О "Красной гвоздике" в Уварове знают все, даже подростки. Потому что давно стала она частью истории нашего города, заслужила честь носить звание народного ансамбля, сумела на долгие годы сохранить популярность, не перекраивая свой репертуар в угоду модным музыкальным течениям. Шли десятилетия. Множество певцов и творческих коллективов появлялось на российской сцене, но потом они стремительно уходили из жизни подобно бабочкам-однодневкам. А тем временем "Красная гвоздика" отмечала свои юбилеи - вплоть до полувекового…
Счастливый случай
Судьба ансамбля тесно переплетена с судьбой её бессменного художественного руководителя Александра Филипповича Калугина. Ещё мальчишкой всем сердцем полюбил он красоту русской песни, в четвёртом классе пришёл в школьный хор. Затем отправился в музыкальное училище города Котовска. Даже в армии пел - в ансамбле северных войск на границе.
Вернувшись после "дембеля" в родное Верхнее Чуево, задумался, что делать дальше. Устроился на Уваровский сахарный завод: и какая уж тут музыка, какие песни! Но жизнь щедра на сюрпризы и счастливые случаи, которые так легко могут стать поворотным моментом в судьбе:
- Смотр художественной самодеятельности на заводе организовали. От других цехов большей частью женщины выступали. Они что петь, что плясать - большие мастерицы. А в нашем отделе механики - одни мужчины. Поразмышляли мы, направили на смотр более-менее подходящих. Николай Иванов там был, Василий Соседов, Петя Евдокимов, Куксов, Игнатов… Аккомпанировать взялся Николай Скоржевский - хороший баянист был. Ну и я тоже выступал. Две песни пели - военной тематики. В комиссии были люди из Тамбова, они нами сильно заинтересовались. Мужской хор, говорят, нечасто встретишь, вы, мол, это дело не бросайте. А какое-то время спустя директор завода меня вызывает: "Принимай клуб! Будешь там начальником".
12 концертов в день
Клуб Александр Филиппович принял. Было культурное учреждение в посёлке сахароваров неказистым на вид - барачного типа. Но творческому процессу это нисколько не мешало. В то время пришли к Калугину Виктор Зудилин, сильный тенор Володя Солодовников, художник по профессии, но большой любитель пения Иван Дьячков, Виктор Ключевский из ТЭЦ - замечательный баритон. Всего девять человек в ансамбле набралось. Подобрали репертуар, а с ним "нашлось" и название коллектива:
- Очень любили мы песню "Красная гвоздика" на музыку Аркадия Островского. Знаете: "Красная гвоздика - спутница тревог…"? Ох, какая песня, как звучит! По ней и ансамбль назвали.
Свободного времени у молодых артистов практически не было. Днём - работа, вечерами - репетиции. Нужно было готовиться к многочисленным выступлениям, смотрам. Горячая пора наступала во время выборов. Тогда день голосования считался большим праздником, а праздника без "Красной гвоздики" никто и не представлял. Александр Филлипович со своими друзьями давали по 12 концертов в день. Пели в Уварове и на сельских избирательных участках. Домой часто возвращались охрипшими, валились с ног от усталости.
Часто ездили в областной центр: участвовали в смотрах, записывались на радио.
Звание народного ансамбль получил не сразу. Долго готовились к областному концерту, который длился без пяти минут два часа. Сколько сил было вложено в это выступление, может понять только настоящий артист. "Красная гвоздика" справилась с поставленной задачей, а через три года снова выступала перед судейской комиссией - полученное звание требовалось постоянно подтверждать.
