Спроси любого, чем отличается село от деревни, и он ответит, что в селе есть церковь, а в деревне нет. Так и было долгие годы, пока не разрушили в первой половине 20-го века храмы, церкви и монастыри. Многие из них стерты с лица земли, другие стоят немым укором - покосившиеся, полуразвалившиеся, забытые на долгие годы. Акция по установке памятных крестов и табличек на местах разрушенных храмов – восстановление исторической справедливости и памяти о церквях и людях … Наше исследование о церкви Архангела Михаила
с. Княжево Моршанского района основано на архивных данных ГАТО, РГАДО, а также на воспоминаниях жителей села.
Век 16-й. На левом берегу Цны
Село Княжево Моршанского района (ранее Шацкого уезда) находится на левом берегу р.Цна. Исследователи отмечают, что Тамбовскую губернию по правую сторону р. Цна населяла мордва, на левобережье жили, в основном, татары, которые в грамотах, относящихся к XVII в., именуются шацкими, а иногда касимовскими служилыми татарами и мурзами, получившими статус государственных крестьян.
Первым татарским князем в Мещере, о княжении которого мы можем узнать из русских грамот, является князь Адаш. Упоминание его имени и его брата Седахмета встречается в грамоте великого князя Василия III Ивановича от 1509 г. на имя Акчуры Адашева, в которой он жалует княжением на мордве за верную службу. У князя Акчуры были сыновья Кулай, Бараш, Булуш и Кудаш. Одна ветвь рода князей Кудашевых ведет свое родословие от темниковского мурзы Булая Кудашева, пожалованного по грамоте царя Василия Шуйского от 14 октября 1608 г.
Из грамот царю стало известно, что с.Княжево в 15 веке и до конца 16 века было известно как татарская деревня. В 1573 году старец Матфей обратился с челобитной к царю Ивану Грозному с просьбой о наделении христианских миссионеров землей и о защите ее от враждебных татар. Результатом усилий старца Матфея стало основание Николо-Чернеевского мужского монастыря в 18 верстах от Шацка, то есть в «диком поле» – это был своего рода форпост христианства. Южнее монастыря (10 км.) располагалась поселение Томниково.
Активная миссионерская деятельность попов в Княжеве в 1596 году встретила сопротивление среди татар. Старец Матвей о сём прискорбном для него факте донес в Москву. Следующие упоминания о Княжеве мы встречаем в грамоте 1598 года, направленной из Москвы царем Федором Ивановичем шацкому воеводе Ондрею Протасьеву и городовому приказчику Ивану Филиппову. Из грамоты узнали, что спор разгорелся из-за татарской деревни, которой издревле владели цненские князь Исень Ушаков, да Тохтар мурза Васильев сын Енаев, да Узраз мурза Елгадеев. Но старец просит защитить монастырские земли и братию от местных татарских князей.
Ценские мурзы были очень возмущены действиями монастырской братии по захвату издревле им принадлежавшей деревни, которая стояла задолго до организации монастыря. Если бы деревня была бы организована самими священнослужителями, то такого противодействия старец Матвей не встретил бы. Монастырь явно не претендовал на село Томниково, так как оно в этих краях было давно известно и было поделено между несколькими собственниками.
Век 17-й. Первые упоминания о Княжево
Уже в 1617 году в описании владений Чернеева монастыря в писцовой книге Шацкого уезда Подлесного стана упоминается д.Княжая. А также в описании границ владения ценских мурз в 1619-20 гг. указаны те же места. Старец Матвей свое отстоял. Деревня Княжая упоминается как монастырская.
В 1622 году умер князь Булай Кудашев. Московская власть для соблюдения приличий состряпала бумагу о бездетности Булая Кудашева и на этом основании Верхоценскую волость передали в собственность матери царя Михаила Федоровича великой старице Марфе Иоанновне. Благодаря ей в эти годы растет просветительская деятельность среди мордвы и татар в вверенных ей местах. Большую миссионерскую деятельность организует и архистратиг Мисаил. В 1648 году он погиб в одном из таких походов. Раненого, его перенесли в Новочернеевский монастырь, где он через два дня скончался.
Как село, по данным РГАДО, впервые Княжево упоминается в грамотах 1642-1648 годов, что дает большую уверенность сказать, что в эти годы в Княжеве уже была построена церковь, так как в те годы была принципиальная разница между селом и деревней. Информацию о село Княжево мы находим в окладных книгах духовной епархии 1676 года, где указано, что оно было вотчиной Чернеева монастыря.
О жизни села до конца 17-го века можно узнать из истории нашей страны, истории российской духовности и истории Новочернеевского монастыря. Так, в 1659 году, предполагают историки, в монастыре отбывал ссылку Симеон Медведев (Сильвестр). В 1670 году, по воспоминаниям жителей, после разгрома войск в монастыре укрывается Степан Разин с темниковскими мужиками, принявшими сторону бунтовщика. В 1681 году умер Патриарх Всея Руси Никон. 10 декабря 1685 года из челобитной царю стало известно, что казаки пили, били попов и озорничали. Поэтому в 1686 году при участии Питирима Новочернеевский монастырь приписали к активно развивающейся в те годы Тамбовской епархии. Тем самым Новочернеевский монастырь утратил свою связь с казачеством. В 1695 году заболел Питирим. Во всех церквях и храмах Тамбовской епархии совершались богослужения за его здравие. В 1698 году Питирим скончался.
Век 18-й. Архангельская церковь в архивных материалах
После кончины епископа Питирима и краткого правления епископа Игнатия (Шангина, 1718) с 1699 года новых епископов на Тамбовскую кафедру не назначали, и епархия до 1720 года находилась в ведении рязанских архиереев, затем, до 1723 года, – воронежских, а после того стала управляться Святейшим Синодом.
