Лента новостей
Статья25 июня 2013, 12:43

Родовое поместье Ушаковых

Родовое поместье Ушаковых
Огромную культурную и историческую ценность представляет усадьба помещика А.А. Уша­кова, расположенная в селе Екатеринино. Родовое поместье включает в себя фонтаны, пруд и дендрологический парк, являющийся памятником природы федерального значения.

История екатерининской усадьбы своими корнями уходит в далёкое прошлое. Име­ние для молодого барина у разорившейся помещицы из рода Вырубовых, находившееся в Козловском уезде Там­бовской губернии, выкупил его отец, известный в Петербурге меценат и благотворитель Аб­рам Михайлович Ушаков. Сын Абрам, получив высшее образование в Петербургском университете по специальности ботаника, был полон идей и замыслов применить полученные знания на практике.
В летний полдень 1890 года А.А. Ушаков сошёл на станции Никифоровка и сразу окунулся в пекло полуденного зноя. Он, столичный житель северной лесной полосы, ни­ко­гда не бывавший нигде южнее Москвы, попал под очарование безбрежной от горизонта до горизонта шири степей с мягко волнующимся под лёгким ветром золотым морем хлебных злаков, источающим ни с чем не сравнимый аромат спелого хлеба.
Прямо у станции коляска под управлением молчаливого мужика Акима нырнула в звенящее от цикад хлебное море и покатила по дороге, оставляя за собой столб чёрной пыли. Абрам Абрамович с любопытством озирал свою будущую среду обитания. Проехали две деревни, странную для здешних мест готических очертаний церковь. Екатеринино пред­став­ляло собой два ряда по­черневших от времени изб, разделённых широкой пыльной улицей. Село выглядело вы­мер­шим, всё живое попряталось от жары в тень. В конце села, за оврагом, в очень красивом месте раскинулась усадь­ба — конечный пункт пу­тешествия А. Ушакова.
С одной стороны имение окаймлял Польной Воронеж, берега которого густо поросли осокой и камышом. Река плавно изгибалась в своих зелёных берегах и исчезала в хлебных полях. С другой стороны к нему вплотную примыкал берёзовый лес. Взойдя на невысокий пригорок, Абрам Абрамович увидел всю панораму местности: церковь, село, усадьбу, реку, глу­бокий овраг и уходящую в бесконечность золотую степь, над которой струилось жаркое марево — и всё это великолепие под ярко-голубым безоблачным небом.
Само поместье, занимавшее по площади 2000 десятин земли, находилось в запущенном состоянии. Дом окружал одичавший сад. Северо-западная часть прилегающей территории, тяготевшей к левому берегу реки Польной Воронеж, была заболочена и заросла кустарниками ивы, крушины, калины и других пород.
Большую помощь в становлении разорившегося хозяйства А. Ушакову оказывал агроном Моисей Исаакович Хом­ский. Совместными усилиями они сумели создать в Ека­те­ри­нино лучшее в уезде, а, возможно, и в губернии хозяйство. Главная и первоочередная за­да­ча Хом­ского состояла в защите урожаев от засухи, ре­гулярно терзавшей земли Там­бовщины. В целях полного ос­воения ставшей непригодной для сельскохозяйственного ис­пользования площади, в имении Ушакова были организованы мелиоративные работы. Для этого прорыли к реке осушительный канал, создали небольшие де­коративного зна­чения искусственные водоёмы и выкорчевали кустарники. Сток избыточных вод по каналу позволил понизить уровень грунтовых вод до глубины 1,5-2 метров. Таким образом, почва становилась вполне пригодной для посадки деревьев и кустарников.
Через несколько лет хозяйство Ушакова — лучшее в Коз­ловском уезде. На месте умирающего, полуразвалившегося поместья возникло процветающее рентабельное хозяйство, устроенное по последнему слову агрономической науки. Детьми и домашними делами занималась супруга Ольга Ва­сильевна.
15 десятин своей земли Абрам Абрамович отдал под опытное поле, на котором трудился земский агроном Хом­ский. Вскоре результатами деятельности Моисея Исааковича стали пользоваться и другие хо­зяева, убеждавшиеся на прак­тике в необходимости на­учной агрономии.
В 1900 году А. Ушаков пе­редал Козловскому сельскохозяйственному обществу опыт­ное поле, на котором построил двухэтажный дом — кирпичный, под железной крышей. В нём размещались лаборатории и жильё для заведующей станцией, а также складские по­стройки, необходимые станции.
Почти тридцать десятин в поместье отводилось фруктовому саду. К 1914 году он уже раскинулся на восьмидесяти десятинах. В нём росли яблони, груши, сливы, вишни, американский орех, виноград. Сад приносил доход. Ранней весной приезжали подрядчики и заключали контракт на весь урожай. Они же его и охраняли, снимали плоды и реализовывали их.
Две десятины земли занимали огороды, чья продукция шла на собственный стол.
В стороне от имения располагались животноводческие фермы. Молочное хозяйство также приносило устойчивый доход. Ушаков был одержим идеей развести в уезде породистый скот. Для этих целей он выписал из Швейцарии нес­колько десятков голов коров молочной породы — «швицы», потомство которых предлагал всем желающим. Ферму обслуживали молодые парни по найму. При ней работал не­большой перерабатывающий завод. Масло, сметану, творог, сливки, сыры продавались на Козловском рынке, где у хозяина поместья было своё место. Птицеводческая ферма тоже оказалась рентабельной, хотя первоначально замышлялась только для личных нужд. Имелись, конечно, и конюшни, какое же хозяйство без лошади? Были кони для выезда, для пахоты и тяжеловесы-битюги.
