Лента новостей
Статья15 февраля 2014, 13:16

Вечера длиною в жизнь...

Этой премьеры Тамбовский драмтеатр ждал давно. Возможно, целых полвека, с тех пор, как пьеса Александра Володина «Пять вечеров» появилась на свет рампы. Обычная история любви. Каких много и каких мало...
Казалось бы, это произведение, давно считающееся классическим, и ставить его в наше время не имеет особого смысла. Особенно после одноимённого фильма с неповторимыми Станиславом Любшиным и Людмилой Гурченко в главных ролях. Но приходит момент, когда время делает свой круг по спирали и становится снова близким и понятным. Наверное, мы слишком привыкли к прагматичному цинизму современной суеты, что простые и совсем не прагматичные чувства героев такой несовременной пьесы вдруг заставляют переживать и просветлённо удивляться своему же переживанию.

Очевидно, эту потребность в искренности почувствовал режиссёр спектакля Николай Елесин, взявшись за эту непростую постановку. Непростую, потому что не имеет смысла повторяться, а значит, надо найти нечто своё. К тому же понятно, что зритель непременно будет сравнивать постановку с известным фильмом, невольно находясь под его впечатлением. Хотя кино и театр – вещи принципиально разные, и то, что может позволить себе кинорежиссёр, невозможно воплотить на сцене театра.

У театра нет преимущества крупных планов, но зато есть живая игра. Которая и есть жизнь... В «Пяти вечерах» она вдруг оказывается ностальгически близкой, хотя время беззаботной «оттепели» 60-х большинство из нас просто не застало. Но эта ностальгия по ностальгии остаётся. И мы рады удивляться и сопереживать тому, что, не обретя, уже успели потерять.

Похоже, эта атмосфера, созданная на сцене, сама увлекла её создателей. И актёров, и режиссёра. И уже опытных Егора Неугасова и Евгению Карчевскую, чьи герои встретились спустя двадцать лет после войны, разлучившей их. И совсем молодых Вячеслава Шолохова и Екатерину Буй, играющих почти таких же молодых Славу и Катю, полных надежд того бедноватого материально, но светлого времени. Когда в небе звёзды смотрятся в окна домов, тянущихся к звёздному небу, а в прозрачном вечернем воздухе тает мелодия Освальдо Фарреса «Quizas».

Но вчера была война. Почти ещё вчера. И если её уже нет для Славы и Кати, то для Ильина и Тамары она осталась неким водоразделом на «до» и «после». И они боятся, скрывая это где-то глубоко внутри, вспомнить это «до». Хотя там была их любовь. Которая, как оказалось, никуда не ушла. А молодым непонятны их «странные комплексы» и они искренне пытаются помочь встретившимся не потерять друг друга снова. Два поколения, две любви... Уместившиеся в пять вечеров.

А что самое трудное в жизни? Пожалуй, выбор. Делая его, мы всегда стоим перед распутьем. И герои, и режиссёр их жизни. В фильме герои Любшина и Гурченко найдя, не находят друг друга. Он уезжает, она остаётся. Только любовь никуда не уходит. Такой вот парадокс без хэппи-энда. А в спектакле он возвращается с вокзала. Как в пьесе Володина. Но дело, наверное, всё же не в авторском приоритете. Тогда, в романтические 60-е, такой открытый финал, очевидно, был вполне приемлем и понят зрителем. Романтика надежды заставляла верить в любовь, и, казалось, бы трагичный для героев финал был совсем не трагичным для зрителя. А сейчас...
Говорят, куда-то стала уходить надежда. И время стало жёстче. И потому зритель хочет хэппи-энда. Хотя бы на сцене.

Герои нынешнего спектакля, несмотря на ретро-атмосферу на сцене, всё равно остались современными. И это по-своему символично. Потому что у любви нет привязки ко времени. Потому и премьера обозначается на афише просто – «спектакль о любви». А любовь нельзя просто сыграть. Её надо прожить. И актёры это смогли, разложив целую жизнь на пять таких коротких и вечных вечеров вне времени.

Кто-то в зале искренне порадовался за героев, кто-то позавидовал белой завистью, кто-то пожалел их или даже себя. Но аплодисменты были благодарными. И это совсем не обязательно овация...
Автор:Сергей Крайнев. Фото автора