"Не ожидали" - такие слова можно было услышать после выступления С. Власова и А. Маняхина. На концерт пришло много людей, которые любят и уважают русскую гармошку. Но даже они не подозревали, насколько этот инструмент может быть певучим, сладкоголосым и… современным. Наверное, всё дело в том, что сегодня гармошки пели в руках настоящих виртуозов. Они очень разные: по характеру, темпераменту. И о каждом следует рассказать подробнее.
Его пальцы творят волшебство
Сергей Власов (г. Воронеж). Его почему-то сразу хочется назвать "маэстро". Есть в нём какая-то особая интеллигентность. Присутствует сдержанность в движениях и эмоциях, скромность в одежде, вдумчивый взгляд безусловно творческого человека. Его пальцы творят волшебство, чудо. Они настолько быстры, что уследить за ними, поверьте, невозможно. Кажется, что они не касаются многочисленных кнопочек и клавиш, а только порхают над ними. Увидев, как "работает" Сергей, зрители не замедлили поделиться друг с другом впечатлениями: "Видно, что виртуоз".
А вот сам гармонист считает, что быстроту движений виртуозностью называть нельзя:
- По моему мнению, виртуозность не должна заключаться в бессмысленной беглости пальцев. У произведения должна быть правильная форма построения, красивые вариации, грамотные разработки и яркие кульминационные моменты. Оно должно включать в себя необычные интервалы, развёрнутые аккорды, гибкие пассажи. Только тогда работа может цениться и достойно восприниматься слушателями. Некоторые коллеги упрекают меня в том, что я нередко играю на концертах под минусовую фонограмму. Объясняю: это мои собственные обработки на гармониках и личные инструментальные аранжировки, над которыми я работал немало времени. Делаю я это для усиления эффекта восприятия и некоторого морального и физического облегчения. Мне хочется, чтобы каждое произведение отличалось от других оригинальностью сольной обработки, чтобы оно с интересом воспринималось зрителем.
Путь Сергея к званию одного из лучших гармонистов России начался в детстве. Оно проходило в отцовской родовой деревне ХреновОе Воронежской области. В интервью с журналистами С. Власов часто вспоминает те дни:
- Перед глазами такая картина: я играю на гармошке, бабушка печёт в печи вишнёвые или яблочные пироги и приплясывает с ухватом в руках. Другое воспоминание. Большой стол, в центре которого - огромная чашка со щами. В доме много гостей: родственников, соседей. В разгар застолья меня просят: "Давай, Серёжка, сыграй!". Я играл на гармони "Страдания", "Матаню", бабушка начинала плакать, у отца тоже увлажнялись глаза. Вслед за ними украдкой всхлипывал и я, отвернувшись.
С семи лет Сергей слушал игру своего крёстного. На деревенских свадьбах следил за движениями пальцев других сельских гармонистов. У третьих переписывал нотки для баяна, а потом перекладывал эти квартово-квинтовые ходы "на гармошку", повторял их и пытался импровизировать. В девять лет мальчик пошёл учиться в воронежскую музыкальную школу-студию по классу баяна, а на третьем году обучения у него появилась своя рояльная гармонь, которая позже и станет его настоящей "любовью".
В 1980 году С. Власов поступил в Воронежское музыкальное училище. После первого курса ушёл в армию: попал в ансамбль песни и пляски Уральского военного округа. Вернувшись домой, работал баянистом в самодеятельном танцевальном ансамбле "Русь". Спустя время Сергею посчастливилось познакомиться с балетмейстером Государственного Академического Воронежского хора:
- Он и представил меня художественному руководителю. Мне принесли баян, и давай я наяривать свои гармошечные выкрутасы и кандибоберы. На следующий день меня уже с гармошкой пригласили на репетицию. Так и остался я в хоре - на семь лет.
