Лента новостей
Статья22 августа 2013, 13:00

Оптимизм - ей подмога

Дети войны… На их долю выпало немало трудностей и переживаний. В глубоком тылу они не видели врага в лицо, но наравне со своими отцами несли непосильную тяжесть военного времени. Их фронт был на полях и заводах, где, встав в один строй рядом с взрослыми, дети помогали в меру сил и возраста. В городах и сельской глубинке всё делалось для фронта, для победы.
Анна Николаевна Бедина уроженка села Троицкое в пятилетнем возрасте стала главной помощницей для матери и няней для младших сестёр. Война унесла всю радость и веселье, начались тяжёлые военные годы. Глава семьи Николай Иванович Гуляков ушёл на фронт, а мать Анна Тихоновна, оставшись одна с тремя малолетними детьми, долго плакала. Тогда ещё маленькая Анечка Гулякова, наверное, не вполне осознавая всей беды свалившейся на плечи народа, оказывала посильную помощь по дому. Пока мать ранним утром уходила на хутор получать продукты, старшая дочь пекла блины для квартировавших у них трактористов. Чтобы поставить сковороду на таган, ей приходилось вставать на маленькую скамейку. Только так она доставала до шестка, где стоял таган. Свернув жгут из соломы, ловко разводила огонь и наливала тесто на шипящую сковороду. К возвращению матери женщина-тракторист и мальчик-плугочист были накормлены. Помогала она печь и пресные лепёшки, которые отправляли на фронт. А летом дети работали в поле - пололи просо от сорняка.
Осенью 1941 года в дом пришла страшная весть. На передовой под Воронежем, попав под вражескую бомбёжку, погиб отец и муж. Получив похоронку, мать тяжело заболела, и жить стало ещё труднее. Отца Анна Николаевна и сегодня вспоминает, не сдерживая слёз:
- Добрый он был, работящий. Работал бригадиром-полеводом в колхозе «2-я пятилетка». Да вот война проклятая не дала пожить.
Когда Анне Николаевне исполнилось семь лет сосед, работавший счетоводом, устроил её в колхоз, где она стала носить колхозные бумаги со сведениями. Бегая в сельсовет за 3 километра с документами, она зарабатывала для семьи зерно. Часто брала с собой младшую сестрёнку, чтобы в сумерках было не страшно идти через овраг, где по слухам ночами ходила женщина с распущенными волосам. Конечно, девочка никого ни разу не видела, а идти всё равно было жутко. Порой, попав под дождь, приходилось заночевать в соседней деревне Маливиновке. Осенью, получив положенный пай, колхозники везли зерно на мельницу в Александровку. Глядя на маленькую девочку, заведующий мельницей дядя Стёпа всегда проникался сочувствием к малышке и помогал ей поставить мешок на весы, а потом высыпать в бункер. А дома из муки и натёртой картошки в русской печке пекли вкусный домашний хлеб.
После войны деревня стала оживать. Мужчины возвращались домой. Жизнь потихоньку налаживалась. Окончив 4 класса, Анна Николаевна продолжала работать теперь уже за деньги. Каждый месяц приносила матери по 50 рублей. На смирной лошадке по кличке Сивуха возила в Сулак молоко. Лишь только займётся рассвет, она уже бежит по мокрому от росы лугу на пастбище, находит свою Сивуху, снимает путы с передних ноги и ведёт к конюху, который запрягает лошадь в повозку. Не обходилось и без приключений. Однажды переправляясь через небольшой овражек, Сивуха, споткнувшись на подъёме, упала, и покатились фляги с молоком какая куда. На счастье мимо проезжали мужики на мельницу. Они то и помогли девочке выбраться из оврага.
Когда Анне Николаевне исполнилось 15 лет, в уборочную страду директор МТС под свою ответственность взял её весовщицей. Закрепили за ней комбайн «Коммунар» Василия Сталеварова из Скачихи, за которым она вела учёт зерна, а вечером отправляла сведения в МТС о проделанной за день работе. Зерно мерила ящиком на 50 килограммов. Женщины засыпали и высыпали зерно, а она ставила палочки за каждый ящик.
Однажды в деревню приехала сестра отца и забрала племянницу в Магнитогорск, где устроила её на рудообогатительную фабрику. Три месяца Анна Николаевна училась на мотористку транспортёра, который подавал руду, а потом её перевели на магнитные сепараторы и платили по 5 разряду. Заработки были хорошие, и девушка стала покупать себе обновки. Собираясь в отпуск на родину, она накупила в подарок сёстрам и маме модные в то время газовые платки, а проезжая через Москву прихватила ещё кренделей. А так как руки были заняты, то связку с кренделями пришлось повесить на шею. Так и приехала в родительский дом. А по окончании отпуска вместе со старшей сестрой уехала в Магнитогорск и средняя сестра Зина, а потом и младшая - Юля.
Но судьба распорядилась так, что Анне Николаевне пришлось вернуться в родные места. Оставшись одна, постаревшая мама тосковала и плакала. И старшая дочь приехала домой. Почти все подружки к тому времени повыходили замуж.
- Девка я тогда была первый сорт, - говорит Анна Николаевна. – В деревню вернулся из армии брат моей подруги. Вот он то и стал моим мужем.
В 1958 году в семье Бединых родилась первая дочь, в 1960-м - вторая. Муж трудился в колхозе, девочки подрастали. И семье пришлось подумать о переезде, так как в Сулаке была семилетняя школа. Прочитав в газете объявление о том, что в «Сельхозтехнику» требуются трактористы, Бедины, собрав нехитрые пожитки, переехали в Умёт. Как и было обещано, семье предоставили квартиру. Но новое жильё не порадовало, а заставило засучить рукава и приступить к работе. В квартире стояли одни щиты, а через щели в потолке можно было увидеть небо. Анна Николаевна сама обила стены дранкой, обмазала глиной. Сложили, оштукатурили и побелили печь и стали жить. В маленьких комнатках поселилась семья из четырёх человек и свекровь.
Муж пошёл работать трактористом, а Анна Николаевна устроилась в «Сельхозтехнику» рабочей по складу запчастей и инструментальщицей. Обшивала сиденья всех марок машин, выучилась на вулканизатора, окончила тракторные курсы. Когда на складе заболел кладовщик С. Макаров, Анна Николаевна сменила его, приняв склад. Сначала работала с З. Мирошкиной, потом её помощницами были Т. Сенаторова и В. Денисова. Работы было много, особенно бумажной волокиты. Часто отчёты приходилось брать на дом и делать по ночам. В коллективе Анна Николаевна пользовалась уважением и, являясь членом рабочего комитета, всегда была на стороне рабочего класса. Помогла получить квартиры многим молодым семьям.
Работа на складе, где хранились не только запчасти, но и ядовитые жидкости, такие как ацетон, тормозная жидкость, краска и прочее, впоследствии сказалась на здоровье. Анна Николаевна перенесла операцию на желудке. Оперировал её наш земляк Алексей Иванович Копылков в Москве в больнице им. Боткина.
- Благодаря ему я и сегодня живу на белом свете, - говорит она. - Я очень благодарна Алексею Ивановичу и всем медикам.
Анне Николаевне сегодня 77 лет. Она живёт в районном посёлке. Несмотря на возраст и сопутствующие ему болезни, она с оптимизмом встречает каждый новый день и молится о здоровье и благополучии своих близких. Вера в свои силы и Бога помогает ей на протяжении всей жизни.
Автор:Галина Ситникова