Лента новостей
Статья18 февраля 2013, 15:19

Герои минувших дней: Юрий Проценко

В истории района 60-80-х годов заметный след оставил Юрий Проценко, директор совхоза Верхнеярославский. При нём эта, мало чем прежде привлекательная степная местность, расцвела садами.

Хлопец с мощной энергетикой

Проценко родился в 1929-ом, в украинской семье, в Кировоградской области. Это южная часть приднепровской равнины, рядом с Полтавщиной. Белые хаты, утопающие в садах, там и пшеница хорошо колосилась, и сахарную свёклу выращивали, и огромные кавуны до алой спелости вызревали. Но на долю такого благодатного края и лиха выпало немало. Голодомор, разразившийся в начале 30-ых, годы фашистской оккупации. Отец, Григорий Проценко, погиб на фронте. А Юра в 12-16 лет всю крестьянскую работу уже исполнял наравне с взрослыми, и в школе хорошо учился.
Тяга к знаниям была большая. После окончания десятилетки поступил в сельскохозяйственный институт в городе Белая Церковь. Здесь был сильный преподавательский состав, кандидаты, доктора наук. И Юра время даром не терял, буквально впитывал сельскохозяйственные знания. Уже тогда в этом хлопце чувствовалась мощная энергетика. Да он и внешне выделялся крупными мужественными чертами лица, крепким телосложением. Чем-то напоминал положительных героев прежних советских фильмов.
Распределили выпускника украинского вуза в 1955 году в Тамбовскую область, где назначили главным агрономом совхоза-племзавода Староюрьевского района. Тогда Россия и Украина были одной страной. И в Сосновском районе было много ярких, интересных людей из этой братской республики. На спиртзаводе, например, большую партийную организацию возглавлял Демьян Воротнюк. Вот и Юрий Проценко своим прибытием внёс в нашу местность колоритную струю.


Любовь и в поле найдёт

С самого начала вся его жизнь была подчинена трудовому ритму. Он и любовь свою встретил не в клубе на танцах, а на картофельных полях. Молодая учительница, с большими, как спелые вишни, глазами, из староюрьевского села Вишневое, целый месяц трудилась со своими учениками на уборке в совхозе. Тут и познакомилась с главным агрономом. У них было много общего, из одного поколения, подростками вместе со взрослыми ковали победу в тылу. Антонина с детства умела и за махоркой ухаживать, и снопы вязать.
Расписались скромно, не до пышных застолий им тогда было.

«Превратим родину в цветущий сад»

У Юрия начались стремительные передвижения в должности. В 1957-ом его назначают директором Новоюрьевской РТС, через год он уже директор сельхозинспекции Ламского района. А когда Ламский район вошёл в результате политики укрупнения в Сосновский, Проценко в марте 1960-го становится директором большого совхоза «Верхнеярославский», созданного на базе пяти бывших колхозов.
Там всё начиналось с нуля. Все главные специалисты такие же, как и директор, молодые, бессеребреники, но с багажом знаний, полные энтузиазма. Они буквально жили работой. Вместо персональной машины - сивка-бурка, а в студёную зимнюю пору – тулуп впридачу. Сеяли, как и всюду, зерновые, сахарную свёклу, но в отличие от других, стали на голом степном месте создавать в хозяйстве плодово-ягодную отрасль. После войны был лозунг «Превратим Родину в цветущий сад». Проценко принял его к исполнению буквально. А почему б и в среднерусской полосе не наливаться под щедрым здешним солнцем фруктам-ягодам! Первые сады сажали под лопату вручную. Яблони, груши, сливы, вишни, смородину, плантации клубники. Но климат наш и на сюрпризы горазд. В суровую зиму 1978-го большая часть сада вымерзла. И снова посадили более 1200 гектаров плодовых, теперь уже с помощью техники.
В те годы переходили к внедрению прогрессивных технологий возделывания плодов и ягод, зерновых и технических культур, приготовлению кормов для животноводческой отрасли. Она тоже бурно развивалась - крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади. Занимались в «Верхнеярославском» и рыборазведением, и пчеловодством.
Уже тогда наряду с производством была и переработка. Чтобы все плоды шли в дело, работал в совхозе свой винзавод, выпускал плодово-ягодное вино, строились планы и по производству джема, варенья, конфитюра.
Своих рабочих рук не хватало, поэтому в сезон на уборку плодов сюда приезжали три бригады, как теперь называют, «гастарбайтеры» из Украины. Для таких сезонных рабочих построили три общежития, на 150 мест каждое.
Садоводческую продукцию возили в Москву, отправляли вагонами на север. Совхоз «Верхнеярославский» был как оазис.

Совхоз был как оазис

Параллельно с производством развивалась и социальная сфера. Строились квартиры для специалистов и рабочих. Более 300 человек получили новое жильё. Первая улица жилых, так называемых, «финских» домов, появилась ещё в 60-ые годы: кому в каком жить все, в том числе и директор, жребий тянули. Так до конца дней своих он в этом доме и прожил, хором себе не построил. Но при Проценко были возведены новые Дом культуры, большое совхозное административное здание, школа, больница, столовая, прокладывался водопровод, асфальтировались дороги и тротуары.
Директор заботился и о досуге рабочих. Он умел привлекать талантливые кадры и в культуру. Верхнеярославский ДК и его самодеятельность и сейчас славятся. Директор Наталья Скворцова начинала работать ещё при Проценко. И до сих пор благодарна ему за его науку: как привлекать спонсоров. К Проценко она часто обращалась за материальной помощью, и он своеобразно учил её быть настойчивой, нюни не распускать, если отказывают. Говорил: «Тебя гонят в дверь, а ты лезь в окно!»


«Время его ушло безвозвратно…»


В своё время его труд был высоко оценён. В 1964-ом Проценко был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 70-ых – высшей в то время наградой страны – орденом Ленина. Но пришли другие времена, при которых система, выстроенная Проценко, авторитарный стиль руководства, начали давать сбои, и совхоз в 90-ых сдавал одну позицию за другой. Да и не он один, многие хозяйства в то время рухнули. И не нашлось в то время у бывшего сильного Проценко настоящих единомышленников. Как сказал Гроссман в своей знаменитой книге «Человек и судьба»: «Бывает человек ещё жив, а время его ушло безвозвратно».
В 1995-ом Юрий Проценко написал заявление об уходе. А в 1996-ом его не стало. Не привыкший жить узким семейным мирком, этот большой, могучий, никогда серьёзно ничем не болевший человек, медленно угасал. Вечерами выходил на улицу, стоял и смотрел, как всё больше приходит в упадок то, что создано его многолетним трудом и энтузиазмом. Он умер в 67 лет от сердечной недостаточности.
***
На месте совхоза «Верхнеярославский» теперь множество фермерских хозяйств. И почти все они созданы на базе бывшего хозяйства, его садов, его гаражей, холодильника и мастерских.

Автор:Вера Попова