Лента новостей
Статья22 октября 2013, 20:00

Песня в жизни Александра Михайлина

Она проникновенно-правдивая, как русская душа - другую не приемлет. Будь то народная - протяжная или разудалая; вдохновенно-патриотическая или лирически-раздумчивая словно русский романс - песня в его исполнении всегда трогает за сердце. Впервые услышала его дивный голос в 80-е годы на районном празднике - были проводы русской зимы. Над центральной площадью поселка, удивляя тональностью и тембром голоса исполнителя, лилась русская народная песня: “Ах, Настасья, ты Настасья, открывай-ка ворота...” На мгновение показалось голос вот-вот оборвется, не выдержит - столь высока была взятая нота, но этого не случилось. С тех пор Александр Михайлин мне и запомнился.
Кто он - артист какой-то филармонии, музыкального театра? Да нет, оказалось обычный участник художественной самодеятельности, одаренный таким чудесным голосом, тонко чувствующей душой и несущий свой дар людям.
С тех пор слышать в исполнении Александра Михайлина песни приходилось не раз. Очень скоро без него не обходилось уже не одно культурное мероприятие районного масштаба. Его участие всегда было украшением любого концерта, в том числе в областных смотрах художественной самодеятельности.
С каждым разом все более совершенствовалось, росло исполнительское мастерство, к чему Михайлин исподволь всегда стремился и настойчиво работал при первой предоставлявшейся ему возможности, прислушиваясь к советам опытных и музыкально образованных концертмейстеров, руководителей народных коллективов художественной самодеятельности. Одним из них был баянист Н.Т. Солозобов. О Николае Тимофеевиче, его исключительном природном даре и мастерстве, трудолюбии и требовательности при подготовке какого-то номера к очередному концерту или конкурсу, Александр Васильевич всегда вспоминает очень тепло. Что и говорить - Солозобов помог раскрыться многим дарованиям.
А он, Александр Михайлин, с тех пор на сцене районного Дома культуры стал выступать не только с сольными номерами, а и в составе вокальных групп, трио, дуэтов. Со временем сложился прекраснейший дуэт с Алевтиной Дробышевой - старинные русские романсы в их исполнении звучали и в музыкальных гостиных, и на различных творческих вечерах. И, наверное, нет такого уголка в Инжавине, где бы за эти годы не слышали голос Александра Михайлина и не знали этого прекрасного исполнителя. Шофер по профессии, много лет работавший в ООО “Инжавинское ДРСУ”, последние несколько лет полностью посвятил себя творчеству, был полноправным членом коллектива Культурно-досугового центра и выезжал в села на самые различные мероприятия. А еще к ветеранам домой - поздравлять со славными юбилейными датами. Как он замечает: ему эти поездки особенно были по сердцу, всегда очень хотелось порадовать песней людей много потрудившихся и повидавших в жизни, переживших войну и претерпевших другие лишения, а теперь по возрасту и своей немощи уже не могущих посещать культурные мероприятия. Ведь они так нуждаются во внимании, их сердца жаждут признательности и тепла.
К сожалению, со сценой Александр Михайлин не так давно расстался. И теперь уже не услышать его голос ни в выступлениях агитбригады, ни на других культурных выездных мероприятиях. А вклад его в культурную жизнь района весьма значим. И поэтому хочется рассказать как можно больше об этом замечательном человеке, у которого еще есть и другой дар - он выражает свои чувства на бумаге, слагая стихи. Без претензий на высокий слог, для себя, просто потому, что душа просит.

Зов сердца

Эстонское селение,
абхазская земля,
Я здесь живу давно уж -
цветущие края.
Величественны горы
кавказского хребта
И велики просторы
морского родника.
Здесь все благоуханно,
экзотика кругом,
И пальмы первозданно
стоят вдали шатром.
Прекрасно здесь, конечно,
и жить, и отдыхать,
А сердце бесконечно
обречено страдать.
Душа моя стремилась
все эти годы в Русь,
Как долго это длилось,
на днях туда вернусь
.
В этих поэтических строках Александра Михайлина пронзительная тоска по родине. Он родился и вырос в селе Терновое, а потом судьба занесла его в тот далекий южный край. В Терновом закончил школу, в местном клубе будучи старшеклассником начал принимать участие в художественной самодеятельности.
- Заведующий клубом Николай Степанович Распопов был великий энтузиаст, - вспоминает он. - Жизнь здесь тогда, как говорится, била ключом: организовывались концерты, шашечно-шахматные турниры, другие разные мероприятия. Люди тянулись в клуб. После окончания школы я пошел учиться на шофера.
Эта профессия и стала главной в его жизни. О том, чтобы получить музыкальное образование, стать профессиональным певцом и мысли не было. Был убежден - поет как все.
- Родители тут дом продали, купили в Абхазии. Там, на границе с Россией, было эстонское поселение - в свое время триста семей эстонцев выселили, они и основали этот поселок. Был колхоз “Дружба”, где мы работали. Эстонцы, русские, армяне, абхазцы никогда между собой тогда не конфликтовали. Это потом уже, после развала Советского Союза началась первая грузино-абхазская война. Мы к тому времени уже оттуда уехали, - рассказывает Александр.
Живя в том краю, уходил в армию, туда вернулся, завершив службу. Он был в армии, когда, умерла мама. Отца не стало в 80-м году. Жил там какое-то время под опекой старшей сестры Людмилы. В семье родителей Александра Михайлина было два сына и две сестры. Он был самый младший - с 1952 года рождения, на 21 год моложе старшего брата и на 14 лет моложе старшей сестры, которой спустя годы, в день ее 75-летия, посвятил такое стихотворение:
Прости меня, сестра моя
родная,
Ты для меня всегда
была, как мать,
И вот теперь я часто
вспоминаю,
Как заставляла меня
есть или читать,
Как ты заботилась, души
во мне не чая.
С тех пор прошло
немало лет,
Но я по-прежнему заботу
ощущаю,
Хоть сам уже я
многократно дед.
Прости за то,
что не учил уроки,
Не слушался и убегал
гулять.
Тебе, сестра, пишу я
эти строки.
И с благодарностью
прошу меня понять.
Забудь про все обиды
и сомненья,
Ворчуньей доброй
оставайся как всегда,
Здоровья, счастья и,
конечно же, терпенья
Желаю тебе, добрая моя
!

