Лента новостей10
Статья11 марта 2014, 11:41

Рождена быть поэтом

Праздники поэзии в Сосновской районной библиотеке продолжаются. Их кульминацией стал творческий вечер Ирины Чановой. Она, несомненно, вплела самый яркий цветок в венок сосновской поэзии. Её творчество знают и любят и по сборникам членов литературного объединения «Родник» и по подборкам в нашей газете, и по многочисленным встречам с читателями. Послушать её старые и новые стихи пришли учителя, врачи, многие сосновские любители поэзии. Её поздравляли глава поссовета Александр Пучков, директор районной библиотеки Наталья Витютнева. Она подарила Ирине очередной выпуск литературного сборника областной библиотеки имени Пушкина, где есть и её стихи, которые высоко оценила тамбовский поэт Валентина Дорожкина.

Тоска по ромашкам в лесу...

Раньше утверждали: людей незаменимых нет. Теперь поняли – неправда это. Каждый человек уникален и неповторим. А уж если наделен талантом, тем более.
Рождала и наша земля талантливых поэтов. Но не появись в Сосновке Ирина, не было б у нас, это уж точно, ни «Родника», ни поэтических сборников, за которыми ностальгирующие по малой родине наши земляки, живущие в тёплых краях за границей, буквально охотятся. Откуда это в заморском бананово-кокосовом раю, тоска по «ромашкам росистым в лесу»? Неслучайно Ирина начала свой вечер со стихов о Родине. Тема вечная, а потому сложная. Кажется уж всё тут сказано, несказанного нет. Особенно после Ахмановой и Цветаевой всё кажется будет избито, вторично. У Ирины слова бегут тесно, словно боясь споткнуться. Так, не переводя дыхания, и добежала, выплеснула, ни разу не сфальшивив.

Ах, какая у неба ширь –
Захмелею…
Ничего не прошу для души, всё имею,
И по родине радости грусть, да какую:
Если Родины вдруг лишусь –
Затоскую.
Как умеет лишь русский один –
Всё до боли.
На чужой стороне господин –
А в неволе.


Душа пела гимн земле

В Сосновке она появилась в начале 90-х, пришла в редакцию со стихами. Стихи нам тогда и несли и везли возами. Люди самовыражались в рифму. Но редко в этой графоманской словесной куче можно было отыскать жемчужное зерно. И вдруг Ирина:
Мелькают годы в суете.
А в общем мы уже не те,
Какими были мы когда-то,
Какими так себя мы мнили
Какими нас друзья любили.
Да жизнь на проигрыш богата,
Проходит день,
Проходит год…
А ты всё мнишь себя могущим,
Пока не поздно оглянись,
Ведь суета, не значит жизнь.
А небо синее какое…

Это стихотворение вошло в первую подборку стихов Ирины Чановой, опубликованную в нашей газетой в 1992 году – размышление человека, первый тайм в жизни уже отыгравшего и познавшего истинную цену её затей.
90-е людей проверяли на прочность. Именно тогда Ирина вдруг резко поменяла жизнь, переехала в Сосновку, чтобы в 40 начать всё сначала. Нередко люди, живущие в мире ямбов и хореев, абсолютно беспомощны в быту, но это не про Ирину. Также талантливо, как стихи слагала, взялась за благоустройство провинциального быта. Вместе с мужем отвоевывали у болотистой местности землю под огородные грядки. Гордилась своими успехами в мелиорации, а душа пела гимн земле.
Пою земле священной гимн,
Когда весной над ней склоняюсь,
Когда в подсохший острый клин
Лопатой острою вонзаюсь.
И будет долгий летний день,
Тепло и дождь,
Лавина света,
И сдвинет шляпу набекрень
Горячее, хмельное лето.
И будет пениться земля,
Даря всему живому силу.
И всё живущее любя,
Цвести и петь и быть счастливой.


Девчонка с нашего двора

Биография поэта была представлена в слайдах. Вот на экране «девчонка с нашего двора» - детство в городе Рассказове. Уже в то время маленькой Иринке рифмы не давали покоя. Она удивлялась: «И почему это люди не разговаривают стихами?».
Начала рифмовать слова, кажется, с того момента, как начала говорить. Первое своё стихотворение прочитала родителям на кухне: «И кто ни поедет, и кто ни пойдет, славу Отчизне нашей поёт».
Родители тогда похвалили, но встревожились: может их девочка «перегрелась» у радиоприёмника?
Фото родителей поэта – Елены и Михаила Красовых, сделанное после победного 1945-го в Германии. Он в форме советского офицера, она – в длинном вечернем платье. Отец во время войны был стрелком-радистом авиационного полка. Мать пережила оккупацию, была связной в партизанском отряде, потом санитаркой в медсанчасти. Познакомились 9 мая 1945-го в Берлине. У главы семейства служба в Германии продолжалась до 50-ых, после чего его перевели в Союз, в Краснодарский край, где родилась Ирина. Есть у неё стихи и про краснодарское детство, излучающие тепло южного солнца, настоянных ароматом деревенских огуречных и укропных грядок.
Я помню: укропное поле,
Над зонтиком кружится шмель
И бабка косынкой грошовой
Повязанная до бровей.
В её подоле домотканом
Кузнечиками огурцы.
И мы по укропному полю
На палках летим, огольцы.
И бабка, кряхтя, нас ругает,
Улыбку в морщинки согнав.
И лето идёт с урожаем
На бабкиных крепких ногах.


