Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области и областной общественной организацией “Молодежные инициативы” издана третья часть справочника “Созвездие “Тамбовская лира”. Завершена краеведческая работа авторов Е.О. Казьминой и О.А. Казьмина о видных деятелях культуры, родившихся на Тамбовщине и творящих здесь. В ней предлагается свод сведений о лицах, удостоенных почетного звания “Заслуженный работник культуры РФ”.
В их числе и инжавинцы - музыкальные работники В.В. Ананьева, А.А. Дробышева и Н.Т. Солозобов. Имена всем знакомые, хотя Валентина Васильевна Ананьева уже давно живет близ северной столицы. Нет на этой земле Николая Тимофеевича, имя которого, как баяниста и художественного руководителя, и сегодня не превзойденно в нашем музыкальном мире, а память его чтима всеми нами.
Прекратила профессиональную деятельность, уйдя на заслуженный отдых, Алефтина Алексеевна, но и сегодня без ее участия не обходятся многие встречи в литературно-музыкальной гостиной краеведческого музея. Ее меццо-сопрано украшает церковный хор на службах в Михайло-Архангельском храме.
Она всегда жила, всецело отдавая себя любимому делу, по-другому просто не может. На завершающем этапе календарного года, который прошел у нас под знаком Года культуры России, мы и побеседовали с ней о служении культработника на селе - о том, какова была и осталась его миссия.
Родительский дом -
начало начал
В деревне Назаровка хорошо помнят семью Ерошкиных - трудолюбивую, добросердечную. Трех дочерей вырастили Мария Павловна и Алексей Михайлович: Валентину, Татьяну и Алефтину. Все певуньи, с хорошим музыкальным слухом.
- У папы, Алексея Михайловича, был красивый баритональный тенор. Валентина прекрасно исполняла народные песни, Татьяна - народные и лирические, - рассказывает Алефтина Дробышева. Ей же с академическим голосом под стать была и классика, как и другие песенные жанры. Когда Ерошкины запевали, благозвучностью их семейного ансамбля заслушивалось все село, а певали они часто, притом на разные голосовые партии.
Какую выбрать профессию - этот вопрос для Алефтины не стоял. После окончания средней школы поступила в Тамбовское культпросветучилище на дирижерско-хоровое отделение. А по его окончании в Тамбовский филиал Московского института культуры, в класс хорового дирижирования А.И. Водопьянова. Постановкой голоса занималась педагог В.А. Лопухина.
Кем только не приходилось работать Дробышевой на ниве культуры! Практику проходила в Сосновском районе в селе Кулеватово. Руководила академическим хором, в составе которого были в основном учителя. “Хоть бы вас к нам на работу распределили”, - высказывали они ей свое пожелание. Так и случилось - приехала туда, вышла замуж и работала там до декретного отпуска. А потом вернулась домой, работала худруком в Грушевском Доме культуры, со временем перебралась в Инжавино, где ее встретили с большой радостью.
Знать такая
эта долюшка
В послужном списке Алефтины Алексеевны - должности методиста и художественного руководителя районного ДК. В течение двух лет являлась его директором, заведовала постановочной частью народного театра. Являлась дирижером, а потом и руководителем районного хора ветеранов. Она, как упоминается в изданной книге-справочнике, и мы это знаем, была одним из активных участников и организаторов районных праздников и фестивалей. Ее голос звучал не только в концертных залах, закрытых камерных аудиториях, но и на открытых всем ветрам площадках, в поле и на колхозном току, на сценах многих областных и региональных конкурсов. Ей не раз аплодировал концертный зал областной филармонии.
Отчетливо помнится год 60-летия Тамбовской области, когда там с посвященной этой дате концертами поочередно выступали самодеятельные коллективы разных районов. Инжавинский подготовил прекрасную программу. Мы сидели в зрительном зале и видели, как принимали ее зрители. Она началась с выступления хорового коллектива (40 участников!), дирижер - А.А. Дробышева. Алефтина Алексеевна тогда там предстала перед зрителем во всех ипостасях: дирижер, в вокальной и фольклорной группах, как солист-вокалист (романс-песня “Гайда-тройка, снег пушистый”). Едва успевала переодеваться в другие сценические костюмы. Их дуэт с Александром Михайлиным - исполняли романсы “Отцвели уж давно хризантемы в саду” и “Белой акации гроздья душистые” вызывали на бис. А по окончании зрители, окружив ее, приговаривали: “Вам надо на большую сцену, у Вас такой красивый голос!”
Профессиональным вокалистом ей стать не пришлось, но на больших сценах пела. В год 40-летия Великой Победы в Воронеже на Всероссийском смотре народного творчества дарила свои песни на самых разных площадках и стала его лауреатом. На Тамбовском областном конкурсе вокалистов-любителей имени С.В. Рахманинова стала его лауреатом. Она также лауреат региональном конкурса имени А. Вяльцевой в Брянске. В ее домашнем архиве есть видеозапись выступления на тамбовском телевидении и беседа на областном радио, куда ее пригласили вместе с концертмейстером В.В. Ананьевой. Участвовали они и в конкурсе в Волгограде - тоже получили высокую оценку жюри. И сколько было еще других ответственных концертов с ее участием!