Вызов в Москву
Известность "Красной гвоздики" росла, в начале восьмидесятых годов узнали о ней и в самой столице. А.Ф.Калугин рассказывает:
- Не знаю, как это вышло, кто про нас рассказал. Но однажды с центрального телевидения мне звонок был. Главный режиссёр звонил, спрашивал, есть ли у нас такой вот коллектив - мужской. Интересовался, какие песни мы поём. Я отвечаю: патриотические, военных лет, народные. И лирические в репертуаре есть, и шуточные. Он и говорит: готовьтесь, скоро приеду. Мы к тому времени уже не в бараке репетировали, в новом ДК "Октябрь". Костюмы нам пошили: чёрные пиджаки, белые рубахи. Начали готовиться, волновались, конечно. На одной из репетиций смотрим - заходит мужчина с папкой, Александром Александровичем назвался, а фамилию я теперь и не вспомню. Сел и говорит: пойте! Ребята оробели немного, но ничего… Поём мы самые лучшие наши песни, а тот мужчина знай себе карандашиком что-то на бумаге чиркает. Потом встал: ну пойдёмте. Пришли в кабинет. Страшно: ну как скажет, что никуда наше пение не годится! А он похвалил: "Молодцы! Коллектив у вас здоровый, хороший. Пять песен беру!". Назвал нам эти песни, приказал их как следует отрепетировать и ждать вызова. В Москву мы приехали на камышинском поезде, там уже нас автобус встречает - большой, со шторами. Приехали в гостиницу "Россия", отдохнули немного, и на телевидение. Сначала запись фонограммы была - одни голоса. Потом видео снимали. Тут легче, только рот открывай, и всё. Когда прощались, нам сказали, чтобы газеты читали - там напишут, когда выступление покажут. И правда, написали. Помню день, когда нас по телевизору показывали. Что тут было! Рабочих со всех предприятий пораньше домой отпустили, улицы опустели - все у телевизоров сидят. А как же! Не кого-нибудь показывают, своих уваровских артистов! Да по самому главному телевидению! Потом нас ещё дважды показывали. Только записывали уже не в Москве, а в Саратове - всё поближе ехать…
Творцы уваровских песен
"Красная гвоздика" переехала в ДК "Дружба". На тот момент коллектив остался без аккомпаниатора, и это обстоятельство грозило обернуться настоящей проблемой. По счастью, в "Дружбе" работал баянист Владимир Романович Радков. Александр Филиппович обратился к нему за помощью, тот не отказал, согласился на "должность" музыкального руководителя. Радков был настоящей находкой, он оказался талантливым композитором. Не менее ценным помощником стал для "Красной гвоздики" такой же талантливый, но уже не музыкант, а поэт - Николай Иванович Перов. Эти два человека вывели ансамбль на абсолютно иной качественный уровень, и вот как это случилось:
- С Перовым я познакомился на каком-то совещании. Спросил: стихи пишете? Он кивнул, дал почитать. Мне понравились. Прихожу к Радкову: "Володь, глянь, какие стихи. Их бы на музыку положить". Радков долго не думал: давай сюда, говорит. На следующий день приходит на репетицию: "Всё. Готово. Слушай". Так мы в первый раз спели "свою" песню: и слова, и музыка - наших уваровских авторов. И пошло! Николай Иванович звонит: "Написал новенькое, послушай, сгодится ли?.. Хорошо, говоришь? Тогда бери ручку и записывай". Запишу, бегом к Володе. Тот молча кивнёт, и тут же музыку подбирает. Вы понимаете, какие необыкновенные, какие гениальные люди!
Под крики "Браво!"
"Красная гвоздика" всегда обладала особенностью с первого выступления покорять людские сердца. С особенным нетерпением её в течение многих лет ждали отдыхающие Инжавинского санатория:
- Туда столичные жители часто приезжали. Именно они встречали нас с такой необыкновенной теплотой, с таким восторгом! Зрителей набивалось полный зал. Аплодисменты, крики "Браво!"…
Вспоминает Александр Филиппович Калугин и другой случай:
- Ездил я от Тамбовской области на музыкальный фестиваль в Воронеж. Председатель комиссии там был сам Александр Александрович Силин. Тогда я лауреатом стал. Выступал с песней "Мои медали". На втором куплете смотрю - весь зал встал. Все три тысячи человек, как один! Вот это никогда не забуду.
Новое имя
Это новое название "Красной гвоздики", которая перестала быть чисто мужским хором:
- Когда в "Дружбу" переехали, тут были поющие женщины. Ну, мы и соединились в один коллектив. "Гвоздика" никуда не исчезла, она теперь в составе "Русской песни". Разве дело в названии? Все мы поём, все выступаем. Репертуар, конечно, обновляется, но исполнять "Зайка моя" мы никогда не станем. Да и зачем? У нас есть свои слушатели - настоящие ценители русской народной или патриотической песни. На таких песнях воспитывались поколения истинных патриотов, такие песни живут в наших сердцах, о них тоскует русская душа.
Сегодня в составе объединённого творческого коллектива семь мужчин и 12 женщин. А.Ф.Калугин может долго о них рассказывать:
- Виталий Мешков - это бас у меня. Юра Алексеев - тоже бас. Виктор Воробьёв - баритон. Николай Иванов - тенор, Борис Игнатов - тоже… Из женщин вот Машу Митрофанову отметить надо. Сколько лет она с нами! Ещё "Русской песни" не было, а Маша уже пела. Единственной женщиной была в "Красной гвоздике". А вообще, все наши достойны, чтобы о них в газетах писали. Большой путь мы прошли, очень большой. В следующем году "Красная гвоздика" 55-летний юбилей отметит. Посчитай, сколько мы эстрадных "звёзд" пережили?..
Фото автора и из личного архива А.Калугина.