Лента новостей
Статья2 июля 2014, 16:27

История храма Николая Чудотворца

История храма Николая Чудотворца
К 1911 году возросло количество земли и у сукмановского причта: с 99 десятин до 113-ти. Одна из причин подобного приращения – увеличение штата на одну единицу по сравнению с 1876 годом и изменение его структуры, о которой речь пойдёт ниже. Найти землю для «прокормления» причта можно было только путём изъятия её у общества, потерявшего за полвека в общей сложности по «вине» церкви в двух сёлах 47 десятин. В условиях стремительно увеличивавшегося перенаселения, вызванного, прежде всего, высокой рождаемостью, это только катализировало процесс обезземеливания крестьян и усиливало их недовольство. Причём всего лишь за два года до появления нового описания епархии церковникам Сукманки принадлежали 108 десятин земли на 7 человек причта, а количество душ мужского пола в приходе равнялось 4850-ти.

В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 год говорится: «№ 502. Сукманка. Церковь каменная, тёплая, построена в 1856 году на средства прихожан. Престол один – святого Николая Чудотворца (9 мая и 6 декабря – по старому стилю – В.К.). Дворов с деревнями 1559, д. м. п. – 4872, д. ж. п.– 4896, великороссы, земледельцы, имеют земли 2,5 десятины на душу.

В приходе 12 деревень... Штат: три священника, диакон и три псаломщика. У причта 113 десятин полевой земли, из них 8 десятин неудобной, и 3 десятины усадебной, полевая земля в одном месте, от церкви в двух верстах. Общая доходность причтовой земли – 1150 рублей в год. Братский годовой доход – 4500 рублей. Причтовый капитал – 3625 рублей. Церковный капитал – 180 рублей. Дома у причта собственные».

Что же касается штата Никольского храма, то он (наряду с Русановским) был самым многочисленным (за всю историю) из всех 23-х церквей 3-го Борисоглебского Бурнакского округа. За ними следовали Алешковский и Туголуковский причты, насчитывавшие по 6 человек.
Выражаясь современным языком, можно сказать, что в значительной степени Тамбовская епархия существовала посредством самофинансирования. Причём финансовые документы были довольно прозрачными и публиковались в печати. Ежегодно благочинные округов были обязаны обнародовать подобного рода отчёты. В августе 1882 года такой документ «о всех без изъятия суммах с подведомственных церквей и духовенства в течение 1881 года» был опубликован благочинным 3-го Борисоглебского округа Дмитрием Григоровичем.

Всего по 15-ти статьям 17-ю церквями округа было внесено 5093 рубля 67 копеек. С прихожан сукмановского храма Николая Угодника и его духовенства было получено 610 рублей 20 копеек, с ивановской церкви Михаила Архангела – 153 рубля 66 копеек. Лидировал по сумме платежей Казанский храм села Бурнак – 627 рублей 91 копейка. Одновременно указывалось «куда и в какое время деньги сии представлены, от какого числа за какие проценты рапорты, при коих препровождены деньги» (например, в консисторию, в правление епархиального училища, в редакцию епархиальных ведомостей, и другие).

Наиболее важными статьями в Никольском храме Сукмановки, как и других церквей, являлись: недвижимая сумма, с которой берутся проценты (180 р. 70 коп.), процентный взнос вместо свечного «с добавлением» (118 руб.), на местный «попечительный» совет (46 руб. 80 коп), на содержание окружного училища (80 руб. 80 коп) и т. д.

Но не всем деревням Сукмановской волости, поменявшим статус, везло на священников. В селе Дубовицком (с 1895 г. - В.К.) – не самом густонаселённом и к тому же расположенном крайне неудобно, а также, вероятно, по причинам личного свойства, постоянно ощущался дефицит кадров. Удержать причт пытались разными способами, но это не всегда помогало. В 1904 году в печати появилось сообщение, «…о причтах Тамбовской епархии, коим вновь назначается или увеличивается содержание на счёт кредита, добавленного из казны по §6 статьи 1 финансовой сметы Святого Синода 1903 года», в том числе причту с. Дубовицкое Борисоглебского уезда: священнику – 294 рубля, псаломщику – 98 рублей. Всего на пенсии в год им выплачивалось в общей сложности 392 рубля.

В 1908 году храм и вовсе остался без священнослужителя, вследствие чего епархиальному начальству несколько раз пришлось прибегнуть к публикации объявлений; в одном из них сообщалось, что место священника «…свободно с 17 ноября (по ст. стилю), причта по штату положено: священник и псаломщик, земли 50 десятин, душ мужского пола – 332, причт получает от казны в размере 400 рублей в год, дома церковные».

