловеческих ценностей в виде экономической, политической и культурной помощи со стороны США и других стран Запада. Результаты этой «помощи» незамедлительно сказались на деятельности различных социальных институтов страны – образования, семьи и брака, телевидения и образе жизни людей.
Исключительна роль телевидения в воздействии на сознание людей, благодаря своей наглядности, доступности, техническим возможностям.
Это мощная индустрия, которая пустила на поток массу программ, реклам, пропагандирующих продукты потребления (званые ужины, обеды), развлечения. Причем таких программ становится все больше.
Интеллектуальных программ почти не стало, за исключением «Уников и умниц», да еще одной-двух.
В советское время на телеэкранах часто появлялись и воспевались люди интеллектуального и физического труда, космонавты. Теперь мы видим на большинстве передач постоянно одних и тех же людей: певцов, актеров, спортсменов, телеведущих.
В формировании потребительских интересов велика роль рекламы. Бесконечное присутствие на телеэкранах позволяет вовлекать многочисленные массы людей в просмотр рекламы и манипулировать ими.
Назойливость и беспардонность, жажда зарабатывания денег приводит к курьезам. В ногах у следователя прокуратуры Марии Швецовой «суетятся» институтки из сериала «Тайны института благородных девиц». Придет время, когда экран поделят на 2-3 этажа и будут показывать сразу 2 – 3 сериала.
А что? Ради денег можно закрыть глаза на все несуразности и накладки.
У США и других стран Запада позаимствованы телепередачи, которые увлекают нас возможностью очень быстро разбогатеть, не прилагая для этого особых усилий. К числу таких передач относятся «Как стать миллионером», «10 миллионов», «Минутное дело» и др. Музыка, в том числе классическая, превращается в служанку рекламы. Вот бы удивился Бетховен, узнав, что его «Лунная соната» помогает рекламировать туалетную бумагу.
Как не прав был философ XIX века Рескин, когда утверждал: «Юноша может петь о потерянной любви, а скряга не может петь о потерянных деньгах». Еще как может!
В наше время можно петь о чем угодно, лишь бы выгодно продать товар.
Преуспело телевидение и в пропаганде секса и сексуальных отношений. В СССР, чтобы отвлечь молодежь от преждевременных сексуальных отношений и не заострять на них внимание, придавали большое значение развитию спорта, художественного творчества и другого.
Однако в 90-е годы ХХ века все эти успехи в воспитании были сметены потоком свободы в сексуальных отношениях. Телепередачи «Приключения секса в ХХ веке», «Сексмиссия» и другие наглядно показали, как это происходило: появляются конкурсы красоты, обнажаются певицы, в моду входит стриптиз как женский, так и мужской. Все больше появляется ночных клубов с наркотиками и полным набором удовольствий на всю ночь.
С экранов телевизоров постоянно слышим в разных сочетаниях слово «секс».
Телеведущие даже придумали нечто вроде конкурса «Самый сексуальный мужчина года». Как правило, это «звание» присуждалось певцам, актерам, спортсменам, телеведущим. Например, на Рен-ТВ телеведущая А. Чапман объявлена самой сексуальной женщиной мира.
Для разумного человека такое определение оскорбительно. Народный артист СССР В. Лановой оскорбился, когда его назвали «самым сексуальным».
Вдумайтесь: самый сильный – это тот, кто поднимет вес больше всех, а что же означает «самый сексуальный»? Не хватит фантазии объяснить это.
В музыкальной программе «Фактор А» Алла Пугачева делает конкурсантам такие замечания: «Нет секса – побольше секса! Сексуальнее».
Вступление в брак звезд эстрады, актеров по пять- шесть раз скорее возводится в достоинство, чем осуждается.
На экранах телевизоров нам показывают свадьбы олигархов и звезд, на которые тратятся огромные деньги (500 тыс. долларов и более).
Привычным делом становится приглашение на торжества заграничных звезд (Мадонну, Дженнифер Лопес и др.). Это тоже влетает в копеечку.
Сексуальные программы, пришедшие к нам с Запада в 90-е годы ХХ века, сыграли свою негативную роль в половом воспитании детей.
Чуть ли не с пеленок стали учить, что такое половой акт, как пользоваться презервативами. Проводились уроки по половому воспитанию в начальных классах. По телевидению показывали наиболее образцовые из них.
Выпячивание сексуальных отношений и их приоритет перед другими нанесло огромный удар по морали и семейно-брачным отношениям в нашей стране. При отсутствии спортивных секций, кружков, культурных мероприятий (конкурсов, смотров), особенно в сельской местности, должного семейного и школьного воспитания секс становится чуть ли не единственным развлечением подростков. Поговорка «Береги честь смолоду» становится пустым звуком. Беременность девочек в 10-12 лет – обычное дело. Над чувством ответственности верх берет чувство удовольствия. Конечно, это же не требует усилий. Здесь уместно вспомнить такой исторический факт. Древнегреческий философ Сократ поднимался по лестнице со своими учениками. Навстречу ему шла девица легкого поведения. Увидев Сократа и его учеников, она, ухмыляясь, сказала: «Стоит мне мигнуть одним глазом, и твои ученики побегут за мной». На что Сократ ответил ей: «Не спорю, ведь спускаться вниз гораздо легче, чем подниматься вверх».
