Лента новостей
Статья6 августа 2014, 09:00

Святитель Питирим Тамбовский - духовник и хозяйственник

10 августа в духовной жизни Тамбовщины произойдет большое событие - 100-летие канонизации святителя Питирима. В связи с этой датой в той или иной форме проявляется повышенный интерес к его личности не только духовенства и православного люда, краеведов, историков, но и всех, кому небезразлична история нашего края. Исследования в этой области сделала искусствовед, автор грантового проекта по созданию выставочной экспозиции, посвященной Питириму, Марина КЛИМКОВА. А это и уточнение дат его рождения и кончины, и особенности хозяйственной деятельности. Она выступила с докладом на десятом форуме журналистов и духовенства и предоставила материал на эту тему для нашей районной газеты. Публикуем с некоторыми сокращениями.

О чем поведали
фонды Козловского
Троицкого
монастыря


Наше время примечательно тем, что сегодня есть возможность всем желающим работать в архивах, где хранится огромное количество неизученных документов. К 100-летию канонизации святителя Питирима удалось познакомиться с некоторыми фондами тамбовского архива и уточнить отдельные факты биографии святого. В фонде Козловского Троицкого монастыря, например, хранится целый комплекс источников XVII - XVIII веков, которые в той или иной степени касаются святителя Питирима.
Среди сведений важным является факт установления дат жизни и кончины святителя. Так, на основании расходных книг Патриаршего казенного приказа узнаем, что на Тамбовскую кафедру в 1697 году назначен следующий после Питирима епископ - Игнатий (Шангин). Значит, к этому времени святой уже скончался и именно эту дату надо считать датой его смерти, а не указанную перед прославлением Питирима - 1698 год. Именно на это указывал в своих материалах дореволюционный историк С.Н. Введенский в 1899 году на основании изученных им источников и публиковал их в «Тамбовских епархиальных ведомостях». Однако при составлении документов к канонизации эти факты почему-то не были использованы. В преддверии 100-летия этого события владыка Феодосий благословил повторно опубликовать их в «Епархиальных новостях».
Поскольку, по летописным сведениям, святитель Питирим почил на 54 году жизни, то за дату его рождения следует принять 1644 год. Следовательно, год канонизации святителя - 1914 совпал с 270-летием его рождения, а в этом году - 370-летие.
Ошибка в дате кончины могла утвердиться, во-первых, из-за того, что на могильной плите святого изначально не было никаких пояснительных надписей. В одном из архивных источников 1796 года есть раздел: «Кто были... во епархии архиереи... с показанием имен...», где указываются их данные: кто и когда был посвящен, откуда родом, в том числе и о том, имеются ли надгробные надписи. О святителе Питириме говорится: «...погребен в Соборной нижней теплой Церкви со входу на правой стороне, в приделе Николая Чудотворца». Ни о какой надписи на гробнице речи нет, хотя такие сведения даются о других епископах. А поскольку надписи изначально не было сделано, это означает, что не существовало источника достоверной информации.
В наиболее раннем по времени документе, в «Тамбовском летописце» (1684-1708) был записан ошибочно год его назначения в Тамбов епископом - 1686 вместо 1685 и точное время пребывания на кафедре не указано. Отсюда и пошла ошибка в подсчете прожитых лет, закрепившаяся в последующих источниках: летописном списке Козловского Троицкого монастыря, в записке об истории Тамбовской епархии, данные которых вошли в «Историю Российской иерархии». Эта информация была опубликована в работах ряда ученых и краеведов.
Однако сегодня в энциклопедиях - Большой Российской и Православной указывается дата кончины святителя, полностью соответствующая архивным источникам.

Учреждение
Тамбовской кафедры


Другими интересными фактами биографии святителя Питирима являются сведения о его хозяйственно-строительной деятельности. Ее нельзя понять без обращения к исторической ситуации того периода.
В начале XVII столетия близкая к Москве территория, лежавшая между Волгой и Доном, оставалась малонаселенной. Здесь, на границе лесов, начиналась степь - «дикое поле», через которое кочевые народы ходили разорять русскую землю. Для защиты от набегов кочевников стали строить заставы, станицы, крепости и целые оборонительные линии. В одну из засечных черт, Белгородскую, как раз и вошел город-крепость Тамбов (1636).
Состояние края в XVII веке характеризовали внешние и внутренние опасности: на Тамбов нападали кочевники, сюда докатилось Разинское восстание.
В начале 1680 года царь Федор Алексеевич предложил патриарху Московскому Иоакиму увеличить число епископских кафедр, руководствуясь тем, что во многих местах христианская вера не расширяется, а осквернение церквей язычниками “не имеет себе возбранения за расстоянием дальним...” 8 февраля 1682 года решением Поместного Собора две подчиненные митрополиту Рязанскому кафедры в Шацке и Ряжске упразднили, а в Тамбове, Воронеже, Холмогорах и Великом Устюге открыли. Учреждение Тамбовской кафедры объяснялось государственной задачей освоения края и объединения местного разнородного населения единой православной культурой.
Первым епископом тамбовским стал Леонтий, однако в Тамбове ему суждено было остаться недолго. Но и за короткое время своего пребывания на Тамбовской кафедре ему удалось возвести новый деревянный Спасо-Преображенский собор - первый кафедральный.