Любовь
нельзя измерить
Ни в одном ее проявлении, в том числе и к искусству. Эта любовь движет по жизни Алефтину Дробышеву. Она осеняет жизнь ее соратницы по сцене и большого друга Валентины Васильевны Ананьевой. Вот уже много лет, как судьба их разъединила, но всегда хочется вспоминать их творческий союз и самый первый областной конкурс имени С.В. Рахманинова. Он проходил в уютном зале одной из музыкальных школ Тамбова. В жюри знакомые и незнакомые лица. Трепетное ожидание приглашения на сцену. Первые аккорды рояля, и мелодично-проникновенный голос Аллы- вокалиста-любителя из Инжавина:
“Я ли в поле
да не травушка была,
Я ли в поле не зеленою
росла;
Взяли меня, травушку,
скосили,
На солнце в поле
положили.
Ох ты, горе мое,
горюшко!
Знать такая моя
долюшка!”
В такие минуты она вся преображается, еще более одухотворенная особой красотой. Грустью-нежностью - в тон содержания исполняемого романса П.И. Чайковского светились ее глаза. Вдохновенно аккомпанировала на рояле концертмейстер Валентина Ананьева. Вторая песня, которую Алефтина здесь исполняла, Ариозо матери из кантаты А. Новикова “Нам нужен мир”. Иные краски, колорит, тональность. Высокая оценка жюри, радость успеха окрыляли.
Союз двух сердец
Их творческий союз с Валентиной Ананьевой сложился давно. Судьба не могла не свести вместе двух бесконечно трудолюбивых, одержимых в профессии музыкальных работников. Валентина Васильевна тогда преподавала в Инжавинской музыкальной школе, с 1975 по 1986 год была ее директором, руководителем детского хорового коллектива, эстрадного и вокального ансамблей педагогов.
Казалось бы, занята до предела. А она при этом еще вела и активную музыкально-просветительскую и общественную работу, организовывала лектории для жителей поселка и знакомила их с творчеством выдающихся композиторов. Это были наши университеты. Выступала как лектор, солистка-пианистка, концертмейстер, бард - у нее есть авторские песни. По ее инициативе в районном Доме культуры в 1988 году был создан Клуб любителей романса, где проводились лекции-концерты. И готовила концертные номера для конкурсов с Алефтиной.
Это очень непросто - принять участие в подобных конкурсах вокалистов. Обладая академическим голосом, Алефтине в повседневной практике приходилось петь отнюдь не классические произведения. С хором ветеранов, будучи его художественным руководителем, она отрабатывала звучание каждой ноты. Требовательная к себе, была столь же требовательна и к другим - хор должен был звучать на несколько голосов. Нередко своим голосом, беря то высокие, то низкие ноты, индивидуально кому-то показывала, каким должно быть звучание. Вокалисты знают: подобные упражнения не самым лучшим образом сказываются на голосовых связках. Но такова была ее работа.
Как это часто бывает у сельских культработников, она была вокалистом, что называется, широкого профиля. Сколько раз мы с наслаждением слушали в ее исполнении патриотические и популярные лирические песни, в составе фольклорной группы - народные. И романсы.
С Валентиной Ананьевой они репетировали в свободное от основной работы время. Нагрузка же у обеих была солидная. Не секрет, что на престижные конкурсы под знаком любителя нередко приезжают и профессионалы, поднаторевшие в исполнении классики, у которых есть возможность поработать с опытным наставником-педагогом. Состязаться с ними в исполнительском мастерстве проблемно. И, тем не менее, она, Алефтина Дробышева, вокалист-любитель из Инжавинской глубинки, первой в Тамбовской области удостоилась премии им. С. Рахманинова.
Впрочем, удивительного здесь ничего нет, у нее необыкновенно красивый голос, не похожий на другие, со своим мягким, берущим за душу, тембром.
Оперная дива
удивилась
Слушая Алефтину, однажды замерла на несколько секунд гостья из Киева - оперная дива Раиса Недашковская. Было это в 2001 году, когда на Тамбовщине проводился международный кинофестиваль православного кино “Золотой витязь”. В концертном зале областной филармонии выступал его организатор Николай Бурляев, состоялась встреча со многими известными киноартистами. На этой встрече посчастливилось побывать и вашему корреспонденту - мы рассказывали о ней в газете.