Домой,
на родину!


Александр работал в совхозе шофером - хозяйство отправляло цветы по городам через аэропорт в Сочи, а он был еще и грузчиком, и экспедитором. И всегда участвовал в художественной самодеятельности. Не мог жить без песни. Пять лет работал таксистом в Сочи. Там на турбазе “Утро” повстречал свою судьбу - будущую жену Ларису Анисимовну. Она приехала по путевке отдыхать из Кременчуга, а он пришел туда на танцы. Знакомство переросло в крепкую дружбу и любовь. Сложилась семья, скоро будет 30 лет, как они вместе. У них трое детей, семь внуков и один правнук.
Все вроде бы складывалось в их жизни там неплохо, а Александр тосковал по родным инжавинским местам.
- Он всегда говорил: “Как мне хочется вернуться”, - рассказывает Лариса Анисимовна. - Мы приехали сюда в отпуск, и я увидела Сашу совсем другим. Там он был какой-то замкнутый, озабоченный, а сюда как приехали, первое что заметила - расцвел человек. Как он сам говорил: домой приехал. Я подумала - надо бросать все и ехать сюда.
Не каждая женщина, заметим, так поймет мужа и решится оставить насиженное гнездо и тронуться в путь в не очень знакомый ей край. Но одно то, что это родина мужа, которая ему бесконечно дорога, решило все. В ту пору их младшим детям-двойняшкам было по 4 года. Александр устроился работать в дорожный участок. А песня теперь играла в его жизни еще большую роль. Он стал участником художественной самодеятельности районного Дома культуры.

Слышен голос
над рекой


А случилось это так.
- Отправились мы как-то на лодке с другом порыбачить, - вспоминает Александр. Спускаемся по Вороне, я гребу и пою про Стеньку Разина. А ребята из Дома культуры в тот воскресный день отдыхали на берегу. Мне Михаил Ракшин потом рассказывал: “Слышим кто-то поет, да так здорово. Все на берег высыпали посмотреть”. Так и познакомились. Они пригласили его в Дом культуры петь. Слушала рассказ Александра и невольно подумалось: обладая таким голосом, мог бы на жизнь зарабатывать неплохо, если бы сложилась артистическая карьера. Но кто об этом мог помыслить, живя в сельской глубинке и не имея музыкального образования? Да и будь такое образование, пробиться на большую сцену редко кому из села удавалось и удается. Как и все участники художественной самодеятельности, Михайлин выступал на сцене, ничего при этом на жизнь не зарабатывая, а просто потому, что душа петь просила. Потом, уже много позже, его пригласили на работу в ДК сначала на полставки, а последние пять лет уже на полную ставку - получал аж целых 4300. Покоя не знал, выездные концерты бывали часто.

