Лента новостей
Статья20 августа 2013, 10:44

Крах операции "Цитадель". К 70-летию завершения Курской битвы

Крах операции "Цитадель". К 70-летию завершения Курской битвы
В истории часто встречается понятие "коренной перелом". Под ним понимается событие, радикально меняющее естественный ход вещей. Таким событием была Октябрьская революция 1917, изменившая общественный строй России. В этом же ряду - коллективизация крестьянства конца двадцатых начала тридцатых годов, уничтожившая наиболее деятельную и предприимчивую часть сельского населения. Сейчас мы являемся свидетелями и участниками очередного "коренного перелома" - на этот раз в сознании людей. На смену ценностным понятиям "честь", "совесть", "достоинство" приходят такие, как "бессовестность, "лизоблюдство, "приспособленчество", "беспринципность".
Курская битва завершила "коренной перелом" в Великой Отечественной войне (мне очень неприятна аббревиатура ВОВ), то есть изменила её ход, вектор военных действий и многое что другое.

В ходе зимне-весеннего наступления Советской армии 1943 года на советско-германском фронте в районе Курска и Белгорода образовался выступ, который защищали войска Центрального (командующий К. Рокоссовский) и Воронежского (командующий Н. Ватутин) фронтов. Протяжённость его составляла 550 километров. Немецкое командование предполагало ударами с севера и юга срезать основание выступа, окружить и уничтожить находящиеся внутри фронты. 15 апреля 1943 года Гитлер отдаёт директиву № 6 о проведении операции "Цитадель". В ней, в частности, говорится, что "на направлении главных ударов должны использоваться лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов". 3 мая план операции был окончательно утверждён. 5 мая о плане узнали в советском Генштабе (постарались ровенские партизаны и разведчик Н. Кузнецов).
Стороны стали готовиться к операции.
В Германии была проведена тотальная мобилизация (до 45 лет), в войска стала поступать новая техника: средний танк "пантера" (Т-V), тяжёлый танк “тигр” (Т-VI), самоходная артиллерийская установка (САУ) "фердинанд", истребитель "Фоке-Вульф-190А", штурмовик "Хейнкель-129". Если "пантеры" наших танкистов и артиллеристов не впечатлили, то о "тиграх" надо сказать особо. Это был очень приличный танк с массой достоинств и недостатков. Из моделей, представленных Гитлеру конструкторами Э. Андерсоном и Ф. Порше, фюрер выбрал первую. Технические параметры: бензиновый мотор, 100 мм броня, 88 мм зенитная пушка, переделанная в танковую, 57 тонн веса, экипаж - 5 человек. За годы войны выпущено 1350 машин (в том числе в 1942-43 г.г. - 727). Бронелисты соединялись по принципу конструктора "Lego" (паз-выступ) вертикально, швы сваривались. Вопреки общепринятому мнению, 76 мм пушка Т-34 не пробивала лобовую броню "тигра" (300 мм), а только сзади и сбоку и то с расстояния 400 м. Тогда как "тигры" пробивали Т-34 "в лоб" с расстояния 1,5 километра. Ситуация поменялась уже в ходе Курской битвы, когда появились "тридцатьчетвёрки" с 85-миллиметровыми пушками, 152 мм САУ, зенитные пушки (85 мм). Это оружие разбиралось с "тиграми" с расстояния в 2 километра. Недостатком немецких тяжёлых танков была ширина гусеницы (они не могли быть уже из-за веса танков). "Тигры” не помещались на обычных железнодорожных платформах. Гусеницы надо было снимать, а после доставки - надевать. Каждая гусеница весила 2,5 тонны. Гусениц две… Экипаж - пять человек... Весело… Танки были хороши, если их доставили к месту боя. Кроме того, они кушали много бензина.
Но немцы очень уповали на технику. И, не беспочвенно. Именно она обеспечила им победы 1939-42 г.г. В Германии усиленно распространялись слухи о "новом оружии", которое вот-вот будет создано, гражданам постоянно напоминалось о том, что поражения доблестные немецкие солдаты терпели только зимой, а летом всегда побеждали, что Бог покровительствует фюреру и т.д.
Советская сторона также готовилась к летним боям. Экономика перестроилась на военный лад уже к середине 1942 года, и в 1943 году тыл давал фронту всё, что требовалось, и в необходимых количествах.
На направлении главных ударов немцы сосредоточили 900 тысяч человек (20 процентов всех войск на советско-германском фронте), около 10 тысяч орудий и миномётов, до 2700 танков и штурмовых орудий, свыше 2 тысяч самолётов. С севера выступа удар наносила группа армий "Центр" (командующий Г. Клюге), и в первую очередь - 9-я армия (командующий В. Модель), с юга - 4-я танковая армия (Г. Гот) и оперативная группа "Кемпф" (Э. Манштейн).
