Когда-то на территории Малого Самовца был колхоз «Красная заря». Здесь и работали супруги Сапроновы, Вера Ивановна – дояркой, Николай Никитович – разнорабочим. В семье росли две дочери. Старшая из деревни в Москву подалась, да и родителей с сестрой за собой перетянула. Клавдия Николаевна рассказывает:
- Не нравилось мне в столице. Всё далеко – на автобусе нужно ездить, да ещё племянница на мне была: перед школой её в садик отвези, вечером домой забери… В Москве я в третий класс пошла.
Вроде бы, всё в столице у Сапроновых складывалось неплохо, но родина не отпускала, манила и звала. И спустя три года вернулись они домой. Клавдия возвращению в деревню была рада. Тут-то простор: дом большой, сад – огромный. Вкус яблок из родительского сада, ни с чем не сравнимый и неповторимый, Клавдия Николаевна помнит до сих пор. В саду, сидя в густых зарослях, девочка любила петь, её звонкий голос разносился по всей округе.
В послевоенном селе дети взрослели быстро, работать начинали рано. Пришлось Клаве учиться тому, чего сроду не делала – рано вставать, доить коров, топить печь, работать в огороде.
- Когда из города вернулись, мне лет 15-16 было. Сразу на работу в колхоз вышла, сначала разнорабочей, потом дояркой. Даже на тракториста отучилась – у меня и права есть, - вспоминает Клавдия Николаевна далёкую юность.
В колхозе и судьбу свою встретила. Егор Иванников был конюхом, комсомольским вожаком и гармонистом – первый парень на деревне! Как перед таким завлекательным женихом устоять? Не устояла. Полгода Егор Алексеевич ухаживал, да и посватался. Невесте ещё 18-ти лет не было. По непонятным нам сейчас правилам, расписались молодые в октябре, а свадьбу только через месяц сыграли.
- Жить вместе начали только после свадьбы, когда мой сундук с приданым к свекрови перевезли. У Егора семья была большая, в то время в доме жили свёкор со свекровью, его брат с женой и сестра. Нам угол ширмой отгородили… Так и жили.
В этом доме на свет появилась первая дочка – Люба, Любовь. Красавица! Через год ещё одна дочка, потом ещё и ещё…Шестерых дочерей и двоих сыновей дал Бог Иванниковым. Для такой большой семьи и дом Иванниковы построили просторный. Хозяйство держали ого-го какое - лошадь, корова, тёлка, овцы, свиноматка. И так, по мелочи - гуси, куры, огород в полгектара. Причём, дом и подворье почти полностью лежали на женских плечах. Клавдия Николаевна и косить научилась, и лошадь запрягать, и много чего ещё совсем неженского. При этом она не сидела дома – тринадцать лет отработала в колхозе, затем в совхозе, дояркой. Тогда ещё на ферме не было никакой механизации, вручную и доили, и корм раздавали. «До фермы, бывало, с подружкой идём или в снегу по пояс, или в грязи по колено, и песни поём, - говорит Клавдия Николаевна. – Первая дойка в 4 часа утра, я на ночь еду приготовлю, к школе маленьким одежду наглажу, если нужно – зашью-заштопаю, утром всё разложу – и на работу. Да и не уставала особенно…». Когда по состоянию здоровья ей рекомендовали лёгкий труд, женщина до самой пенсии работала уборщицей в клубе и конторе совхоза. Клавдия Николаевна при восьмерых детях ещё и ветеран труда федерального значения.
Когда мама спала? Этот вопрос до сих пор остаётся без ответа. Мамуля помогала делать уроки, баловала детей разносолами, стирала, убирала, трудилась в огороде и на подворье, заботилась о том, чтобы в доме всегда было тепло и уютно. А в свободную минутку любила сыпануть озорными частушками под гармонь Егора Алексеевича. Даже на конкурсы типа «Играй, гармонь!» вместе с мужем ездила. И всегда была в добром расположении, радовалась жизни, часто-часто улыбалась и ласкала своих деток. Подрастая, они становились настоящими помощниками родителям, росли трудолюбивыми, дружными и добрыми.
Егор Алексеевич работал на мельнице, как говорят, один за семерых – такую ораву детей одеть, обуть, накормить надо. Да и бытовые условия для семьи нужно создать достойные. У одних из первых в селе в доме Иванниковых появились водопровод, газовая плита, телевизор, ванна. «Лучше я голодным останусь, чем дети без образования» - эти слова отец редко произносил вслух, но всегда им следовал. Четверо из восьмерых детей Иванниковых получили высшее образование, остальные – среднее специальное.
С Егором Алексеевичем жила Клавдия душа в душу. И муж был заботливый и надёжный, и отец, как говорят, «желанный». Бывало, с работы придёт поздно, спящих девчонок всех перецелует. Но и строг был – отцовского взгляда было достаточно, чтоб все по струнке ходили. А мама, она совсем другая - добрая, всеобщая защитница и заступница. Никогда голоса не повышала, никогда не ругалась. В атмосфере всеобщей любви, уважения и заботы росли не только дети. Кто-то из внуков привёз бабушке щенка ротвейлера. Вымахав в здоровенную псину, питомец оставался милей котёнка, потому что кроме ласки и добра ничего не видел.
Счастье матери – в детях. Мысль банальная, но абсолютно верная. Вообще все дети Иванниковых, так сказать, удались. Любовь после окончания МИСИ работала в строительной отрасли, сейчас живёт в Балашове. Высшее образование строителя и экономиста получила москвичка Лариса, долгое время работала в РАО ЕЭС. Римма и Надежда живут в Липецке и работают в дошкольных учреждениях. Надя, Надежда Егоровна Дубовых заведует детским садом, который по праву считается самым современным дошкольным учреждением, работающим в инновационном режиме. В конце прошлого года Надежда Егоровна в конкурсе руководителей ДОУ города Липецка заняла первое место. А ведь на первом курсе она собиралась бросить пединститут, потому что жили бедновато. И если б Егор Алексеевич не лез из кожи вон, чтоб дочь не хуже других была одета, неизвестно, чем всё кончилось бы…В Липецке и Липецкой области живут Галя, Вера и Алексей. К сожалению, ушёл из жизни после тяжёлой болезни Илья. Его сын, пожалуй, самый любимый внук Клавдии Николаевны – копия Илюши, да и назвали Егором, как деда.
Уж двадцать лет минуло, как оставил свою ненаглядную певунью Егор Алексеевич. Но надолго одна она не остаётся. Дети с собственными детьми и внуками часто и подолгу живут в Малом Самовце. Зятья и снохи здесь любят бывать ни чуть не меньше, чем у своих родителей, потому что всех от души привечает Клавдия Николаевна. Для каждого у неё припасён особый гостинец, каждому в этом доме рады.
А дети помогают, чем могут – провели в дом газ, регулярно делают ремонт, заменили окна на пластиковые. И молят Бога, чтобы он как можно дольше хранил на этом свете самого любимого и дорогого человека, чтоб не посылал ей больше тяжёлых испытаний, чтоб не болело её беспокойное материнское сердце. Ведь этот домик в самой глубинке для них - островок покоя и безмятежности, где взрослые люди возвращаются в своё счастливое детство, где их всегда примут, поддержат, успокоят и поймут.
Завтра Клавдии Николаевне исполнится 75 лет. На юбилей любимой мамочки и бабушки приедут с цветами и подарками все родные. И снова по-молодому будут лучиться её глаза, будут звенеть песни и частушки, будут звучать поздравлении и добрые пожелания. И хозяйка дома снова, как всегда, когда вместе собирается большая семья, почувствует себя самой счастливой матерью на свете.