Песенная заря


Наверное так можно назвать образно этот этап в жизни Александра Михайлина. Помнятся творческие отчеты, с которыми выступал коллектив Терновской школы - тогда средней № 3. Жена Михайлина - Лариса Анисимовна работала в этом коллективе и, конечно, Александр Васильевич тоже принимал участие. Поддержка семей на таких фестивалях всегда приветствовалась. А концертмейстером всегда был школьный учитель музыки А.И. Чуриков. Михайлин вспоминает этот отрезок времени очень тепло:
- Мы с ним каждый день практически репетировали. Иду с работы или после обеда и обязательно захожу в школу. Алексей Иванович всегда там, ведь он еще и уроки труда вел. Если в этот час у него уроков не было, то минут 15 - 20 обязательно репетируем. У нас был огромнейший репертуарный план.
В память об этом у Михайлина дома есть объемистая папка с нотами и текстами песен. Он всегда старался обновлять свой репертуар, чтобы не преподносить слушателям каждый раз уже знакомые песни, а радовать их исполнением новых или забытых старых - ретро.
- А какие песни у Вас самые любимые? - спрашиваю
- Русские народные: “Ах, Настасья”, “Выйду на улицу”, “Тройка почтовая”, да все, - отвечает. И тут же добавляет:
- Отец мой, Василий Дмитриевич Михайлин лучше меня пел. Он в Терновской церкви на клиросе первый тенор был. Все время в храм ходил. Я как бы по его стопам пошел. Помню, как однажды в начале 90-х на своем “Москвиче” подвозил недавно прибывшего в наш район с семьей настоятеля Михайло-Архангельского храма протоиерея Виктора Соколова и его супругу - матушку Нину. В пути и обмолвился, что в Дом культуры на репетицию еду. Спрашивают: “Поешь? Приходи к нам!” Говорю: церковного песнопения и службы не знаю. “Слух есть - научишься”, - отвечают. И где-то перед Новым годом я пришел первый раз в храм. С тех пор и пою в церковном хоре.
Вспоминает с улыбкой, как люди радовались, когда ему выпадала очередь пасти сельское стадо. Михайлины держали тогда двух коров. А когда выгонял на пастбище, услышал, как селяне говорили: “О, сегодня Михайлина очередь пасти, значит, будем песни слушать”. Очень удивился и вспомнил: когда стерег стадо, то запел в лесу, не подозревая, что люди в деревне слышат. С тех пор уже пел, не стесняясь - пусть слушают, если нравится. Голос свой он никогда не жалел.
Как знать, может тогда, в час раздумий на природе и родились эти строки, ставшие его песней, мелодию к которой на слух подобрал сам:
Осень, разноцветьем
вспыхнула листва,
Осень, над землей
седые облака,
Осень, накрывает
легкая печаль
Осень, пришла пора -
чего-то жаль
.

Припев:
Вот уж кружат птицы
в небе,
Потеряли будто что,
Предвещают нам метели
Черна ворона крыло.
Дождь, дождик
все сильней стучит
по окнам,
Ветер гонит вдаль
опавшую листву...
Люди под зонтами
все же мокнут,
Но куда-то все-таки
бегут.

Припев.

Утро просыпается
туманно,
Солнце закрывает
облака,
Это осень действует
так странно
На наши души и сердца.

Авторства
не отрицает


Исполнял ли он когда-либо свои, спонтанно или после глубоких раздумий рожденные песни? Исполнял и авторства своего не отрицает. Эти стихи и песни у него до сих пор хранятся в черновиках и набросках. А надо бы их как-то уже оформить, если не для печати, то хотя бы для памяти детям и внукам. Кстати, один внучек из семейства Михайлиных, любит петь. Пока он посещает детский сад, но дедушка надеется, что там его заметят и помогут развиться природным задаткам. И, кто знает? Может, когда-нибудь мы услышим мальчика на сцене.
Высказываю Михайлиным сожаление о том, что не записано ни одной, исполненной им песни хотя бы на аудио.
- Есть такие, - успокаивает меня Лариса Анисимовна. - Когда Саша на 75-летие своей сестры Людмилы в Москве - в ресторане отмечали - исполнял четыре песни, ее сын, а Сашин племянник Стас Михайлов их записал. Вот только до нас эти записи пока еще не дошли. Мы не напоминаем, а он человек очень занятый.
О своем родстве с известным певцом Стасом Михайловым супруги никогда не говорят, хотя их связывают очень тесная дружба и столь же теплые отношения.
- Любимая песня у Вас какая? - не удерживаюсь от вопроса.
- Любимая? - переспрашивает Александр и тут же замечает, - они все хорошие.
А я вспоминаю, как часто в этом году слышала в его исполнении песню “Перепелиная заря”. Он непременно пел ее, посещая с бригадой культработников ветеранов войны. Рассказывает, что всегда поет ее и на семейных вечерах. А еще все чаще звучала на выездных концертах в его исполнении написанная им песня о родной деревне:
Жизнь у нас простая,
и зима, и лето,
осень золотая.
А весна приходит,
солнышко пригреет,
Все вокруг как в сказке
сразу зеленеет
.

Припев:
Нет, не заменит мне
город деревни моей,
Никогда не забыть мне
родные просторы.
Много в России таких
деревень,
Но ни одна так не радует
взоры.

Милая деревня,
здесь все так понятно,
Лес, луга и речку видеть
так приятно,
Глубоко вдыхаю
деревенский воздух
И от счастья таю,
чувствую свободу.

Припев.

Много лет живу здесь,
уезжал
И все же возвратился
снова.
Нет тебя дороже
с маленькой
церквушкой,
С колокольным звоном
Ты стоишь в низине
у реки Вороны
.
Вот такая душевная песня. Остается добавить, что вклад Александра Михайлина в развитие культуры нашего края не остался не замечен. В прошлом году ему вручили Почетную грамоту как участнику художественной самодеятельности муниципального бюджетного учреждения “Культурно-досуговый центр” Инжавинского района за многолетний добросовестный труд и вклад в развитие народного песенного творчества, культурных традиций области и активное участие в общественной жизни.


Фото из семейного архива Михайлиных.
Автор:Любовь Пьянова