Сергей играл сольно в сопровождении оркестра, аккомпанировал дуэту солисток. Ему доводилось играть на "роялке" в доме Ивана Руденко и его легендарной супруги Марии Мордасовой. Кстати, это Руденко привил Власову огромную любовь к маленьким гармошкам - "черепашкам"…
Тамбовский волчара
Александр Маняхин (г.Тамбов). Это сущее наказание для фотокорреспондента! Его невозможно поймать в кадр - настолько подвижен! Его называют русским самородком, балагуром из разряда "супер", душой любой компании. Он знаменит своим фирменным "маняхинским куражом": на сцене он выкладывается полностью, говорит, что за иной концерт теряет по шесть килограммов. Этот самый кураж, эта неподражаемо подвижная и яркая манера выступления и сделала Александра знаменитостью. В 2000 году состоялся очередной фестиваль гармонистов в Иванове, среди участников был А.Маняхин. Он произвёл огромное впечатление на самого Геннадия Заволокина, который подарил "русскому самородку" золотую печатку с изображением волка и окрестил его настоящим "Тамбовским волчарой".
О такой чести Александр и не мечтал, хотя судьба его была предопределена, кажется, с самого младенчества. В год Саша уже тянулся к губной гармонике, в три разворачивал меха трёхрядки, в семь зарабатывал первые деньги, играя на деревенских свадьбах, а в 15 и вовсе стал первым парнем на деревне. Да и как тут не стать музыкантом, когда…
Александр рассказывает:
-
Четыре десятка родственников - все мастера высшего класса! Отец мой был знатным гармонистом, он-то и научил меня играть. И прадед, погибший в 1944 году в Польше, гармонистом был. Пуля немецкого снайпера прошила насквозь и его, и гармонь…
Александр - удивительная личность. Он не только музыкант, но и спортсмен. В 17 лет имел первый разряд по боксу. Шесть раз становился чемпионом региональных соревнований в весе 75-80 кг. Получил звание кандидата в мастера спорта. И сегодня занятий не бросает. Отжимается на кулаках, боксирует, его физической подготовке позавидует любой…
В восторге замирает зал
Овация за овацией - не на всяком концерте мне приходилось видеть такое. "Браво!", "Бис!", "Молодцы!" - зрители не устают выражать своё восхищение. Зал в восторге замирает, когда звучит авторская власовская "Фантазия", когда обычная "Лезгинка" в собственной обработке Сергея превращается в совсем новое по красоте звучания произведение. А с какой ловкостью воронежский гармонист меняет инструменты! Вот в его руках поёт Елецкая рояльная, вот заливаются "черепашки"…
Потом на сцену выходит Александр Маняхин: теперь присутствующие наслаждаются не только игрой мастера, но и его неистребимым чувством юмора. Александр притоптывает, подпрыгивает, шлёт воздушные поцелуи, сыплет шутками-прибаутками, напевает частушки собственного сочинения. Он не прочь рассказать несколько историй из своей жизни:
- А откуда во мне такая харизма? А кураж? Родился я в лесу! В декабре! Пять кило сто грамм! В "рубашке"! Роды принимал отец! Отсюда и харизма! А ещё в детстве меня молнией ударило! Сорок минут лежал, потом очнулся! Отсюда и кураж! Живу по принципу: если мать родила тебя весёлым, будь таким, не скромничай!
Что правда, что вымысел? Зрители над этим и не задумываются, хохочут, аплодируют.
Посмеялись, побалагурили, притихли. Удивительно, насколько умело сегодняшние гости управляют залом, людскими эмоциями… На сцене зазвучали песни. Сергей Власов заранее извинился:
- Академий по вокалу мы не оканчивали, поэтому споём непрофессионально, если позволите.
Зрители не только позволяют, они (что случается очень редко) немедленно составили свой дружный хор, подпевая солистам.
А теперь… стоп! Артисты прерывают своё выступление:
- Есть в зале гармонисты?
- Есть!!!
- Просим на сцену!
На сцену решается выйти только один - уваровский музыкант и поэт Юрий Бандурко. Играет на гармони, на баяне, исполняет свои авторские песни. Сергей Власов пожимает ему руку. Александр Маняхин, ушедший было за кулисы, немедленно появляется на сцене:
- Местный, да? Как, говоришь, тебя зовут? Представляешь, не слышал твоего имени. Даже, понимаешь, стыдно. Какой талант! Ну… замечательно!..
В зрительном зале ДК "Дружба" гаснет свет. Но происходит это не сразу после концерта. Уваровцы не спешат отпускать полюбившихся им гармонистов. Они не торопятся к выходу, а толпятся возле артистов, задают вопросы, просят автографы. И искренне благодарят за доставленное удовольствие. А потом, уже в фойе, в ответ на вопрос наших корреспондентов, произносят то самое "Не ожидали"…
Фото автора