Лента новостей
Статья11 сентября 2014, 16:49

Лёд тронулся, господа...

Мы на страницах нашей газеты рассказали о системе дуального образования, которое сочетает в себе классическое теоретическое образование с практической профессиональной деятельностью на предприятии. Подобный проект стартовал и в Тамбовской области, а именно в нашем районе, занятия по такой схеме начнутся с 1 сентября в нашем аграрно-промышленном колледже. Сейчас активно ведётся подготовка к реализации этого экспериментального проекта, от успешного проведения которого зависит очень многое. Но параллельно с этим проектом на ООО "Кристалл", ООО "ЮВАГ" и других предприятиях группы компаний "АСБ" ищут и иные пути участия в процессе подготовки квалифицированных кадров.

Опыт ничем не заменишь

Насколько серьёзно на нашем градообразующем предприятии ООО "Кристалл" относятся к вопросу подготовки кадров для производства, я убедилась, когда встретилась с руководителем группы компаний "АСБ" Юрием Михайловичем Хохловым. Он говорил и о создании на предприятии специального отдела, который будет заниматься этими вопросами и о том, что с будущими специалистами работать начнут ещё со школьной скамьи, и о создании ученических мест, чтобы студенты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях группы компаний "АСБ". Ясно, что здесь делаются ставки на образованных практиков.
Заботятся и о широком наборе механизмов сотрудничества с учебными заведениями. В этом году Ю. М. Хохлов заключил договор с Мичуринским аграрным университетом на прохождение практики на маслозаводе ООО "Кристалл" тремя студентками третьего курса отделения технологии хранения и переработки продукции растениеводства. Специалисты как раз по профилю предприятия, и чего там говорить — здесь заинтересованы в принятии их на постоянную ставку сразу же после учёбы. А учиться им остаётся всего один год. Существующая система обучения в аграрном университете: бакалавриат и магистратура, позволяют студенту после четвёртого курса получить диплом о высшем образовании, степень бакалавра и идти работать на производство. Кстати, времени до окончания университета остаётся совсем немного, а это их первая производственная практика.
Волновалась в первую очередь директор маслозавода Ольга Ивановна Аржаева. Ведь процесс производственного обучения, согласно договору, должен продлиться два с половиной месяца, и цель — за это время научить студенток, не имеющих представления о рабочих процессах на производстве, действительно что-то делать, помочь им набраться реального опыта. До сих пор они изучали только теорию — это классические занятия непосредственно в университете: лекции, семинары, экзамены в конце семестра. Всё это им знакомо. Кстати, все три практикантки отличницы. А теперь предстояло помочь им применить непосредственно на практике полученные в университете теоретические знания.
Как сказал кто-то из великих — чтобы добиться возможного, надо делать невозможное. На маслозаводе сделали невозможное — они за два с половиной месяца производственной практики сделали из студенток, можно сказать, достойных практиков, которым не страшно доверить самостоятельную работу.
— Мы их приняли по третьему ученическому разряду, закрепили за каждой наставника и руководителя практики, — рассказывает Ольга Ивановна, — сейчас они у нас на должности ученик-лаборант. Работают посменно, но только вместе с лаборантом предприятия. Конечно, у нас нет такой производственной необходимости, но если бы она была, то этих девочек я смело могла бы поставить на самостоятельную работу, потому что уровень их практической подготовки на сегодняшний день позволяет это сделать.
Кстати, практика полностью оплачивается. Работают студентки по третьему ученическому разряду. И тем не менее оплата их труда высока. И не только по студенческим меркам. Ежемесячная зарплата практиканток за время практики составляла 15000 рублей. Некоторые из читателей, я думаю, завистливо сглотнули слюну, потому что не на каждом предприятии в нашем городе у специалистов со стажем есть такая зарплата.

Как вариант для неудачников?

