Жители деревни Рахманино Староказинского сельсовета, по-местному «рахманцы», ещё помнят то время, когда в каждой семье здесь было по пять-шесть детей, работали начальная школа, клуб, фельдшерско-акушерский пункт, магазин. Старожилы рассказывают, что на двух больших десятиметровых санях с тентом, «впряжённых» в гусеничный трактор, едва хватало места всем ребятишкам, которых возили в Староказинскую школу на учёбу. Люди трудились в колхозе «Рассвет»; строились, думая о будущем; держали в хозяйстве скотину. Продавали молоко, мясо, выращенные на своих огородах лук и морковь. Когда наступал сезон, возили на продажу семечки. Иная картина здесь сегодня…
Из Казинки - на выселки
У деревни Рахманино есть другое, неофициальное, название - Казинские Выселки, объясняющее, как образовался этот населённый пункт. Жители знают: далёкие их предки - выходцы из села Старая Казинка, откуда в XVIII веке они были отправлены помещиками Рахманиновыми, или «высланы», на новое место жительства, по соседству, осваивать целину, жирный степной чернозём. Недаром хоронят рахманцов в Казинке - здесь, на исторической родине, находят они свой последний приют. Так уж повелось исстари, и традиция эта свято соблюдается до наших дней.
Добраться до деревни можно полевой грунтовкой, от трассы - три километра. Когда наша легковушка нырнула в зелёные заросли, не сразу стало понятно, что мы приехали на место. Среди высоких деревьев, кустарника затерялись скромные дома местных жителей. Зарегистрированы здесь 36 человек, но проживает меньше, особенно зимой, когда старики уезжают погостить к родственникам. Но при первой же возможности, если позволяют силы, вновь возвращаются к своим очагам. Держит их родная матушка-земля, не отпускает…
Менталитет
У рахманцов есть свои отличительные особенности. О них рассказала глава Староказинского сельсовета Л.Н. Карпова:
- Было время, когда все работники конторы колхоза выезжали на прополку сахарной свёклы в поле. С самого утра, часам к шести, мы уже на месте, трудимся в поте лица. А рахманцов привозили часам к восьми, и они не сразу приступали к работе, сначала завтракали. Но потом, все как один, дружно вставали на свои грядки и быстро шли вперёд, ни разу не нагнувшись. Только тяпки в руках мелькали… Казалось, при таком подходе к делу ни о каком качестве прополки не могло быть и речи. Мы-то продвигались по своей борозде спины не разгибая, раздёргивали растения по всем правилам агротехнологии. Но когда увидели грядки рахманцов - ровные, без единого сорняка, то были поражены их умению и сноровке. Такие они - профессионалы в своём деле, азартные в работе, трудолюбивые. Сейчас в деревне практически одни старики живут, но посмотрите, какой порядок у них на огородах, в домах!.. А ещё люди здесь очень гостеприимные.
Уклад
Жизнь в Рахманино течёт мирно и размеренно. Тишину и спокойствие нарушают разве что петушиные крики на зорьке, визг электропилы во время подготовки к отопительному сезону да отдалённый гул работающей на полях сельхозтехники. Народ тут законопослушный, никаких хулиганств не чинит. Если раньше мужички, напившись до чёртиков, устраивали своим жёнам громкоголосые разборки, то нынче дебоширов этих уже и нет на свете белом.
Чужие сюда редко заглядывают. Каждый незнакомец - на виду. Однажды наведались в деревню две аферистки, да так и ушли ни с чем: местные жители, хоть и хлебосольные хозяева, но не лыком шиты, глаз у них зоркий на нечестных людей.
Зашли «гастролёрши» к одной жительнице под предлогом оформления доплаты к пенсии по старости. Одна села с хозяйкой за стол, а её напарница прошла в другую комнату, мол, ей там удобнее будет. А сама по сторонам глазами шарит, присматривается, чем бы поживиться. Это обстоятельство и насторожило сообразительную пенсионерку. Быстро она разговор закончила, из дома никуда не вышла. Более того, пригрозила, что сама всё в Пенсионном фонде разузнает… Так что нечистое дело провалилось.