За годы хозяйствования Абрам Абрамович обзавёлся различным сельскохозяйственным инвентарём и техникой. Паровые молотилки, сеялки, жат­ки, сноповязалки, веялки, бороны. Всё это он безвозмездно давал в пользование своим крестьянам. Для обслуживания полей, вытянутых длинным прямоугольником, бы­ли построены три хутора, на каждом из которых располагался жилой дом для приказчика, свои — рига, овин, навесы для инвентаря.
Ушаков переделал барский дом с его низкими потолками и узкими окнами. За архитектурный образец он взял скромный классицизм. Провёл в дом во­до­провод, канализацию, уст­роил паровое отопление. Исчез уродливый каменный забор вокруг дома, его заменила лёгкая сетчатая ограда. Элек­троэнергию, которая шла на освещение и работу электродвигателя, вырабатывал ветряк производства «Аэромотор и К», Чикаго. В резерве имелся дизель-генератор. Вода на по­лив, хозяйственные нужды, пожарные цели бралась из Польного Воронежа. К услугам домочадцев имения Ушакова были также теннисный корт, площадка для игры в крикет, купальни на реке.
Настоящей страстью екатерининского барина являлся парк английского стиля. Для его водоснабжения он по­ст­роил со стороны лицевого фа­сада дома огромный бассейн на 40 тысяч ведёр воды. От него по вкопанным в землю трубам вода самотёком попадала в самые отдалённые участки парка. Сад раскинулся на 40 десятинах земли, под него пошли пустыри и заболоченный осинник, который Абрам Абрамович умело осушил си­стемой сообщающихся каскадных прудов.
В парке Ушакову удалось собрать богатую дендрологическую коллекцию древесных и кустарниковых пород, много эк­зотических экземпляров из разных географических широт, климатических зон и материков. Было посажено более 100 видов и разновидностей древесных и кустарниковых пород. Хозяин сам подбирал и сажал деревья и кусты, размечал и прокладывал дорожки. Впос­ледствии он пи­сал, что для не­го потная ручка лопаты подобна кисти в руках художника. Появились 5 аллей: три берёзовые, одна из смеси хвойных и лиственных пород и одна тополёвая. В парке устанавливались трельяжи, беседки, боскеты, увитые зеленью. «Сколь­­ко любви, труда и заботы!» — писал о парке петербургский журналист.
Ушаков за годы жизни в Екатеринино сделал очень много для жителей села. Им была открыта школа, которая и по сей день (правда, недействующая) стоит в центре села. Впоследствии школа преобразована в бесплатное училище для всех окрестных крестьянских детей. В голодное и за­сушливое время устраивал для голодающих бедняков столовые. Благодаря Абраму Абра­мовичу была переустроена ярославская больница, куплен для неё автоклав. Он добился повышения жалования учителям села, бесплатного медицинского обслуживания для них и их детей, настоял на том, что педагогов стали приглашать на земские собрания, выслушивать и считаться с их мнениями, нуждами, добился стипендий для поездок на учёбу за границу.
У А. Ушакова имелся редкий драгоценный дар — притягивать к себе интересных, ум­ных, увлечённых людей и со­хранять с ними дружбу годами. Он умел ценить человека, заражать своими идеями, энтузиазмом, энергией. Он высоко ценил своих помощников, хо­рошо оплачивал их труд, оказывал поддержку, и они платили ему сторицей, становясь соратниками-единомышленниками, друзьями на всю жизнь. У Абрама Абрамовича была фотокамера, и жизнь в имении обильно запечатлена на фотографиях, на которых он всегда в окружении своих помощников и друзей: отца Иоанна, агронома Хомского, управляющего Набага, садовника Ригеля, их жён, детей. Они вместе работали, жили, отдыхали. Дети Уша­кова росли рядом с крестьянскими отпрысками, играли с ними. Он никогда не изображал из себя барина, был демократичен, доступен, отзывчив.
После революции 1917 года семья Ушаковых осталась без крова и средств к существованию. Поселились в Москве, где жила их старшая дочь Ольга. Однажды к ним в гости приехали крестьяне из Екатеринино, которые привезли продукты и мясные посылки, присланные бывшим управляющим.
Нелёгкие времена пережил и парк. После 1917 года его вместе с садом передали садоводческому товариществу, занимавшемуся кроме реализации фруктов выращиванием саженцев плодовых деревьев для продажи населению. Из-за отсутствия кадров и средств надлежащего ухода за дендрологической частью парка не было. Потом парк с садом и прилегающим к ним участком пе­решёл к Ярославскому спирт­заводу. В военное лихолетье сельчанам приходилось срубать деревья и кустарники, чтобы топиться. Но всё равно парк каким-то чудом уцелел.
Сегодня в его коллекции сохранились тополь берлинский, белый, несколько вид берёз (бородавчатая, далекарлийская, бумажная). Гордо здесь стоят ель колючая, лиловая и белая сирень, много ви­дов лип, ясеней, клёнов, черёмухи.
Екатерининский дендрологический парк — гордость на­шего района, живой памятник природы, который нужно сохранить для потомков.
Судьбой родового по­местья в Екатеринино спустя многие годы интересовался внук Абрама Абрамовича — Виктор Константинович Уша­ков. Он навещал эти места, общался с жителями села, расспрашивал их о событиях минувших дней. На основе всего этого, а также дневниковых записей знаменитого деда он написал книгу, отдельные моменты которой легли в основу данной публикации.

***
Восстановлению усадьбы А.А. Ушакова посвящён проект «Славянский двор», разработанный отделом культуры администрации района. Напомним, что проект, представленный два года назад на выставке-ярмарке молодёжного событийного туризма в Москве, был признан лучшим в номинации «Народная традиция». Он предполагает проведение больших народных гуляний в имении, соединяющих в себе обычаи и традиции старинных праздников и обрядов.

Автор:Вера Попова