Лента новостей
Статья13 февраля 2014, 09:00

Формула успеха Тамары Петрищевой

Модернизация образования: к стандартам качества XXI века

Кочетовская средняя школа - одно из тех учебных заведений, где активно идёт процесс модернизации образования. Об этом мы беседуем сегодня с её директором, депутатом Мичуринского районного Совета народных депутатов Тамарой Петрищевой.

- Как известно, модернизация образования предусматривает предоставление школе самостоятельности в выборе учебных программ, организации учебно-воспитательного процесса. Какая из моделей школы, на ваш взгляд, наиболее эффективная?
- Современная школа должна быть открыта местному сообществу, вовлекать его в орбиту своей образовательной политики, нацеленной на гражданское образование и воспитание детей и их родителей, всего населения. Одной из наиболее эффективных моделей школ, способной решать эту задачу, является модель общественно активной школы.
Работая над реализацией программы перспективного развития «Общественно активная школа - оздоровительно-образовательный центр села», мы перестроили деятельность своего образовательного учреждения. Все процессы, которые проходят в рамках школы, держатся на «трёх китах»: демократизация, добровольчество и партнёрство. Школа, наполняя эти направления своим содержанием, разработала и реализует программы «Школьный дворик - зеркало нашей души», «В доме живёт ветеран», «Аллея славы у обелиска», «Село моё родное».
- В чем вы видите основу инновационного развития учебного заведения?
- В инновационном потенциале педагогического коллектива. Первой задачей для себя определила - «взбодрить» кадровый состав, нацелить его на приоритеты образовательной политики. Мы успешно продолжаем инновационную деятельность по ряду направлений регионального и муниципального уровней. Среди них здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания, апробация механизмов развития системы непрерывного агробизнесобразования, модели университетского (проуниверситетского, институтского) класса; поддержка одарённых детей в учебно-воспитательном процессе; сельский социокультурный комплекс как единая здоровьесберегающая среда и другие.
- Что, на ваш взгляд, отличает Кочетовскую школу от других общеобразовательных учреждений района?
- Система образования в школе носит непрерывный характер: школа - колледж - вуз. С сентября прошлого года на базе Мичуринского аграрного колледжа наша школа, единственная в районе, успешно реализует предпрофессиональное и профессиональное обучение старшеклассников на договорной основе. С целью реализации профильного обучения поддерживается тесная связь с Мичуринским агроуниверситетом. Проводятся совместно видеолекции, конференции. Наши дети принимают активное участие в профильных сменах.
Агробизнесобразование предусматривает и проектную деятельность обучающихся. Педагоги базовой Кочетовской школы, Круглинского филиала представили свои программы, конспекты уроков на региональную выставку методической литературы в рамках межрегионального научно-практического семинара «Непрерывное агробизнесобразование». Проект нашего ученика Ивана Попова был единственным от Мичуринского района на региональной конференции «Агробизнесперспектива-2013» и занял II место.
В 2013-2014 учебном году включены эклективные курсы по агробизнесу: «Ландшафтный дизайн» (8 класс), «Технология проектной деятельности в агробизнесе» (7 класс), «Технология выращивания овощей» (5 класс), «Машиноведение» (9 класс).
Здоровьесберегающая деятельность поддерживается в режиме школьного дня и в течение учебного года.
Опытом работы делимся постоянно. Ежегодно на базе нашей школы проводятся научно-практические семинары по использованию здоровьесберегающих технологий: на уроках гуманитарного, естественно-математического цикла (региональный уровень); на базе Круглинского филиала - «Использование ЭОР и сервисов Web 2,0 на уроках истории, во внеурочной деятельности» (муниципальный уровень); на базе Изосимовского филиала - «Духовно-нравственное воспитание школьников» (муниципальный уровень).
Модернизация изменила информационную среду школы. Мы получили два современно оборудованных кабинета - ОБЖ и математики, что позволяет системно использовать информационно-коммуникативные технологии.
Самый большой процент обучающихся в районе пользуются платными дополнительными образовательными услугами именно в нашей школе, включая филиалы, в том числе и ребята из других образовательных учреждений. Это говорит о востребованности наших педагогов, их профессионализме.

- Разнообразие и качество образовательных услуг как-то отразилось на результатах работы школы?
- Безусловно. В прошлом году, например, школа стала победителем в муниципальных конкурсах «Лучшее образовательное учреждение по подготовке к новому учебному году», «Лучшая организация летнего отдыха», конкурсе публичных докладов, победителем в восьмом областном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на региональном уровне; победителем в конкурсе программ перспективного развития. Наша танцевальная группа «Капелька» награждена дипломом второй степени за участие во втором Всероссийском фестивале-конкурсе «Новые звёзды»; заняла третье место во Всероссийском фестивале-конкурсе хореографического искусства «Танцующая осень - 2013».
Наиболее высоких результатов в конкурсах различного уровня добились педагоги Елена Титова, Лидия Попова из Кочетовской школы, Елена Енькова, Виктор Ярыгин из Круглинского филиала, Валентина Дубинина, Денис Давыдов из Изосимовского филиала, Лариса Смагина из Красивского филиала, Михаил Гаврилов, Валентина Кошкина из Гололобовского филиала, Светлана Кирьякова из Садостроевского филиала и Сергей Муратов, Надежда Дубинина из Глазковского филиала.
Областное заседание круглого стола о роли ИКТ в учебно-воспитательном процессе в марте прошлого года проходило на базе нашей школы. Положительная оценка нашей деятельности была дана тогда как на уровне муниципалитета, так и на уровне области. На региональной конференции по работе с одарёнными детьми отмечено тесное взаимодействие базовой школы с филиалами.
- В успехах школы, безусловно, большая заслуга руководителя. Какова же всё-таки ваша, Тамара Александровна, формула успеха?
- Для себя я её определила так: делать главное, а не срочное; делать сегодня, сейчас то, что могло бы изменить к лучшему школьное «завтра». Иными словами, формулой своего успеха, а значит, успеха школы, считаю грамотно выстроенный мотивационный менеджмент руководителя. А именно - умение создавать условия для результативной работы педагогического коллектива, формирование команды единомышленников, в которой каждый имеет возможность для самореализации в процессе достижения совместно поставленных целей.
Такой подход срабатывает. В результате рейтинг школы заметно поднялся. Будем стремиться не снижать планку, совершенствовать нашу работу, чтобы год от года школа развивалась в соответствии с современными требованиями.
Фото Светланы Курочкиной
Автор:Галина Свиридова