А ещё рассказывают, что появлялись в деревне трое парней, которые интересовались, у кого мак на огороде растёт. Когда-то рахманцам и в голову бы не пришло, что мак - это наркотик. Сажали его для красоты или для использования при выпечке сдобных булочек и пирожков. Теперь перевели это растение от греха подальше.
Проблема - одна на всех
Несмотря на то, что в деревне нет ни магазина, ни медпункта, на жизнь рахманцы в общем не жалуются. Пенсию получают вовремя, два раза в неделю приезжает машина с продуктами и другими товарами повседневного спроса. Кроме того, дети в гости наведываются не с пустыми руками. В случае болезни медицинскую помощь оказывают специалисты Староказинской амбулатории. Водопровода здесь никогда не было, и по привычке люди ходят по воду в колодцы. У кого и своя скважина во дворе уже пробурена. А клуб и школа им теперь не нужны: детей в деревне нет, но есть телевизоры для развлечения и сотовые телефоны для общения.
Главная беда всех рахманцов - бездорожье. С асфальта до деревни - две колеи. В грязь здесь ни пройти ни проехать. Как пояснила глава Староказинского сельсовета Л.Н. Карпова, пока на отсыпку этой дороги щебнем денег нет. Но деревня не оставлена без внимания руководства района и поселения. Зимой, по мере необходимости, она чистится от снега. Конечно, это лишь частичное решение проблемы, но жизнь на месте не стоит, тем более что и в области, и в районе в последнее время всё больше внимания уделяется улучшению состояния дорог. Другое дело - доживут ли до того светлого будущего рахманинские старики…
Долгожительницы
В день приезда мне удалось пообщаться с половиной местного населения. В основном это пенсионеры. Их судьбы очень похожи. Все начали трудиться с ранних лет, пережили тяготы, связанные с войной, разрухой. Работали в колхозе, растили детей. Отдыха не знали, ведь практически все держали скотину, занимались огородничеством.
Старейшие жительницы деревни - Анна Никитична Грачёва, ей 93 года, и Анна Яковлевна Авдонина, которой пошёл 96-й год.
хманцов заботливо ухаживает её дочь Валентина. Помогает и сноха Зинаида Павловна Авдонина, которая живёт по соседству.
Анна Яковлевна охотно рассказывает о своей жизни, детях, внуках и правнуках. В 18 лет она осиротела: отец и мать в один день умерли от тифа. Пятеро ребятишек остались у неё на руках. Ни одного класса не окончила - сначала помогала родителям воспитывать младших детей, а потом и вовсе не до учёбы стало.
Замуж вышла за человека уважаемого, при должности: был он председателем ревизионной комиссии колхоза, работал продавцом в сельпо. Не посмотрела, что не было у Василия Яковлевича ноги: после войны каждый мужчина в деревне ценился на вес золота.
У Авдониных - шесть детей.
- Мама нас с ранних лет к труду приучала, - рассказывает Валентина. - Была она заботливая, добрая и не строгая, но мы её беспрекословно слушались. Она сама была для нас примером трудолюбия, уважительного отношения к людям. Никогда ни с кем не ругалась. И в колхозе работала, и скотину держала, и нас обстирывала и обшивала. А ещё она красивая была, и папа наш тоже видный мужчина. Отец давно уже умер, но мама о нём постоянно вспоминает, тоскует.
Екатерине Семёновне Семёновой - под 90. У неё необычное для деревни прозвище - Россия. Как оно прилепилось к ней - теперь никто точно и не знает. Может, потому, что у неё широкая русская душа, и она всегда думала не только о себе. Заботилась о людях, жила открыто, активно участвовала в общественной жизни. Добросовестно трудилась в колхозе, была депутатом Староказинского сельского Совета. Сейчас она тяжело больна, родственники забрали её к себе в Мичуринск.