Войска Центрального и Воронежского фронтов насчитывали 1,3 миллиона человек, 3,3 тыс. танков и САУ, 19,3 тыс. орудий и миномётов, 2650 самолётов. Кроме того, в тылу (на всякий случай) был создан резервный - Степной фронт (И.Конев), который включал в себя ещё 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков и САУ, 7,5 тыс. орудий и миномётов.
Мы видим, что советские войска имели существенное превосходство в живой силе и технике и вполне сами могли наступать. Однако, Ставка приняла решение о преднамеренной обороне. Цель - вымотать немцев в оборонительных боях, а затем перейти в контрнаступление. С севера и юга выступа было создано 8 оборонительных линий глубиной до 200 километров, солдаты вырыли траншеи и окопы общей протяжённостью 9240 километров. Координировали действия наших войск зам. Верховного Главнокомандующего Г. Жуков и начальник Генштаба А. Василевский.
Нашему командованию была известна не только дата наступления врага, но и время. Разведка указала и места сосредоточения немцев. Рокоссовский предложил нанести упреждающий артудар по местам предполагаемого сосредоточения. Г. Жуков, как представитель Ставки, отказался санкционировать данное деяние, мотивировав свой отказ тем, что может иметь место дезинформация, стрелять будут по пустым местам, а снаряды дорого стоят. Рокоссовский взял ответственность на себя. 5 июля 1943 года в два часа двадцать минут тихую июльскую ночь расколол грохот канонады. 600 стволов и два полка "катюш" извергали смертоносный огонь. Эффект был неплохой, но ожидали большего… Г. Жуков в своих "Воспоминаниях и размышлениях" покритиковал командующего, мол, “контрподготовку начали слишком рано: немецкие солдаты ещё спали в окопах, блиндажах и оврагах, а танковые части были укрыты в выжидательных районах. Лучше было бы начать на 30-40 минут позже". Кто мешал ему это высказать на командном пункте, а не после смерти Рокоссовского?
Около 5 часов утра появились немецкие самолёты, заговорила их артиллерия. Операция "Цитадель" началась…
Хронология Курской битвы всем известна: с 5 по 12 июля - оборонительный этап, с 12 июля по 23 августа - наступательный. Не будем здесь пересказывать то, что описано во многих исследованиях, мемуарах, статьях. Ограничимся только основными моментами великого противостояния, малоизвестными фактами, примерами массового героизма советских солдат.
Тактические приёмы в этой битве отсутствовали. Противники, словно сговорившись, избрали самый простой - стенка на стенку, лоб в лоб. За первую неделю немцы на севере выступа продвинулись на 12 км, на юге - на 35 км. Семь дней и семь ночей войска обескровливали друг друга, пока немцы не выдохлись. Это заставили их сделать советские солдаты. В районе деревни Ольховатка танковый батальон капитана Михеева сразился на Т-34 (76 мм) с "тиграми". Подпустили, били в упор, не пропустили, погибли все... Рядом, у деревни Самодуровка, дорогу танкам преградила батарея капитана Игишева. Тридцать танков навалились на батарею, 19 - артиллеристы сожгли, остальные повернули обратно. Погибли все…
6 июля лётчик-истребитель А. Горовец, возвращаясь с задания, увидел большую группу вражеских бомбардировщиков, но из-за повреждения рации не мог сообщить об этом своим. И он решил атаковать в одиночку! 9 самолётов сбил лейтенант в ходе этого боя, но и сам погиб. В этот же день открыл свой боевой счёт впоследствии трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб: до конца войны он собьёт 62 самолёта противника.
12 июля состоялось грандиозное танковое сражение под Прохоровкой. Это был встречный бой (опять стенка на стенку) между двумя немецкими танковыми армиями и 5-й танковой армией П. Ротмистрова на поле размером 5х12 километров. Сколько там реально танков и САУ участвовало и каковы потери сторон, неясно до сих пор. Ротмистров называл 1500 (700 немецких и 800 советских). Однако, согласно последним рассекреченным документам (см. "Родина” № 7, стр.4 за 2013 год) под Прохоровкой в бою участвовало с советской стороны 724 бронеединицы, с немецкой - 267, то есть всего 991.
Если это так, то и с потерями полный "туман". Во всех справочниках наши потери оцениваются в 300 единиц (что вполне вероятно), а немецкие - 350 единиц (что совсем непонятно). Но, как бы то ни было, наши победили! Это факт. Фактом является и то, что потери вермахта оказались невосполнимыми. Это признают и немецкие военачальники.
Во время Прохоровского сражения войска Центрального фронта перешли в контрнаступление на орловском направлении (операция "Кутузов"), а чуть позднее - и на белгородском (операция "Румянцев"). Противоборствующие стороны подтягивали в район битвы всё новые и новые силы. Чтобы затруднить получение резервов вермахтом перед партизанами была поставлена задача нарушения коммуникаций в тылу группы армий "Центр". Такие попытки предпринимались и раньше с помощью бомбардировочной авиации, но они приносили небольшой результат. Немцы надёжно прикрывали транспортные узлы зенитной артиллерией и истребителями ПВО.
