Лента новостей
Статья25 сентября 2013, 08:00

Потенциал музейной педагогики. Цифры и факты.

Как уже сообщалось в нашей газете, в преддверии нового учебного года на территории муниципалитета на шести рабочих площадках педагоги провели совещания, в повестку которых были включены ключевые вопросы, связанные с новым законом «Об образовании». В их числе музейная педагогика. В чем она заключается, какие цели преследует и ставит задачи, каковы принципы и методы - об этом и состоялся разговор учителей, уже не первый год практикующих музейную педагогику в деле воспитания подрастающего поколения, накопивших значительный опыт.
В качестве площадки для проведения этой встречи был выбран Паревский филиал Инжавинской средней школы, где с 1995 года функционирует прекрасный музей, созданный учителем-краеведом Т.И. Тюриной вместе с учениками, при поддержке коллег и местного населения.
Сегодня общепризнано: музей - важный элемент развития человека, его творческого потенциала, формирования ценностных, нравственных, мировоззренческий позиций.
- Мы с вами собрались в очень уютном месте, где все сделано руками педагога и детей, где царит атмосфера, четко определяющая связь современной молодежи с теми поколениями людей, которые жили на этой земле, - отметила во вступительном слове заведующая информационно-методическим центром системы образования района Е.Г. Чернова. - Большую часть своей педагогической деятельности посвятила его созданию Татьяна Ивановна Тюрина. Практически в нашем районе этот музей, единственный, соответствующий предъявляемым требованиям. Немалую ценность представляет и музей в селе Трескино, созданный Т.В. Минаевой, - экскурсию туда совершить нам еще предстоит. Музейной педагогике большое внимание уделяется в базовой Инжавинской средней школе, в Карай-Салтыковском и Кулевчинском филиалах Красивской средней школы - там созданы музейные комнаты, собраны интересные экспонаты. И сегодня их представители поделятся с нами опытом работы.

Все начинается
с родословной


Вниманию собравшихся на этой площадке педагогов была представлена презентация учителя истории, заместителя директора по методической работе базовой Инжавинской средней школы О.В. Головой.
В музейной комнате этой школы собраны экспонаты, рассказывающие об историческом прошлом рабочего поселка и настоящем времени.
Все начиналось, как и всегда, со сбора материала и оформления альбомов, краеведческой деятельности.
Ольга Владимировна обратила внимание на сетевое взаимодействие с центрами детского творчества, туризма, дополнительного образования, краеведческим музеем. Помогло тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, научно-методическим сообществом, методическим объединением историков, классными руководителями, общественными организациями.
Непосредственными участниками сбора материала и оформления музейной комнаты, школьных мероприятий этой направленности являются, конечно же, дети.
Встречи с ветеранами, тематические вечера и праздники, посвященные памятным историческим датам, - все это одна из сторон музейной педагогики.
С увлечением, особенно дети младших классов, составляли родословные древа. Все это вместе взятое и способствует укреплению связи поколений, развитию интереса к историческому прошлому, воспитанию любви к своему краю, к Отечеству, - наглядно показано в ее презентации.

Музей - место
культурного диалога


Практическому применению музейной педагогики и проблемам краеведения посвятила свое выступление учитель Карай-Салтыковского филиала Красивской средней школы О.В. Хахаева. Убеждена: музей должен стать местом культурного диалога. Работая в этом направлении, одну из главных целей музейной педагогики видит в создании условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность. О том, как это конкретно происходит, и поделилась опытом, рассказав о методах, применяемых на уроке и во внеклассной деятельности. А именно: использовании наглядных пособий и практических, таких, как самостоятельная работа, разбор, анализ, систематизация материала, природоохранная деятельность.
Музейная комната в этом филиале небольшая, но по разнообразию экспонатов, собранному краеведческому материалу представляет большой интерес и для детей, и для жителей села. Интерес вызвало сообщение об отклике, пришедшем с американского континента от родственницы графа Петрово-Соловово, усадьба которого когда-то находилась в этом селе. Оно пришло в ответ на размещенную в Интернете творческую работу юных краеведов под началом Ольги Викторовны. В результате завязалась переписка, а музейная комната пополнилась новыми материалами - об этом обязательно расскажем в отдельной статье. О.В. Хахаева в своем выступлении обратила внимание на результативность, к которой должны стремиться учителя, занимающиеся этой деятельностью. Это - высокие показатели успеваемости по предмету, интерес к истории, выбор элективных курсов. Это и участие в разработке учебных пособий в виде презентаций, в конкурсах, чему мы были неоднократно свидетелями. В районной газете не раз рассказывалось о достижениях юных краеведов Инжавина, Паревки, Карай-Салтыкова, села Трескино, ставших победителями муниципальных и областных таких конкурсов.