В конце концов волевым решением епархиального начальства «священник села Борков Шацкого уезда Василий Богоявленский» был «перемещён к церкви с. Дубовицкого Борисоглебского уезда 23 декабря» того же года, и накануне Рождества Христова прихожане обрели настоятеля храма.

Заманить священнослужителей в далеко не самый богатый и не самый престижный приход епархии даже посредством регулярной выплаты из казны довольно приличной суммы было, оказывается, делом непростым.

В Сукмановке дефицита кадров не было никогда, а паузы с назначением на не самые главные должности носили скорее бюрократический характер; об открывшихся вакансиях следовало непременно публиковать объявление, что требовало некоторого времени. Так, 4 апреля 1909 года был «уволен за штат в административном порядке псаломщик… Тимофей Тардин», после чего об этом событии было официально сообщено в епархиальной прессе, а назначение на открывшуюся вакансию получил 13 мая того же года «бывший псаломщик с. Вязовой Почты того же уезда Александр Дмитриевский».

И чтобы окончательно закрыть эту тему, отмечу, что «содержание от казны» получал и причт ивановской церкви Михаила Архангела: священник – 300, диакон – 150, а псаломщик - 120 рублей в год.

В 1904 году в официальной печати едва ли не впервые упоминается о священнике села Сукманка Василии Владимирове, назначенном помощником благочинного 3-го Борисоглебского (Бурнакского) округа.

На самом деле этот скончавшийся впоследствии прямо во время богослужения священнослужитель имел среди прихожан громадный авторитет и служил в храме Николая Угодника как минимум с первой половины 1890-х годов. А в 1910 году «священник с. Сукманки Василий Иоаннович Владимиров» уже упоминается в качестве благочинного 3-го Борисоглебского округа, в котором было 23 церкви и 33 штата.

Тяжелые испытания для Тамбовской епархии, как и для всей Русской Православной Церкви, начались после известных событий 25 октября (7 ноября) 1917 года. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый 20 января 1918 года, фактически поставил Церковь вне закона. В губернских центрах, в том числе и в Тамбове, исполкомами были созданы отделы (комиссии) по отделению Церкви от государства. Проведение этого декрета в жизнь вызвало сопротивление духовенства и крестьянства. Лучшие представители русского народа встали на защиту православной веры. Волна народного недовольства прокатилась по губернии.
Во второй половине 1920-х годов давление на Церковь со стороны государства резко усилилось. Все церковные здания почти сразу же после революции были объявлены новой властью народным достоянием. По этой причине верующих вынуждали арендовать их у государства. Храмы облагались огромными налогами, которые было невозможно выплатить, и за неуплату этих налогов их закрывали.
Строжайше запрещалось делать какие-либо сборы на содержание церквей, у представителей причтов изымались сады и приусадебные участки. Многие храмы новая власть отдала под клубы, зернохранилища, складские помещения или откровенно разрушила под смехотворным предлогом нужды в стройматериалах. Духовенство было лишено избирательных прав. Кроме того, священнослужителей заставляли выполнять различные налоговые повинности, сдавать сверх нормы зерно, картошку, мясо, молоко и прочее. За невыполнение установленных норм многих из них арестовывали и высылали, или заключали в концлагеря.
Здание сукмановской церкви вместе с постройками было передано группе верующих 23 марта 1922 года, договор подписали 16 граждан. Прихожан насчитывалось 5000 человек, в среднем храм посещали 40 человек, службы велись ежедневно. Церковь принадлежала к тихоновскому течению.
В характеристике Николаевской церкви села Сукмановка Есиповской волости Борисоглебского уезда за 1926 год отмечалось: здание церкви выстроено в 1841 году, здание кирпичное, изношенности 40%, крепкое, окрашено белой краской. При здании церкви имелась сторожка за оградой, состоявшая из трёх комнат соснового леса. Сторожка церкви была занята церковным сторожем.
В списке служителей культа Николаевской церкви в с. Сукмановка в 1926 году значились: Гавриловский Александр Владимирович, 55 лет, священник в данной церкви с 1901 года; Архангельский Алексей Михайлович, 66 лет, священник с 1926 года; Соловых Николай Мартынович, 54 лет, священник с 1911 года, Архангельский Николай Иванович, 52 лет, диакон с 1926 года.

В год начала коллективизации (1928) в Борисоглебском округе, состоявшем из 14 районов, насчитывалось 250 церквей, а также 30 обновленческих и 29 общин сектантов. Для осуществления антирелигиозной пропаганды было задействовано 8 клубов, 36 библиотек, 206 кружков, 263 ячейки союза безбожников, в которых числилось 2860 человек, и 71 изба-читальня. Но как отмечалось в одном из докладов Борисоглебского окружкома партии о работе в деревне, «вследствие слабости антирелигиозной работы и обострения классовой борьбы в деревне активность церковников и сектантов растёт».

