Лента новостей
Статья4 сентября 2013, 09:39

Учить и воспитывать по новым стандартам

29 декабря 2012 года Президент России В.В. Путин подписал Закон "Об образовании в Российской Федерации", который с 1 сентября текущего года вступил в силу. Этот документ устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно Закону "Об образовании в Российской Федерации" стратегическим направлением является введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) как в общем, так и дошкольном образовании.
В преддверии начала нового учебного года педагогическое сообщество нашего района уже приступило к его реализации, и 27 августа в Староюрьевской средней общеобразовательной школе прошли заседания по предметным секциям, где обсуждались основные проблемы по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, были выработаны механизмы их решений.
28 августа состоялся "круглый стол", где были подведены итоги реализации проекта модернизации муниципальной системы общего образования Староюрьевского района в 2012 - 2013 учебном году и определены задачи, стоящие перед системой образования района на предстоящий учебный год. В частности, были рассмотрены следующие вопросы: система дошкольного образования в условиях принятия Закона и введение ФГОС дошкольного образования в дошкольных организациях; качество образования и система его обеспечения в образовательном учреждении; результаты и объективность проведения ЕГЭ и ГИА; повышение социального статуса дополнительного образования в контексте реализации Закона "Об образовании"; проект Закона "Об образовании в Тамбовской области" и проекты региональных нормативных актов, необходимых для реализации Федерального закона; дистанционное обучение как фактор расширения образовательного пространства развития личности; проект концепции по развитию математического образования (проблемы и перспективы); построение внутришкольной системы мониторинга качества образования, отвечающей требованиям ФГОС; создание доступной среды, обеспечивающей обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении; расширение государственно-общественного управления образовательным учреждением; организация воспитательной работы в условиях современной школы и другие.
Руководитель филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в селе Крутовском Надежда Васильевна Стребкова, говоря о дошкольном образовании, закрепленном в главе 10 Федерального закона, отметила, что на основании Постановления администрации Староюрьевского района от 23.08.2013 года № 548 "О группах предшкольной подготовки в образовательных учреждениях в 2013 - 2014 учебном году" со 2 сентября школа продолжит работу по кратковременному пребыванию детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс будет идти в соответствии с Едиными требованиями, отражающими базисное содержание воспитания и обучения детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В этом году предшкольную подготовку будут посещать четыре ребенка, для которых созданы все необходимые условия. На основании Постановления администрации Староюрьевского района от 23.08.2013 года № 549 "О вариативных формах дошкольного образования в образовательных учреждениях Староюрьевского района в 2013 - 2014 учебном году" в школе в целях психолого-педагогического сопровождения дошкольного образования детей, воспитывающихся в условиях семьи, для родителей организован консультативный пункт, который будет работать четыре раза в месяц. Основными задачами консультативного пункта являются: оказание всесторонней помощи родителям в обеспечении условий для развития детей, не посещающих образовательное учреждение; помощь родителям в вопросах воспитания; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом и социальном развитии детей.
Проблемы дошкольного образования осветила ответственный за управление филиалом МБОУ Староюрьевской СОШ в селе Большая Дорога Маргарита Валентиновна Чурилова. "Сегодня, - сказала она, - действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, и они состоят из двух частей: требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены. Никакой итоговой аттестации не будет, это норма Закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений и родители понимали, над чем им работать дальше".
Маргарита Валентиновна также отметила, что на сегодняшний день мнений по введению федеральных государственных образовательных стандартов много, и все они разные. Одни считают, что данный Стандарт вводить надо, так как на сегодняшний момент в детских садах обучение ведется по устарелым программам, то есть ребенка учат тому, что он знал еще в год. Есть суждения и о том, что из ребенка сделать "гения" легче в возрасте от года до шести лет, а в семь - сделать это труднее. И как вводить стандарт, если проведенный специалистами мониторинг показал, что воспитатели детских садов в 95% - троечницы.
