Лента новостей
Статья7 февраля 2014, 09:00

Озарение из детства

Когда глядишь на эти яркие цветные книжки стихов, сразу появляется хорошее настроение. Есть в них, наверное, некая магия. Магия детства, той страны, про которую сложено столько песен, в большинстве своём грустных, потому что билет в ту страну не купишь. Но, оказывается, так – не для всех. Есть те, кому доступны такие «льготные» билеты, и люди эти – поэты.

Наверное, там надо действительно заново побывать, чтобы такие стихи появились и детям полюбились. Как у поэтессы Людмилы Сергеевой, которая вот уже добрый десяток лет радует тамбовских малышей и не только своими яркими книжками. Яркими ещё и потому, что она сама делает к ним иллюстрации, тоже открывающие дорогу в этот удивительный мир, где живут её добрые персонажи и, конечно, сами дети. А дома у Людмилы Ивановны на каждом шагу поделки собственного изготовления из самых разных материалов, что создаёт опять же свой сказочный мир. И ещё есть картина – зимний пейзаж на берегу Цны, тоже своя, одна из многих, которые просто раздарила друзьям и знакомым. Так что истина «талантливый человек талантлив во всём» – это как раз про неё. А секретами таланта она готова поделиться со всеми, хотя считает, что никаких особых секретов здесь вовсе нет...

– Людмила Ивановна, так всё же трудно ли писать стихи для детей?
– Кто-то хорошо сказал, что стихи для детей писать просто – надо это делать так же, как и для взрослых, только лучше. Вот и всё! Честно говоря, я не знаю какого-то рецепта, как это делать. Они рождаются сами, появляются, что называется, от души. А что для этого надо? Да, наверное, ничего особенного, просто внимательнее присмотреться к природе, к тому, что нас окружает, к самым простым и, казалось бы, обычным вещам. Ведь в восприятии ребёнка весь мир – фантазия. А мы, взрослея, эту фантазию теряем, стараемся быть солидными и серьёзными, хотим произвести некое авторитетное впечатление по жизни и теряем главное – открытое восприятие мира. То самое, что было в детстве и позволяло видеть мир счастливым и быть счастливым самим, даже независимо от обстоятельств. Ведь почему детство называют счастливым? Да не потому, что у кого-то было много конфет или игрушек, а потому что фантазия была. И тогда дощечка с листком бумаги на палочке превращалась в парусный кораблик, а старая занавеска – в наряд сказочной феи.

– А ваше детство было счастливым?
– Оно было, если смотреть из сегодняшнего времени, трудным. Жили мы в селе Новопокровка Мордовского района, которое стало знаменито своим сахарным заводом. Отец был ветеринарным врачом, а мама работала в поле в сов­хозе. Нас было четверо детей в семье, и с самого детства приходилось во всём по хозяйству помогать. Летом на каникулах не отдыхали, а работали в совхозе. Сами приходили каждое утро к конторе и просились на любую работу. Нам давали что-нибудь самое простое – например, опылять пшеницу в поле с помощью каната, которым трясли по колосьям, или что-то прополоть. Но мы были довольны, что могли заработать конкретные деньги для семьи, а порой получалось по два рубля в день, и это были очень большие по тем временам деньги.
И всё равно это детство было счастливым. Какая там природа, какая река красивая под названием Битюг! А на противоположном высоком берегу был лес, где жили совы. И сколько радости было, когда мы ходили туда «на разведку».

– Ну а стихи начали писать в детстве?
– Нет, тогда я об этом даже не думала. Я увлекалась спортом, даже занимала призовые места в соревнованиях по стрельбе. Пела в хоре при заводе, и хор наш в Тамбов ездил выступать. А поступать решила в Тамбовский педагогический институт на только что открывшийся в начале 60-х годов экспериментальный химический факультет. Причем из самых прагматичных соображений – если не получится стать учителем химии, то пойду работать на завод. Но так вышло, что из почти шестидесяти выпускников курса только шесть пошли в школы учителями, и я в том числе. Работала и в сельской, и в городской школах, затем в экологическом детском центре и наконец в районном управлении. Но так вышло, что практически всегда была рядом с детьми. Ну и как после этого не писать стихи для детей?!

– Ну как это всё-таки случилось?
– Совершенно неожиданно, как озарение какое-то. Просто чувства как-то сами сложились в строки. И то первое стихотворение, написанное пятнадцать лет назад, было совсем не детским. Даже трагическим. Но я большой оптимист по натуре. Наверное, поэтому и появились потом стихи для детей. Это же мир надежды, а что может быть светлее?

– А как же законы стихосложения? Поэт должен их где-то постигать?
– Конечно, должен! И я их тогда совсем не знала. Писала, что называется, как душа прикажет. Но мне повезло – я познакомилась с Валентиной Дорожкиной, потом с Евстахием Начасом, который привёл меня в свою поэтическую студию «Радуга». И в газете «Наедине» тогда было опубликовано моё первое стихотворение. И пошло-поехало. Рождались новые стихи, появлялись их сборники, теперь их уже двенадцать. И я счастлива, что люди их видят, читают и благодарят.

– Но говорят, что сейчас не самое лучшее время для издания книг, потому что люди отвыкли читать, а дети предпочитают Интернет, а вовсе не книжки...
– Повторю, я – оптимист и уверена, что книга никуда не денется и всегда будет нужна, особенно детская книжка с красивыми цветными иллюстрациями. Её никакой Интернет не заменит. И отзывы детей и их родителей на мои скромные книжки меня в этом убеждают. Другое дело, что издавать сейчас их непросто – надо искать спонсоров, что я и делаю. Это теперь тоже работа автора. Но есть в Тамбове люди, которым не чужды стихи, и стихи наших поэтов выходят в свет. Вот сейчас тоже жду выхода своей новой книжки для детей в Издательском доме «Мичуринск», она будет называться «Светлячок». На очереди и взрослый сборник «Половодье чувств». Рождаются новые стихи, их появление нельзя предсказать, я не могу писать по заказу. Они появляются сами. Как озарение души. И это, наверное, и есть счастье...
Автор:Сергей КРАЙНЕВ