Первые упоминания об Архангельской церкви в с.Княжево в исторических документах относятся к 1710 году. В перечневой книге Азовской губернии Шацкого уезда говорится, что «в селе Княжо Чернеева монастыря вотчины находится церковь архистратига Михайлы». Следующие сведения относятся к 1744 году. В Справочной книге по Тамбовской губернии за 1876 год говорится, что она была построена в 1744 году.
В 60-х годах 18-го столетия по указу Екатерины Второй у монастырей были отняты земли. Крестьяне стали экономическими. Церкви жили только на средства прихожан.
В документах третьей ревизской сказки 1762 года сказано, что в селе Княжье проживали экономические крестьяне — 807 человек в 97 дворах. 18-й век не принес крестьянам села уверенности в завтрашнем дне. Продолжается развитие Тамбовской епархии. Но пугачевское восстание, тяжелый изматывающий труд, голодная жизнь, те же подати (но во 2-й половине 18-го века не монастырю, а государю), восстания – все это не могло обогатить сельские приходы.
Век 19-й. Новые трудности
В начале 19-го века меняется владелец с. Новотомниково. После смерти К.Г.Разумовского в 1807 году имение покупает И.И.Воронцова. Село становится достаточно крупным населенным пунктом. А с.Княжево по-прежнему принадлежит государству. В 1875 году перестраивается церковь. Если внимательно рассмотреть фотографию из личного архива Щипцовых и снимок Софийского собора г.Моршанск, Никольской церкви, а также других храмов этого периода, то можно найти определенное сходство. По архивным данным, деньги на строительство собраны прихожанами. В те годы начинает свое служение о.Иоанн (прадед Валентина Ястребцева). В 1873 году он умирает. Возможно, в этот год и назначен священником Александр Александрович Казанский. По справочной книге Тамбовской епархии 1876 года он являлся настоятелем Архангельской церкви. В эти годы, по тому же источнику, к Архангельской церкви приписана Архангельская церковь в с.Чернитово. По справочной и памятной книге Тамбовской епархии на 1893 год в Архангельской церкви служил Николай Иванович Ястребцев (дед Валентина Ястребцева).
Крестьяне с.Княжево нанимались на работу к графу И.И.Воронцову-Дашкову. Старожилы вспоминали, что он часто приезжал сюда отдыхать. Дом священника был очень маленьким и бедным. Однажды граф проезжал мимо его дома и спросил прохожего, чей же это дом. На что получил ответ, что священника местной церкви.
19-й век также ознаменовался победой в войне над французами в 1812 году и - позднее - отменой крепостного права. Таким образом, и в 19-м веке церковь с. Княжево не стала богаче. Священникам приходилось работать и в церкви, и на земле.
Век 20-й. Репрессии и разорение
Самым тяжелым стал для церкви, священников и простых людей век двадцатый. И самым страшным было разорение и разрушение храмов, репрессии священников. Не обошла стороной эта беда и Архангельский храм. В 1902 году сюда назначен священником Петр Николаевич Ястребцев (отец Валентина Ястребцева). Храм требовал ремонта. В книге О. Левина «Под крестом. Неоконченная повесть. I. Валентин» рассказывается, как о.Петр ходил по домам прихожан и собирал деньги на починку крыши. По детским воспоминаниям В.Ястребцева, на вратах правого придела висела большая старая икона Архангела Михаила с мечом. Также, по воспоминаниям жителей села, в церкви была большая икона Фомы и Матвея. В Новотомниковской церкви имеются иконы из Архангельской церкви с.Княжево. Одна из них - Скорбящая всех святых.
В 1906 году умирает о.Николай (дед Валентина). В 30-х годах начинается период репрессий. По воспоминаниям жителей села, в начале 30-х годов храм еще действовал. Во время первой волны репрессий о.Петра заставляют отречься от сана. А в 1937 году через несколько месяцев после ареста сына (Валентина) его тоже арестовывают. Решением тройки УНКВД по Тамбовской области от 15 декабря 1937 года он был осужден по статье 58-10 УК РСФСР и приговорен к десяти годам исправительно-трудового лагеря. Находясь под арестом, он был замучен и скончался в тюрьме. Могила его неизвестна. По прошествии скорбных лет 26 мая 1966 года постановлением Президиума Тамбовского областного суда священник Петр Николаевич Ястребцев был реабилитирован.
По свидетельским показаниям, после войны был привезен красный кирпич для перестройки церкви. Но в 1948-1949 годах она была разобрана. Из этого кирпича впоследствии построили жилой дом. Доски после разрушения церкви использовались для постройки конюшен в с.Княжево. Люди разобрали книги и иконы по домам. По свидетельским показаниям, люди возами везли книги и иконы. Известно, что на территории разрушенного храма вырыли колодец, но вода была не пригодна для питья, и его закопали.
До сих пор жители села старшего поколения, паломники, проходя по территории разрушенного храма, молятся, обращаясь лицом к тому месту, где стоял храм. В ноябре 2013 года был установлен поклонный крест, а 31 декабря 2013 года прошло его освящение о.Александром, настоятелем Новотомниковской Богоявленской церкви.
Разговаривая с жителями сел Княжево и Новотомниково, мы видели, что еще свежа в их памяти боль по утрате святыни. Немой вопрос висит в воздухе: зачем это сделали, кому мешала? При установке поклонного креста люди объединились, старались помочь: кто чем может. Откликались на любую просьбу. Акция по восстановлению духовно-исторической памяти помогла раскрыть еще одну страницу истории нашего края. Хочется верить, что и по окончании акции работа по восстановлению храмов продолжится.