Мужчины и женщины стали жить в так называемом гражданском браке. Это когда он и она начинают жить вместе (сожительство) без обязательств друг перед другом. Чтобы оправдать подобный брак, его сторонники рассуждают так: главное – это любовь, а бумажка – простая формальность. Возникает вопрос: как быть с родившимися детьми? Мать по закону есть, а отца нет. Вот для того и нужна бумажка, чтобы у ребенка были мать и отец по закону.
Так что гражданский брак – это не просто сожительство, а регистрация в загсе.
В России традиционно считалось перед вступлением в интимные отношения подать заявление, расписаться или обвенчаться. Ведь главные события в жизни нормального человека – рождение и свадьба. Для девушки вступление в брак связывалось с белым подвенечным платьем, символом чистоты и непорочности.
К сожалению, эти традиции уходят в прошлое. Сейчас и законные браки все чаще совершаются по расчету. Девушки стараются выйти замуж за богатых и успешных, когда мужчина намного старше женщины.
Такие браки в нашей стране всегда осуждались. Достаточно вспомнить картину «Неравный брак» русского художника XIX века В. Пукирева. Сейчас для многих женщин смысл брака носит чисто потребительский характер: выйти удачно замуж и не работать. Все дни после замужества проходят в заботах о собственном теле: фитнес, бассейн, массаж, салон красоты, шопинг. В крайнем случае можно родить одного ребенка и свалить его воспитание на нянек. Молодая жена уверена, что смысл ее жизни – доставлять удовольствие мужчине, то есть быть его игрушкой.
С появлением суррогатного материнства для многих богатых жен жизнь упростилась. Ребенка вынашивает другая женщина. Зачем портить фигуру, иметь обвисшую грудь, если за деньги можно обойтись без этих проблем?!
Помимо снижения уровня нравственности, на семейно-брачные отношения большое влияние оказывают генетические и демографические условия жизни общества.
Генетика играет важную роль как наследственный фактор. От преступников, наркоманов, пьяниц (это доказано учеными) в большинстве случаев рождаются дети с предрасположенностью повторить судьбу родителей. Количество таких детей растет.
Пьяное зачатие увеличивает число детей с синдромом алкоголя. Причем, чем ближе к половому акту был употреблен алкоголь, тем реальнее рождение неполноценных детей. Надо также иметь в виду, что в этой среде социально больных людей рождаемость не контролируется, поэтому у них число детей на несколько порядков выше, чем в слоях населения, контролирующих деторождение. Но это еще не все. На семейно-брачные отношения значительное влияние оказывает окружающая нас среда (геномодифицированные продукты), социальная напряженность (рост цен, криминал и др.), склоняя жизнедеятельность людей к генетическим корням. Поэтому их потомству зачастую не удается выйти из круга своих генотипов. Основная их жизненная позиция – потреблять. И только сильная духовно развитая личность может противостоять плохим генам родителей. Но, к сожалению, принцип «не благодаря, а вопреки» действует в жизни редко.
Претерпела существенные изменения система образования, которая в СССР занимала одно из первых мест в мире. По примеру США в России введена тестовая система образования в виде ЕГЭ, которая превращает человека в робота, от которого не требуется развернутого убедительного ответа, а лишь утверждения – да, или отрицания – нет.
Один из ученых А. И. Фурсов так характеризует введение ЕГЭ: «Лучшее, чем ЕГЭ, средство перспективной культурно-психологической примитивизации подрастающего поколения придумать трудно».
А бывший министр образования А. А. Фурсенко предельно ясно выразился о цели современной школы: «Гигантский порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитать человека – творца, задачей школы Российской Федерации является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими».
Уменьшение школьных часов по таким предметам, как математика, физика и литература, приводит к обеднению восприятия мира учащимися, формируя у них примитивное сознание потребителя.
Таков далеко не полный перечень социальных институтов, которые формируют потребительство как явление социальной жизни общества.
Отсюда следует вывод: потребительское общество – это совокупность социальных, экономических, нравственных, генетико-демографических и других явлений и процессов, негативно влияющих на формирование и становление личности.
Возникает вопрос: как жить дальше?
Почва истощена, атмосфера перенасыщена отходами производства. Как результат – планета Земля больна. Причина этой болезни в огромной степени – хищническая потребительская жизнедеятельность человека.
И одним из способом лечения болезни является ограничение потребностей человеческого общества, что хоть в какой-то мере избавит планету от хищнической эксплуатации человеком.
Автор:В. Мазаев.