Воспитание частушкой
Интересно было пообщаться и с другими жителями Рахманино - Зинаидой Дмитриевной Трухиной, Александрой Николаевной Грачёвой, Клавдией Тимофеевной Грачёвой, Клавдией Александровной Гореловой, Любовью Александровной Жуковой, Антониной Александровной Дубровской. Кто-то всплакнул, вспоминая о пережитом, кто-то посмеялся над своими неудачами, воспринимая их с высоты прожитых лет с юмором. Нашлась среди рахманцов и частушечница - Антонина Ивановна Грачёва. Долго уговаривать её исполнить что-нибудь не пришлось. Только вздохнула: «Эх, гармони, жаль, нет», - и запела:
Ах, дед бабку
Посадил в шапку,
Закрыл её сковородой,
Чтобы стала молодой.
А дальше, вслед за ней, и другие стали подпевать. Вот и праздник на деревенской улице.
- Нам без частушек нельзя, - смеётся одна из женщин, - они нам жить помогали. Бывало, мужики напьются, начнут нас гонять, а мы - в кусты. Отсидимся там, пока они не заснут, и вылезаем. На душе черным-черно. Что остаётся? Только частушки сочинять. Муж голос повысит, а ему в ответ - не грубое слово, а припевка озорная, с намёком, чтобы пристыдить за дурость. И помогало не раз…
У мужчин - свои интересы
Особнячком держались мужчины. У них свои разговоры, общие интересы. Пользуясь случаем, обсудили последние новости, поделились наблюдениями, где и какие грибы, ягоды подошли…
Александр Тимофеевич Зотов 46 лет отработал в колхозе - весовщиком, бригадиром полеводческой бригады, учётчиком. Никуда не уезжал из родной деревни. Здесь и живут с супругой, а дети устроились в Москве и Мичуринске.
Игорь Митрохин - самый молодой житель Рахманино, ему 45 лет. Он окончил техникум, работал агрономом в Белгородской области, в липецком тепличном комплексе. Но вернулся на родину, где у него пожилая мать, и не жалеет об этом.
- Город не люблю, - признаётся он. - Плохо, что нет работы. Но без дела не сижу. Живём за счёт огородной продукции. Подрабатываю на току, сортирую зерно. Из живности - только куры. Раньше коров и поросят держали, а сейчас - выгоды нет. По праздникам собираемся вместе. И поговорим, и посмеёмся.
Игорь - человек любознательный. По веточкам собирает своё генеалогическое древо. В огороде даже нашёл как-то медные монеты 1747 года. В свободное время плетёт кошёлки для хозяйственных нужд. Любит посидеть с удочкой на местной речке Воронке, почитать интересную литературу. Какие-то книги покупает, какие-то в библиотеках берёт. А вот семьёй не обзавёлся.
- Кто, - говорит, - в нашу глушь поедет? Я-то привычный, вырос здесь.
С надеждой
на будущее
С невестами и женихами в Рахманино действительно проблема. Вся молодёжь давно разъехалась. Перебрались парни и девчата в основном в Москву. Один обосновался там - других за собой потянул. Кто-то переехал в Мичуринск, другие города. Многие устроились неплохо, благодаря своим способностям и родственным связям.
А те, кто остался, продолжают любить свою малую родину, выращивать цветы в палисадниках, по-хозяйски ухаживать за землёй, доставшейся им от дедов и прадедов. И не потому даже, чтобы себя прокормить и на хлеб с маслом осталось. Просто по-другому они не могут и не хотят: крестьянская закваска у них в крови.
Вот так и живут последние из коренных рахманцов - тихо и мирно, радуясь каждому погожему дню; надеясь, что когда-нибудь (желательно побыстрее!) появится у них надёжная дорога, связующая этот заповедный уголок с внешним миром, поступит в деревню природный газ. Тогда, возможно, и откроются новые горизонты у этой старинной русской деревеньки, для жителей которой она святая, как хлеб…
Фото автора