"Не будешь хорошо учиться — дорога тебе в ПТУ" — вот так пугали, да и продолжают некоторые пугать детей. Мы как будто не замечаем, что жизнь давно уже перешла на новый формат. Где наше Кирсановское СПТУ? Его нет, оно слилось с техникумом, сейчас это уже среднее специальное образование. Сегодня уже на нашем градообразующем предприятии ООО "Кристалл" все производственные процессы автоматизированы, а с вводом нового завода в пять раз превышающего мощность сегодняшнего появится суперсовременное оборудование лучших европейских образцов, которое уже потребует от работающих на нём инженерных знаний.
Уже в прошлом и чумазые механизаторы в засаленной до черноты одежде, отмывающие каждый день лицо и руки соляркой. Современная сельскохозяйственная техника — это комбайны и тракторы, нашпигованные электроникой, где в кабинах климат-контроль, не требующая физических затрат система управления. А чтобы отремонтировать, настроить такую технику, нужны не гаечные ключи, а думающие мозги.
Мы беседуем с руководителем центра занятости Анатолием Васильевичем Шипиловым. На рынке труда дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы: с одной стороны не хватает рабочих рук, а с другой стороны есть невостребованные специалисты. Ищут работу люди с дипломом юриста, экономиста. Тогда как процентов восемьдесят вакансий на рынке труда составляют квалифицированные рабочие кадры.
Те, кто побывал в Германии по изучению опыта дуального образования, отмечают, что если наша молодёжь после школы стремится поступить в вуз, то в Германии дети предпочитают научиться что-то делать своими руками. Это престижно! В настоящее время здесь уже насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.


Вернутся на завод

Двух практиканток из МичГАУ я застала в кабинете директора маслозавода О. И. Аржаевой. Практика, собственно, подошла к концу. Одна из девушек Елена Князева продолжит работу на заводе — она переходит на индивидуальный план обучения — будет совмещать на четвёртом курсе работу с учёбой. Кстати, есть и ещё на заводе специалисты, которые учатся по индивидуальному плану в учебных заведениях, и работают. Молодой начальник цеха фасовки Елена Викторовна Выставкина, которая пришла на завод и сделала карьеру, тоже учится по такой же системе. И не только она.
— Мы просто в восторге от практики, — говорит Юля Сибирских, — ведь раньше мы понятия не имели, как выглядит то или иное оборудование, просто записывали название, заучивали. А когда мы пришли на практику, то здесь проводился технологический ремонт, всё оборудование было в разобранном состоянии. И мы воочию увидели его, узнали, как оно работает, потрогали всё своими руками. Мы поняли главное, что теория без практики ничто.
Поработали не только в одном отделе, но прошли все участки. На практике очень много познаёшь. Для меня колебаний нет — после окончания учёбы я хочу вернуться на этот завод, в этот коллектив, который нас так хорошо принял и многому научил. Мы вернёмся в студенческие аудитории уже совершенно другими людьми — обогащённые ценными для будущих специалистов практическими знаниями и навыками.
Раиса Бакшевникова из Липецкой области, занимается научно-исследовательской работой в МичГАУ. Хотела поступать в магистратуру, но после практики на маслозаводе в раздумье: что ценнее — продолжить теоретическое образование или поработать на заводе, занимаясь исследовательской работой непосредственно на производстве. Больше склоняется к последнему варианту.
Отдел обучения и развития персонала на предприятии создан. При приёме студентов в группы дуального обучения сотрудники отдела работали вместе с приёмной комиссией аграрно-промышленного колледжа, беседовали с абитуриентами, их родителями.
Будущих специалистов нужно готовить уже начиная со школьной скамьи. Посетили 26 школ Кирсановского и двух соседних районов, школы города Кирсанова, провели анкетирование, присутствовали на родительских собраниях, выступали, разъясняя родителям, какое обучение важнее для будущей карьеры их детей, рассказали о немецкой модели дуальной образовательной системы.
Серьёзные шаги по подготовке кадров на ООО "Кристалл" уже налицо: они берут на себя ответственность по обеспечению студентов рабочими местами для прохождения производственной и технологической практики, обеспечивают их наставниками-инструкторами из числа специалистов высокой квалификации, выплачивают зарплаты. Благодаря увеличению роли практической подготовки, будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. В общем, лёд тронулся…

Тамара ПОПОВА.
Фото автора.

Автор:Тамара ПОПОВА