Поэтому вполне закономерным явлением было нанесение удара по кадрам церкви одновременно с процессом массовой организации колхозов. Сталинский тезис об обострении классовой борьбы оправдывал всё.

В 1928 году был арестован и получил 3 года высылки в Сибирь один из старейших в районе 67 - летний сукмановский священник Архангельский Алексей Михайлович. Ещё через год к пятилетнему сроку исправительно-трудовых лагерей приговорили представителя всё того же причта отца Иллария (Кольцова Ивана Петровича). Последним репрессированным священником храма Николая Чудотворца стал в 1937 году, получив 10 лет лагерей, пятидесятидвухлетний Александр Николаевич Дмитриевский. На этом, согласно официальным документам, причт сукмановской церкви фактически прекратил своё существование.

Однако в истории храма был ещё один трагический эпизод. Если верить воспоминаниям А.П. Колягиной, дочери последнего волостного старшины, в 1929 году вместе с её отцом Петром Степановичем плыл на одном корабле в ссылку в Соловецкий монастырь и сукмановский священник о. Александр (Гавриловский), который по прибытии на место скончался и там же был похоронен.

В русле главного предмета данной главы в целом привожу сводную таблицу репрессий по району, чтобы картина выглядела более запоминающейся.

Из таблицы видно, что в течение 11 лет в Жердевском районе за веру Христову были репрессированы 24 человека, из которых канонизирован и причислен к лику новомучеников и исповедников только один Алексий (Гаврин), а остальные являются священнослужителями, монашествующими и мирянами. Среди репрессированных – две женщины.

Пик репрессий – 16 человек (66,6%) пришёлся на печально знаменитый 1937 год, и это укладывается в общую картину беспредела, царившего в то время в стране.

Семнадцать человек (70,8%) занимали должности священников, двое – псаломщиков, по одному – ктитора, диакона, сторожа, Д.Н. Мордасова из с.Пичаево была монахиней, а упоминавшийся выше и арестованный в Москве А.П. Гаврин был бродячим монахом. Звание иеромонаха, которым он владел, соответствует попу-чернецу.
У 22 человек (91,6%) не указано образование, но это не является свидетельством отсутствия его вообще.

Из общего количества 10 человек (41,6%) – уроженцы других регионов страны, 8 (33,3%) – местные, 6 человек (25,1%) – из уездов Тамбовской губернии.

К высшей мере наказания (ВМН) – расстрелу были приговорены 7 человек (29,1%), к 10 годам исправительно-трудовых лагерей – 14 человек (58,3%), к 5 годам – 2 человека (9,1%), и 1 человек (4,5%) – к 3 годам лишения свободы.

В общей сложности репрессии коснулись 16 приходов (по числу церквей) или 17 населённых пунктов района. В книге «Тамбовский мартиролог» деревня 2-я Александровка, откуда родом расстрелянный И.Е. Новиков, ошибочно названа селом.

В XIX веке родились 22 человека, в XX веке – двое. Самым старшим (1861 года рождения) был А.М. Архангельский, священник Сукмановской церкви, он же является и первым репрессированным в районе священнослужителем.

В возрасте до 40 лет (на момент репрессий) были осуждены 4 человека, до 50 лет – 7 человек, от 50 до 60 лет – 8, от 60 до 70 лет – 3, и свыше 70 лет – 2 человека.

Ранее всех несчастье коснулось сукмановского причта, он же (3 чел.), наряду с пичаевским, оказался в лидерах и по числу репрессированных служителей культа.

Кроме того, в таблицу не был включён Цветков Пётр Герасимович, священник, 1879 года рождения, уроженец Жердевского района Тамбовской области, который на момент ареста в 1938 году, служил в церкви станицы Пашковской Краснодарского края. К сожалению, неизвестно точное место его рождения.

Постановлением тройки УНКВД по Краснодарскому краю от 7 февраля 1938 года приговорён к ВМН – расстрелу как участник контрреволюционной повстанческой организации, готовившей вооружённое восстание. Приговор приведён в исполнение 7 марта 1938 года. Реабилитирован прокуратурой Краснодарского края 13 июля 1989 года.

Воистину 1920-е - 1930-е годы стали роковыми для Русской православной церкви, подвергшейся беспрецедентным гонениям, и потерявшей в итоге большинство своих сынов из громадного числа лучших их представителей.
Автор:В. Краснов - кандидат исторических наук