Формирование
гражданской
идентичности


А также этнокультурной толерантности обучающихся средствами музейной педагогики - на этом остановила внимание собравшихся методист Кулевчинского филиала О.В. Вахрушева. В этом филиале также есть музейная комната с замечательными экспонатами. К сбору материала и ее созданию приложила руку ныне ветеран педагогического труда Г.И. Морозова. Ей удалось сплотить вокруг себя таких же увлеченных краеведением детей и взрослых. Ольга Викторовна Вахрушева познакомила коллег на этом совещании с общешкольным планом воспитательной работы, спецификой школьного музея, выбравшего поисково-собирательное и экскурсионное направления в работе, рассказала об организуемых культурно-массовых мероприятиях с использованием музейной педагогики. Отметила: этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность детям понять другие народы, сформировать начальный этнический опыт и знания.

Создать музей
Б.Н. Чичерина


Гордостью нашего края являются такие выдающиеся личности, как Чичерины. Но если память известного дипломата, наркома иностранных дел молодой послереволюционной России Г.В. Чичерина увековечена - его имя носит Караульский детский дом, где создана музейная комната, то имя его дяди, оставившего племяннику в наследство усадьбу и барский дом в Карауле, Бориса Николаевича Чичерина - выдающегося ученого и философа - все эти годы было незаслуженно забыто. Лишь сравнительно недавно стали публиковаться его труды - ими заинтересовались отечественные и иностранные ученые, политологи, историки. В этом году в Карауле «Чичеринскими чтениями» отмечена юбилейная дата - 185-летие со дня его рождения. Имя всплыло из небытия, а вот память пока никак не увековечена. Этот вопрос поднял на упомянутых «Чтениях» и на большом августовском педсовете в Инжавине вице-президент Тамбовского землячества В.Х. Погребной, выступивший и в областной прессе с большой статьей о Борисе Николаевиче, где сравнивает его по знаниям, эрудированности и широте мышления с Сократом.
О том, почему имя Б.Н. Чичерина долго находилось забытым, об истории усадьбы рассказал учитель В.В. Поветьев. Он познакомил и с планом создания музея в школе, но проблем тут будет немало, особенно по сбору экспонатов. Все представляющее историческую и культурную ценность этой усадьбы, ее владельцев находится или в экспозициях в областном доме-музее Г.В. Чичерина, или в картинных галереях Тамбова и столицы. Но это вовсе не означает, что создать музей нет возможности. Труды Б.Н. Чичерина, письма, воспоминания, фото, творческие работы юных краеведов, наконец, некоторые репродукции картин из собрания коллекции Чичериных, видеозаписи - все это можно собрать по крупицам. Надеемся, что в школьном филиале найдется для этого и помещение, а со временем на здании появится мемориальная доска с сообщением о присвоении Караульскому филиалу Инжавинской средней школы имени выдающегося ученого-земляка.