А потом группа артистов - участников кинофестиваля вместе с польской киноактрисой Барбарой Брыльска, оперной певицей Раисой Недашковской (она тогда была одним из вице-президентов этого фестиваля - от Украины), киевскими режиссером и киноартистами приехали к нам в Инжавино. Фестиваль шагнул и на нашу землю. Встреча с инжавинскими зрителями состоялась в районном ДК. Мы с восторгом слушали их выступления на нашей сцене и с трепетом ожидали выступления Алефтины Дробышевой. Когда объявили ее номер, гости Инжавина продолжали тихонько между собой беседовать, видимо, не ожидая ничего особенно. Но как только зазвучал голос Аллы, они все были уже во внимании. Недашковская потом подошла к ней, приобняла и призналась - никак не ожидала встретить здесь такого вокалиста.
Во время этой встречи, как в исполняемой тогда на сцене Аллой песне Бориса Фомина “Твои зеленые глаза”, в тот вечер нитью тонкой, пусть на мгновение, но связала их судьба.
Культработник
широкого профиля
Как не топорно звучит эта фраза, но суть передает всецело. По долгу службы и по своей любви к театру я никогда не пропускала ни одной премьеры в нашем народном театре. Запомнились спектакли с участием Алефтины Дробышевой, как артистки и как заведующей постановочной частью. По традиции в народном театре в постановку спектаклей свою посильную лепту вносят все участники, но большая ответственность лежит именно на том, на кого возложена такая обязанность.
Помнится исполняемая Алефтиной роль няньки в спектакле, поставленном по пьесе Леонида Филатова “Про Федота-стрельца, удалого молодца”, а также спектакли с ее участием: “Поставьте мальчику двойку”, “Машенька” по пьесе А. Афиногенова (здесь ей пришлось в роли домработницы большого ученого заменить репетирующую эту роль сестру Татьяну - ее пригласили на работу в областную филармонию). Запомнились спектакли “Блудный сын”, “Не все коту масленица” по А. Островскому, где Алефтина играла роль свахи Маланьи.
Этот спектакль наш народный театр за свою историю ставил дважды. Первый раз постановку осуществила А.В. Перепелкина. Инжавинцы показали его на театральном фестивале в Рязани. А спустя годы уже с новым составом самодеятельных артистов его поставила и Алла. Принимала она участие и в спектаклях, поставленных на нашей сцене Наталией Мекаевой. С одним из них по сценарию режиссера “Запах земли нашей” выезжали в Тулу.
Ей дороги впечатления от работы с хором ветеранов, помнит прекрасные голоса его самых первых участников: В. Дохтуровой, Н. Похваленской, Л. Белоусовой, Е. Зайченко, А. Пронина, А. Молчанова и других. Хоровой коллектив был солидный, с несколькими семейными парами: Ладэсовыми, Решетовыми, Зориными, Варфаломеевыми и другими. И, конечно, их совместная работа с Н.Т. Солозобовым и этим коллективом. С концертами выезжали не только в села нашего района, но и в Кирсановский, Никифоровский. С радостью она встречается с нынешним составом хора и одобряет его успехи. С ним у нее тоже связаны многие годы работы.
Такой насыщенной была ее профессиональная жизнь и творческая деятельность. Был период, когда по ряду причин уходила работать в Инжавинскую среднюю школу № 1 - библиотекарем и вела уроки домоводства. И там реализовала свой творческий подход к делу.
Музыкальными способностями обладает ее сын Сергей, но он избрал другую профессию. А вот ее внучка - второклассница Варенька не только внешне очень похожа на свою бабушку, но и радует большим желанием петь, способностями в этом. Кто знает, может быть, увидим на нашей сцене и ее, хотя живет она далеко отсюда.
Культура
объединяет людей
Вот об этом служении культработника на селе мы и беседовали с Алефтиной Дробышевой на завершающем этапе Года культуры в России: какой видится ей это служение сегодня, какие пожелания тем, кто его продолжает, что нужно предпринять, чтобы культура в сельской местности развивалась.
- Как и всегда, надо любить свою профессию. Без этого идти в нее просто не стоит, - заметила Алефтина Алексеевна. - На этом пути всегда было много трудностей, не хочется их перечислять, они известны. Хочется пожелать работникам культуры верить в свои силы, быть сильными духом, больше опираться на народные и лучшие культурные традиции. Люди очень чутки и отзывчивы в ответ на заботу о них, проявленное внимание. Очень бы хотелось, чтобы находились спонсоры, больше средств вкладывалось в развитие культуры на селе. Культура объединяет людей, просвещает, воспитывает и дает необходимый заряд позитивного настроения, что очень важно. Миссия культработника на селе всегда очень значима, недооценивать ее нельзя, надо всячески помогать. Когда человек болен физически, он обращается к врачу, а когда болит у него душа, нужна другая помощь - моральная. Не последнюю роль в этом играют работники культуры, - сказал она.
Полностью разделяя это мнение, хочется добавить: у нас в районе богатая история культуры, много весомых достижений, они отражаются на страницах районной газеты. И в наступившем году мы желаем всем, кто трудится на ниве культуры, больших творческих успехов.
Фото
Любови ПЬЯНОВОЙ
и из семейного архива Алефтины ДРОБЫШЕВОЙ.