Свое мнение по выстраиванию системы оценки результатов дошкольного образования высказала и заведующая детским садом "Радуга" В.И. Свидерская. "Предстоит большая работа, - сказала она, - по переподготовке педагогических кадров учреждений дошкольного образования, по организации методического сопровождения введения ФГОС, по выстраиванию системы оценки результатов дошкольного образования".
Участники "круглого стола" говорили и об обозначенных пяти направлениях в области общего образования. И надо отметить, что значительная часть учителей уже перешла на новые направления и проектируют учебные занятия, способствующие формированию универсальных и предметных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Староюрьевской СОШ Е.Е. Стуканова, рассказывая о модели дистанционного обучения как факторе расширения образовательного пространства личности, отметила, что обучающиеся дистанционно осваивают программы профильного обучения, а также осуществляют подготовку к ЕГЭ, ГИА. "В конце 2012 - 2013 учебного года, - сказала она, - среди обучающихся было проведено анкетирование по выявлению значимости дистанционного обучения. В результате анализа выявлены следующие результаты: помогло в подготовке к экзамену - 72%; не помогло в подготовке к экзамену - 22%; затрудняюсь ответить - 6%.
К сказанному Елена Евгеньевна добавила, что главной проблемой дистанционного обучения школьников является неумение работать самостоятельно, поэтому педагогам приходится контролировать выполнение заданий.
Участники "круглого стола" говорили и о профильном обучении старшеклассников, а также создании доступной среды, обеспечивающей обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях района. Было подчеркнуто, что учителям и детям надо быть толерантными к детям с проблемами здоровья, необходимо проводить грамотную разъяснительную работу и на деле доказывать, что школа способна обучать и воспитывать детей вне зависимости от их индивидуальных особенностей.
В условиях современной школы не теряет свою актуальность и организация воспитательной работы. В Законе "Об образовании" воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Староюрьевской СОШ Н.А. Стребкова, докладывая коллегам о проделанной в школе работе по патриотическому, экологическому воспитанию, по привитию культуры здорового и безопасного образа жизни, заметила, что важным условием развития личности школьников является их участие в социально-значимых проектах, клубах и дополнительном образовании.
О том, какую роль в педагогическом потенциале играет дополнительное образование детей, рассказала директор МБОУ ДОД Центра детского и юношеского творчества И.И. Беленова.
Председатель управляющего Совета Староюрьевской СОШ В.А. Андреев, говоря о повышении открытости системы образования района и обеспечении общественного участия в деятельности образовательных учреждений, отметил, что образование все больше становится сферой общественных интересов, и в связи с этим одно из важнейших условий эффективности работы школы - это открытость ее деятельности для всех общественных групп, организаций и структур, заинтересованных в ее позитивном развитии.
В ходе работы "круглого стола" участниками были рассмотрены и такие вопросы, как внедрение новых финансово-экономических механизмов модернизации дошкольного, общего и дополнительного образования, создание оптимальных условий для укрепления здоровья обучающихся, так как развитие физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства.
Шла речь и о роли математики в современном мире и в России. Педагоги считают, что этот предмет лежит в основе всех современных технологий и научных исследований и может стать национальной идеей России XXI века. Шел разговор и об этической стороне ЕГЭ, в прошлом учебном году эта проблема приобрела особую остроту и актуальность, а также об объективности оценки учебных достижений, которые проверяются в ходе проведения ЕГЭ, обсуждались и другие вопросы, напрямую касающиеся принятого Закона "Об образовании".
Участники "круглого стола" приняли решение: на муниципальном уровне продолжать дальнейшую реализацию приоритетного национального проекта "Образование", основных направлений национальной образовательной стратегии "Наша новая школа"; принимать участие в государственной программе Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области на 2013 - 2020 годы"; продолжать работу по этапному введению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; обеспечивать материально-техническое оснащение основного (общего) образования в целях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов; повышать профессиональную компетентность педагогических кадров посредством прохождения курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, проведения аттестации работников на квалификационные категории и соответствие занимаемой должности; обеспечивать открытость и доступность информации о деятельности образовательных учреждений посредством размещения ее в сети Интернет и в СМИ.