Музей истории
села Паревка


О том, как он создавался, какие функции выполняет в настоящее время, рассказала его организатор, учитель-краевед Т.И. Тюрина и пригласила всех совершить небольшую экскурсию. В музее насчитывается 1764 экспоната, из которых более 1500 - подлинные.
- Все, о чем мы сегодня говорили, все эти методы применялись в работе: и перевоплощение, и привитие интереса, и главное - вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность, - заметила она. - А каждый музей, как и наш, как раз и является результатом этой деятельности - совместной: педагогов, детей и вообще всего населения. Он очень разнообразный по тематике, которая здесь представлена. По различным экспозициям уже можно судить о том огромном объеме информации, которая здесь содержится и которую может получить ученик любого возраста.
Обратила внимание - экспонаты в большинстве своем здесь не находятся под стеклом, как это рекомендуется. В этом и трудность - требуется особо тщательный уход; и преимущество - экспонаты доступны, к ним здесь можно прикоснуться руками. Например, взять и повести «рушалку». Или взять веретено, сесть и попробовать.
- Пусть неуклюже, пусть не получается, но ребенок к этому приобщился, - заметила краевед.
Татьяна Ивановна обратила внимание собравшихся на то, что сейчас большое внимание уделяется школьным музеям, поскольку в области идет их паспортизация - основательная, с научным подходом.
- Мы в то время оформляли, как знали, как могли. Представьте, что все это сначала хранилось у меня в учебной комнате, где-то дома и нужно было продумать, как все это выложить и расположить.
Она рассказала, как собирались экспонаты. Больший объем работы выполнили не взрослые, а дети. Конечно, их деятельности предшествовала работа учителя. Она шла к какой-то бабушке или дедушке, разузнавала, записывала и предупреждала - придут дети, просила встретить и поделиться тем, что помнят и знают.
Говорила: не столь важно, какую культурную ценность какой-то экспонат представляет, главное - представлен быт того времени, их быт. Тем и хорош школьный сельский музей, что здесь рассказывается о людях, о человеке, который внес какую-то свою частичку в историю села - валенок свалял, лапоть сплел...
Убеждена: связь эту надо поддерживать и рассказывать о каждом простом жителе села.
- А чем больше таких рассказов мы внесем в музей, тем лучше. Они интересны нам. Кто приходит на экскурсию в комнату боевой славы, им кажется все интересным, они все фотографируют. Здесь можно кепку примерить, солдатский треугольник - письмо развернуть и почитать. Да хотя бы его просто в руках подержать. А сейчас еще родственники ветеранов берут документы на время, чтобы памятники ветеранам войны установили бесплатно. У нас эти документы сохранились. Некоторые селяне вообще не знают о том, что есть льготы на установление памятников. Когда дети приедут из городов, узнают. В этом году трое сельчан брали документы из музея, по которым потом установили бесплатно памятники.

О святом
Ключевском роднике


В Паревке есть всем известный родник. Его в настоящее время называют святым источником во имя преподобного Серафима Саровского, хотя это, по убеждению краеведа, неверно. Но вот уже и в некоторых изданных путеводителях, да и экологи заповедника “Воронинский” упоминают об этом. Откуда пошло такое название?
- Сейчас объясняют так: боковой родничок, вроде бы пробил на празднование памяти преподобного. Вот и иконку там, крестик установили. А старожилы села знают: этот родник возле горы Ключевка всегда назывался Вознесенский, и церковь была Вознесенская, - заметила Т.И. Тюрина. Она поведала интересную легенду, хранящуюся в народе о происхождении этого родника, связанную со схождением в это место иконы Божией Матери. Икону эту, по преданию, обнаружила на страстной неделе одна пожилая женщина из Ключевки. А улица с таким названием тогда была не здесь, а над горой.
- А здесь была река Парница - все водой залито, - уточнила Татьяна Ивановна. - Так вот, когда найденную икону эта женщина передавала священнику, и забил этот родник. Его шум был слышен очень далеко.
Народные предания - часть истории села, о них тоже нельзя забывать и пренебрегать ими, на скорую руку составлять путеводители, а все перепроверять, советоваться со знающими краеведами. Во время экскурсий, проводимых некоторыми современными экологами в этих местах, часто допускаются разные неточности. Это отмечают и старожилы села, и опытный краевед. Потом удивляемся: откуда такие искажения истории родного края? Один слово сказал, другой подхватил, вписал, не заботясь проверить и уточнить. Настоящие краеведы подобного не допускают. Они люди дотошные, все выверяют и перепроверяют и детей этому учат.
Более 50 исследовательских работ отправляли на конкурсы в область паревские юные краеведы и всегда возвращались с дипломами, становились лауреатами.
Как заметила Т.И. Тюрина, это поле деятельности - краеведческое и патриотическое - никогда не исчезнет из нашей воспитательной деятельности. Очень хорошее, нужное, доброе направление. По ее мнению, наверное, не найдется ни одного человека, который подверг бы его критике.
Мы с большим интересом ознакомились с экспонатами Паревского музея, хотя многие бывали здесь уже не раз. Теперь также оставили в книге отзывов свои записи. Интерес не снижается, узнаешь какие-то новые глубины, характерные штрихи истории края.
Поскольку цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея, то остается только порадоваться, что у нас в районе есть такие музеи, как Паревский. Как в селе Трескино - о нем и его руководителе Т.В. Минаевой мы рассказывали в районной газете в прошлом году. Как упомянутые музейные комнаты в школьных филиалах. Можно порадоваться тому, что у нас в районе есть поистине увлеченные краеведением люди, кому по силам заниматься музейной педагогикой - настоящие энтузиасты.



Фото автора.
Автор:Любовь Пьянова