14 июля 1943 года центральный штаб партизанского движения отдаёт приказ "Рельсовая война". Руководит операцией главный советский диверсант Илья Старинов. В течение 40 дней на местности протяжённостью около 1000 километров по фронту и 750 километров в глубину идёт война на железной дороге. 100 тысяч партизан и отряды диверсантов НКВД взрывают вражеские поезда, разбирают пути, выводят из строя стрелки. Пропускная способность железной дороги снизилась на 35-40 процентов, враг много чего недополучил.
Однако, масштабы кровавой мясорубки растут. 19 июля в действие вводится Степной фронт, затем - Брянский (командующий М. Попов) и Западный (В. Соколовский) фронты. Теперь роли поменялись, уже Советской армии приходится преодолевать глубокоэшелонированную оборону врага. Немцы дрогнули. Сражаясь на выступе, за своей спиной, в тылу, они начинают строить две линии укреплений (в районе Брянска и на правом берегу Днепра). В победу в битве они уже не верят.
5 августа советские войска освободили Орёл и Белгород. В честь этого события в Москве впервые был дан праздничный салют. В дальнейшем салюты, знаменовавшие освобождение наших городов, стали славной традицией. 23 августа был взят Харьков. С освобождением этого города Курская битва завершилась.
Теперь о потерях сторон и значении битвы.
Фашисты в боях в районе Курской дуги потеряли около 500 тысяч человек, в том числе 245 тысяч безвозвратно (погибли и умерли от ран), 1500 танков, 3700 самолетов. Потери советской стороны составили: по личному составу - 863 тысячи человек, в том числе безвозвратно - 254 тысячи, 6 тысяч танков и САУ, около 1600 самолётов. Читателю надо иметь в виду, что в ходе битвы численность сражающихся и техники постоянно возрастала за счёт пополнений (к концу сражения - 4 миллиона человек). Победа досталась очень дорогой ценой, а за ценой, как известно, мы не постоим.
К сожалению, для власти того времени люди были "человеческим материалом", также как сейчас - "электоратом".
Значение битвы велико.
Стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. После Курска уже наша Ставка планировала операции, а враг к ним приспосабливался, а не наоборот. Наши солдаты показали, что немцев можно бить не только зимой, но и в любое другое время года.
Со второй половины 1943 года и техническое превосходство начинает переходить в руки советских вооружённых сил. В войсках появляются танки ИС-2, истребители Ла-5, штурмовики Ил-2, артиллерия и так у нас была лучше. Немцы пытаются ответить тем же. Инженеры вермахта создают "Тигр II" ("Королевский тигр"),188-тонный "маус", ведутся работы над ракетным ("новым") оружием ФАУ, но успеха это не приносит.
После неудачи под Курском и немцы начинают переосмысливать то, что произошло, куда завёл их Гитлер, что их ожидает. В армии наблюдаются первые случаи дезертирства. Многие чувствуют себя преданными. 40-летние дяди третьего призыва, задача которых охранять склады где-нибудь под Парижем, вдруг оказываются в самом пекле под Курском. Да и молодые солдаты смутно начинают понимать перспективу: они не будут загорать на пляжах северных берегов Чёрного моря, а, скорее всего, будут валить лес на южных берегах Белого моря.
Теряется вера в Гитлера как в Бога (Бог не может проигрывать три сражения подряд). Формируется генеральская оппозиция фюреру, которая выливается в заговор 20 июля 1944 года. Меняется настроение внутри страны. Это хорошо чувствует министр пропаганды Й. Геббельс. Ему принадлежит фраза: "Пессимисты опаснее воздушного террора: ибо разрушенные дома можно восстановить, а разрушенные сердца - никогда!"
Теперь все силы нацистской пропаганды направляются на создание оптимистической картины немецкого бытия: в кинотеатрах крутят комедии, по радио - марши и бравурную музыку, на улицах развешиваются радостные плакаты, по каждому поводу устраиваются праздники (какие-то аналоги напрашиваются, но не будем об этом).
Говорят, после Курска изменился и характер вождя германской нации. Он изгнал из своего окружения значимых людей, которые хоть изредка могли сказать ему правду, окружил себя адъютантами, подхалимами и секретаршами. Гитлер начинает бояться за свою жизнь, редко покидает свою горную резиденцию "Бергхоф" и появляется на публике, постоянно меняет места и время проводимых совещаний, меньше верит армии и больше - СС.
В Советском Союзе ситуация прямо противоположная. Люди реально осознали, что их жертвы не напрасны, что враг будет изгнан, что победа будет за нами. Лозунг начала войны стал твёрдым убеждением. Но до победы надо было идти ещё почти два года.
Автор:р. п. Знаменка