Особенности
хозяйственно-
строительной
деятельности
святителя


Святитель Питирим был вторым по времени епископом Тамбовским - назначен на кафедру 1 сентября 1684 года. Рукоположен в сан епископа 15 февраля 1685 года, а в Тамбов прибыл в марте 1686 года. Чтобы возглавить кафедру, необходимо быть не только молитвенником, но и администратором-хозяйственником - надо где-то добывать средства на то, чтобы содержать епархию и организовывать ее деятельность. Он приехал в Тамбов спустя четыре года после учреждения кафедры - она находилась в процессе становления и была бедной и неустроенной. Однако Питирим очень быстро укрепил ее материальную базу и организовал поступление доходов от церковных владений.
Он отказался от недавно прикрепленных к кафедре монастырей - Цнинского Троицкого и Мамонтова Никольского. Ранее они принадлежали кремлевскому Чудову и Звенигородскому Савино-Сторожевскому монастырям соответственно. Древние обители были не согласны с тем, что у них отобрали вотчины и выступали за их возвращение. Святитель Питирим не стал из-за этого ссориться и отказался от них. А в 1687 году добился, чтобы вместо них присоединились три других монастыря с вкладными землями - Чернеев Никольский, Вышенская и Проломская Успенские пустыни, находившиеся в Шацком уезде. А также увеличил церковные владения за счет дарителей.
В 1688 году владыка основал Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Ценском лесу. В 1690 году отстроил Вознесенский женский монастырь.

Значение
монастырей
в жизни епархий


Мы порой забываем, что русские монастыри до периода правления Екатерины II имели в жизни епархий, помимо духовной основы, большое экономическое и даже оборонное значение. Если мы обратимся к истории известнейших монастырей - московских, например, Троице-Сергиевой лавры, Кирилло-Белозерского, Соловецкого и других, то увидим, что они были центрами летописания, книжности, иконописи и даже производства оружия.
Очень часто монастыри стояли на подступах к городам, имели крепостной характер и оружие, потому что первыми встречали нападавшего неприятеля и спасали своими стенами весь гражданский люд, который жил рядом. Они были порой крупными землевладельцами с селами, с приписными к ним крестьянами, создавая экономическую основу Церкви, епархий.

Вклад
тамбовского
святителя
в возведение флота


В 1694 году в Тамбове был заложен каменный Спасо-Преображенский собор, дошедший до нашего времени. Его стены в одно лето возвели до сводов второго этажа, но завершено строительство было только в 1799 году. Строительство было надолго приостановлено в период Азовских походов 1695- 1696 годов, когда Тамбов стал центром сбора войск. В первую военную экспедицию, неудачную, русские полки выходили из двух пунктов: с царем Петром Алексеевичем из Москвы; с генералом П.-Л. Гордоном из Тамбова. При подготовке ко второму походу 1696 года для удовлетворения военных нужд были мобилизованы все средства юга Руси, а Церковь была привлечена к строительству военного флота. В епархиях создавались «кумпанства», возводившие в Воронеже галеры, среди которых было и «кумпанство» тамбовского епископа. Поэтому все средства пошли на возведение галеры, а строительство собора пришлось приостановить.
Как известно, друг епископа Питирима епископ Митрофан Воронежский оказывал Петру I духовную и организационно-финансовую поддержку. Поэтому и тамбовского святителя, внесшего свой вклад в возведение флота, можно считать одним из участников строительства имперской России.
Этот факт из малоизвестных стал переходить недавно в разряд общеизвестных.
Азовские походы стали первым свершением молодого царя Петра Алексеевича и последним этапом многовековой борьбы с последствиями монголо-татарского ига, после чего набеги на Тамбовский край прекратились.
Автор:Любовь Пьянова