По повышению качества дошкольного образования - обеспечить доступность качественного образования путем развития вариативных форм дошкольного образования; сформировать систему одаренности детей в раннем возрасте; создать систему ранней диагностики детей для выявления индивидуальных особенностей и способностей детей дошкольного возраста; изучить ФГОС дошкольного образования, создать условия для его введения.
По повышению качества общего образования - использовать разнообразные формы работы с одаренными детьми; совершенствовать методы стимулирования достижений одаренных детей; проектировать индивидуальные образовательные программы; использовать новые информационные технологии с включением телекоммуникационных проектов и дистанционного обучения на профильном уровне в сфере работы с одаренными детьми; постоянно организовывать и проводить олимпиады и конкурсы школьников; развивать доступную среду, обеспечивающую обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении; развивать опыт дистанционного обучения детей-инвалидов; интегрировать общие и дополнительные виды образования.
По объективному проведению процедуры оценки качества образования - усилить внешний и внутренний контроль на различных уровнях образования; совершенствовать внутришкольную систему мониторинга качества образования, отвечающую требованиям ФГОС; распространить практику введения портфолио как учета личных достижений обучающихся; повысить открытость образования.
По повышению качества дополнительного образования - обеспечить взаимодействие между учреждениями общего дополнительного образования; разработать модульные программы по реализации ФГОС; разработать комплексные программы досугового направления в рамках сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры.
По проекту Закона "Об образовании в Тамбовской области" - одобрить проект Закона "Об образовании в Тамбовской области", так как важным моментом общих положений проекта является установление правовых, организационных, экономических особенностей функционирования и развития системы образования в регионе.
По совершенствованию дистанционного образования - продолжить практику дистанционного образования в НП "Телешкола" на профильном уровне и при подготовке к ЕГЭ, ГИА и мониторингу 4 классов; усилить контроль со стороны руководителей, участвующих в проекте "Обучение с использованием Интернет-технологий", педагогов-кураторов, сетевых преподавателей за прохождением старшеклассниками материала по предметам на профильном уровне и при подготовке к ЕГЭ, а также девятиклассниками - при подготовке к ГИА.
По проекту концепции по развитию математического образования - принять за основу проект концепции по развитию математического образования, разработанный Московским государственным университетом им. Ломоносова, так как данный проект в большей мере обеспечивает реализацию математического образования в школах.
По совершенствованию внутришкольной системы мониторинга качества образования - разработать Положение о внутришкольном контроле (ВШК), в котором будут заданы все показатели, критерии каждого образовательного результата, состав комиссии по ВШК, в которую рекомендуется ввести не только управленческий аппарат, членов методических объединений, но и родительскую общественность; разработать план внутришкольного контроля на уровне общеобразовательного учреждения на 2013 - 2014 учебный год.
По созданию доступной среды, обеспечивающей обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья - разработать нормативно-правовую базу образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках долгосрочной целевой программы области "Доступная среда на 2011 - 2015 годы"; с 1 сентября 2013 года в рамках государственной программы РФ "Доступная среда" и долгосрочной целевой программы области "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" в филиале МБОУ Староюрьевской СОШ в селе Новоюрьеве реализовать образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
По расширению государственно-общественного управления образовательным учреждением - организовать совместную деятельность органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, средств массовой информации, родительской общественности в эффективном обучении, воспитании, развитии, самоопределении и социализации обучающихся.
По организации воспитательного процесса - разнообразить организационные модели внеурочной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, расширить клубную форму организационной внеурочной деятельности, организовать научно-исследовательскую работу с одаренными детьми и талантливой молодежью во внеурочное время.
В работе "круглого стала" участие приняли глава района С.А. Чиркин, начальник отдела образования администрации района В.М. Копылов.
Нина ЛАСКИНА.
Автор:Н. Ласкина