Лента новостей
Статья7 февраля 2014, 09:00

Помощь как работа

Сегодня ни один орган власти не обходится без специалистов по работе с обращениями. Но порой «достучаться» до этих отделов по работе с населением, донести свою правду и получить в ответ хотя бы обещание восстановить справедливость простому человеку бывает нелегко. В таких ситуациях на помощь приходят общественные приёмные, куда можно обратиться со своей бедой. Одним из таких помощников уже для тысяч тамбовчан стала региональная общественная приёмная председателя партии «Единая Россия». За время её существования первые три года это была приёмная В.В. Путина, а с мая 2012-го – Д. А. Медведева. О её работе нашим читателям рассказал руководитель аппарата приёмной Алексей Викторович Банников.
– Алексей Викторович, как давно работает общественная приёмная в Тамбове?
– Региональная приёмная открылась в 2008 году. Тогда её руководителем был назначен член Совета Федерации от Тамбовской области Евгений Тарло. При его деятельном участии шло становление приёмной, сформировался коллектив. В 2012 году Евгения Георгиевича на посту руководителя сменила первый заместитель председателя Тамбовской областной Думы Тамара Ивановна Фролова, которая на достойном уровне продолжает начатое дело. Вообще коллектив приёмной небольшой, здесь работают помощники членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, сотрудник исполкома регионального отделения партии - координатор депутатского центра, где также ведётся приём граждан.
– Как построена работа приёмной?
– К нам поступают письменные и устные обращения. Всё фиксируется в электронном виде. Приём ведут депутаты городской, областной, Государственной Думы, члены Совета Федерации. На приём может прийти любой житель нашей области. На каждого, кто обратился, мы заводим карточку, в которой отмечаем, что за проблема привела человека к нам, какое решение принято и какие действия последуют. Карточку можно «закрывать» только после получения результата. Кроме того, вся эта информация поступает в федеральную базу. В масштабах страны каждый из наших руководителей в Москве может в любой момент изучить эту базу и узнать, например, конкретно сколько людей обратилось к тому или иному депутату.
– Эти карточки напоминают медицинские истории болезни: жалобы, диагноз и лечение. Так с какими «недугами» чаще всего обращаются тамбовчане?
– Жалобы от самых элементарных, бытовых до масштабных, вплоть до изменения законодательства: от просьбы спилить дерево во дворе до ходатайств о получении социальных льгот. Интересно, что со временем темы обращений меняются. Если в первые годы работы приёмной самые больные вопросы для населения находились в сфере ЖКХ, то сейчас на первое место вышли вопросы социальной защиты и обеспечения жильём. Причём в Москве была та же картина, только там эти процессы происходят несколько быстрее, чем у нас.
– Алексей Викторович, круг вопросов действительно очень широк. Неужели вы помогаете в каждой ситуации?
– То, что от нас зависит, мы выполняем в обязательном порядке. Самое меньшее, что можно сделать, – это проконсультировать человека. У нас работают юристы-волонтёры, которые также помогают правильно составлять документы для суда, если без него не обойтись. Есть люди, которые приходят с надеждой получить деньги. Мы не можем напрямую давать деньги, потому что это может быть расценено как подкуп избирателя. Однако партия не может устраниться в ряде случаев. Недавно посетитель просил деньги на поездку в Пензу, чтобы отвезти ребёнка на лечение по квоте, выделенной управлением здравоохранения. Мы обратились с ходатайством к президиуму регионального политсовета, который является распорядителем фонда поддержки партии в масштабах области. В итоге человек получил нужную сумму на дорогу. Как правило, 2 – 3 такие просьбы в квартал регулярно рассматриваются. И тем, кто действительно оказался в сложной ситуации, ни разу не было отказано.
Вместе с тем мы не можем представлять интересы обратившегося в суд так же, как и изменить ситуацию, если решение суда уже получено. Ведь решение суда может быть обжаловано только в суде высшей инстанции. Но мы можем посодействовать в исполнении судебного решения, например, это касается выплаты алиментов.
– Там, где можно получить деньги, нередко появляются мошенники. Бывали такие случаи за время работы приёмной?