Талантлива во всём

На следующем фоте она уже школьница с удивительно толстой косой.
- Ирина была у нас заводила, хорошо успевала по всем предметам, а особенно по математике, и всем давала списывать, - вспоминала приехавшая на вечер её одноклассница Тамара.
Обычно у человека доминирует либо правое, либо левое полушарие, поэтому «правые» рождены быть гуманитариями, а у «левых» способности к точным наукам. Но с Ириной тот самый случай, когда «талантливый человек, талантлив во всём». По профессии, на которую училась, и вовсе технарь. Но родилась она, чтобы быть поэтом.
В начале 80-ых её сразу же выделил среди других руководитель тамбовского литературного объединения Андрей Белкин, предложил участвовать в областном конкурсе поэтов-любителей. Она получила тогда Диплом I степени из рук самого Ивана Кучина, тамбовского поэта, фронтовика, в то время секретаря тамбовской писательской организации.
Потом были занятия у другого талантливого тамбовского поэта Семёна Милосердова в литобъединении «Радуга». Алмазу, чтобы стать бриллиантом, нужен огранщик. Ирина хоть и литературный институт в придачу к Богом данному таланту не заканчивала, но и у Милосердова прошла хорошую школу поэтического мастерства. Тогда в первые её стихи были опубликованы в областной газете.
Как пахнет сеном на снегу –
Как будто мёд разлит по сотам,
Как будто летний день высокий
Ворвался в снежную пургу.


Поэтическая школа Ирины Чановой

Стихи о природе у Ирины яркие, сочные, словно картина маслом. Сравнения точные, буквально вдыхаешь этот запах сена на снегу. Ни одному парфюмеру не передать такой.
В 1997-ом наши местные поэты Николай Лукин, Клавдия Дробышева, Владимир Тёткин, Николай Чербаев вошли в литобъединение «Родник» при районной библиотеке, возглавила которое Ирина Чанова. Ведь у неё и с организаторским талантом всё в порядке. Дело поставила серьёзно. Регулярные встречи, занятия, коллективные разборки стихов, суровый суд коллег по поэтическому цеху. И потом уже стали выносить свои творения на суд читателей – выступать в школах, Домах культурах. В 2003-ем решили выпустить свой первый сборник. Генеральный директор Сосновский ПМП, заслуженный строитель России, меценат и любитель литературы идею воплотил в жизнь. Благодаря его финансовой поддержки вышли в свет ещё три их сборника.
В «Роднике» стали «всходить» новые имена.
- И сегодня уже можно говорить о поэтической школе Ирины Чановой, - сказал ведущий творческого вечера Владимир Сутормин.
«Как приходят к ней стихи? – этого вопроса который он задаёт всем «родниковцам», ждала и Ирина. Отвечали на него в своих стихах и Маяковский, и Цветаева и Пушкин. О «муках творчества» и о божественных мгновениях, когда
Пальцы просятся к перу
Перо к бумаге
Минута –
И стихи свободно потекут
- Никогда не знаешь, когда такое придёт, - сказала Ирина. Бывает ждёшь, но ничего «не слышишь», как будто оглушило. И вдруг, кажется, буквально из ничего, начинается…
Писать стихи – как наказанье:
Не хочется, и дел полно,
И ты их в дверь, они в окно.
Им душу вынь на растерзанье
Оставьте вы меня в покое.
Что вам далось в моей души?
Но вновь листочками шуршим.
И всем знакомо нам такое.
И словно цепью неделимой,
Мы все прикованы к стихам.
И даже в ночь не спится нам.
Как будто зельем опоили.
Когда в душе рождён поэтом,
То даже начавши стирать,
Ты строишь в рифму «Лоск» и Тайд»,
Не замечая даже это
Как видно приговор суровый
С рожденья вынесен судьбой.
Пиши, мой друг, и Бог с тобой,
Не изменяй теперь уж слову.

Этим стихотворением, посвященным всем «родниковцам», она завершила свой творческий вечер.
Автор:Вера Попова