– Тем, кто хочет получить здесь «лёгкие» деньги, надеяться не на что. Мы тщательно проверяем всю информацию. Мошенников нет, но встречаются профессиональные просители. Например, люди по полгода не платят за квартиру, потом приходят и просят, чтобы им простили долг. А при проверке выясняется, что за коммунальные услуги они не платили, потому что все деньги пропивают. Мы всё равно разбираемся в каждой ситуации и в ряде случаев ходатайствуем в органах местного самоуправления с просьбой реструктуризировать долг. Но просить, чтобы им простили долг, мы не можем. Вообще подобные ситуации, когда человек хочет обмануть, для нас одни из самых сложных, даже в моральном смысле. К счастью, это всё же единичные случаи. Порядочных людей несоизмеримо больше.
– Как быстро удаётся «закрыть» обращение?
– В каждом случае по-разному. Письменные обращения рассматриваются несколько дольше. Если в решении вопроса участвует одна инстанция, то он рассматривается в течение месяца. Если есть ещё одна инстанция, то в течение 60 дней. Если это сложный вопрос, в котором задействованы федеральные органы, прокуратура, когда в результате возбуждаются уголовные дела, то в силу вступают нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ. Но и тогда мы до конца отслеживаем ситуацию. Все вопросы находятся на контроле депутатов.
– Алексей Викторович, за пять лет, наверное, множество обращений завершились положительными решениями?
– Бывают вопросы местного масштаба: тарифы, ЖКХ, уборка мусора и так далее. Есть обращения на уровне области: образование, здравоохранение, социальная защита. А есть и общефедеральные вопросы. Получается трёхступенчатая система работы. Такая система позволяет нам эффективно работать. При общефедеральном нормативе – 20% положительно решённых вопросов за месяц, мы в течение пяти лет стабильно держим уровень от 26% до 29%. Это почти треть от всех обращений. Но это не значит, что остальные вопросы решены отрицательно. Примерно треть обращений мы переадресовываем в органы областной власти. Но записать их к себе в актив мы уже не можем. Во всех других случаях человек получает как минимум консультацию компетентных лиц. А это тоже очень важно. Нам, кстати, в этом помогает расположение приёмной – в областном многофункциональном центре оказания услуг населению. Именно там мы можем человека точнее сориентировать, и ему за необходимой информацией нужно будет обратиться в соответствующее окно МФЦ, буквально в двух шагах от нас. Это удобно для людей и для нас. Можно сказать, что от нас никто не ушёл «с пустыми руками».
Общественная приёмная: взгляд изнутри
Один день работы приёмной, и перед вами срез нашей действительности: проблемы реальных людей и способы их решения. Это бесценный опыт для обеих сторон процесса.
Марина Назарова, депутат Государственной Думы:
«Если говорить о тамбовской приёмной, я бы дала очень высокую оценку организации работы, тому, как проводится приём. Таким образом мы устанавливаем связь с нашими избирателями. Каждое заявление на учёте и на строгом контроле. Незначимых обращений для общественной приёмной не существует.
Здесь, как в капле воды, отражаются все проблемы нашего общества, характерные не только для тамбовчан, это и проблемы обеспечения жильём, ремонта жилищного фонда, и глобальные.
Люди приходят с конкретными проблемами – вплоть до устройства в больницу. Или, например, сегодня на приёме был человек, который обоснованно хочет получить льготы. Он инициирует работу Госдумы от имени всех военнослужащих, оказавшихся в такой же ситуации.
Как для депутата для меня очень важны эти приёмы. Я вижу, как работают законы, принимаемые в Госдуме, как они отзываются на жизни реальных людей. Без обратной связи наша работа не имела бы смысла».
Татьяна Попова, жительница Тамбова:
«Мы живём в общежитии на ул. Московская, 2а. В середине декабря прорвало канализацию в подвале, где располагались душевые. В результате залило весь подвал. Мы звонили и в аварийную диспетчерскую, и в управляющую компанию «Тамбовский коммунальный стандарт». Никакие действия не предпринимались, только обещания, что к нам выехала бригада. Так мы звонили неделю. Тем временем в подвале фонтаном бил кипяток.
У жильцов лопнуло терпение, и мы обратились на телеканал «Новый век» и в общественную приёмную «Единой России», вышли на помощников Марины Назаровой. С их помощью образовали комиссию из представителей жилищной инспекции, управляющей компании, Фонда содействия ЖКХ. И это возымело действие. Привезли новые трубы, успели отремонтировать до Нового года.
Мы очень благодарны всем, кто принял участие в решении нашей проблемы, и, конечно, сотрудникам общественной приёмной».
Автор:Надежда Титова