Лента новостей
Статья10 февраля 2015, 11:30

Пассажир всегда прав

Мичуринский район - один из трёх в Тамбовской области, где существуют ежедневные пассажирские перевозки. В давние годы подобное обстоятельство вряд ли кого-то удивило. А сегодня оно говорит об определённых успехах местной администрации в плане организации транспортного обслуживания населения. Поговорить об этом более подробно мы решили с тем, кто отвечает за данный фронт работ - начальником отдела экономики района Павлом Шабановым.

- Павел Сергеевич, организация пассажирских перевозок наряду с другими вопросами возложена на ваш отдел. Какова сегодняшняя ситуация в этом воп­росе?
- Я бы хотел отметить тот немаловажный факт, что наш район наряду с Тамбовским и Расска­зовским сумел сохранить ежедневные пассажирские перевозки. Уверяю вас - это весьма существенное достижение с учётом сегодняшних реалий. Протяжённость маршрутной сети в Мичуринском районе составляет около 490 километров. На наших дорогах трудятся более 20 подрядчиков, оказывающих транспортные услуги для населения.
Они обслуживают 26 районных пассажирских маршрутов. Для полноты картины замечу, часть из них - дотационная. Если некоторые направления в финансовом плане выигрышны и притягательны для перевозчиков (например, из Заворонежского), то есть и такие, где пассажиропоток невелик, и потому без поддержки они вряд ли смогли бы существовать в условиях рынка. Уже третий год такие перевозчики получают дотации из областного и районного бюджетов. Это так называемые социально значимые маршруты: «Мичуринск - Хоботово» (№ 111), «Ми­чу­ринск - Ново­тар­беево» (№ 103) и «Мичу­ринск - Еремевово» (№ 118).
- Не могу сразу же в начале нашей беседы не задать вопрос, который наряду с качеством обслуживания волнует наших читателей - стоимость проезда. Точнее, прогнозы относительно этой статьи расхода для семейного бюджета пассажиров…
- Полномочия по утверждению стоимости проезда возложены на Управление по регулированию тарифов Там­бовской области. Поэтому тариф на перевозку пассажиров единый на территории области. Он сегодня разный, зависит от протяжённости маршрута и в конечном итоге образуется из расчёта 1,5 рубля за один километр. Напомню, минимальная - 14, максимальная - почти 90 рублей. Тем не менее, должен признаться: независимо от наших попыток сдержать цену - нынешняя долго оставаться неизменной не сможет. И в 2015 году это, скорее всего, произойдёт. Другое дело, что это повышение не станет болезненным. Я полагаю, оно будет в пределах десяти процентов от сегодняшней цены билета.
- Другой вопрос, волнующий людей - не исчезнут какие-либо маршруты из нынешних и появятся ли новые?
- Не исчезнут. А вот говорить о новых пока сложно. Существующая транспортная сеть сформирована и работает не первый год. Она построена с учётом максимального удобства обслуживания наших жителей. Появле­ние новых направлений - серьёзные расходы, связанные, в том числе, и с дополнительным финансированием, что в наши дни очень непросто. Я понимаю, что, например, Староказинское (Гаритово, Озерки) и Глазковское (Фроловка) направления отчасти являются проблемными и неохваченными. Но решить в один момент эти трудности не получится, так как данная ситуация связана с наличием и качеством существующих там дорог…
- За право работать в качестве пассажирского перевозчика нынешние подрядчики проходят конкурсный отбор. Каковы его основные критерии?
- В первую очередь - возраст техники и вместимость автобуса. Далее - оснащённость системой ГЛОНАСС, наличие страховки пассажиров. За каждый такой пункт перевозчик получает определённое количество баллов. Например, чем новее машина - тем выше балл. Побеждает тот, кто набирает максимум среди остальных. Приписать «убитой» маршрутке несуществующие баллы - невозможно. Так что всё прозрачно для всех участников.
- Насколько гарантирована безопасность районных перевозок?
- В 2013 году, когда мы проводили конкурс среди подрядчиков на транспортное обслуживание в районе, мы в первую очередь обращали внимание именно на этот момент. С тех пор в сторону упрощения ничего не поменялось, а стало только ещё строже с нашей стороны. Объяснять причины этого не нужно. В качестве основных критериев безопасности мы выделяем возраст автобусов. У нас не эксплуатируется техника старше 2005 года выпуска, да и «десятилетних» машин - единицы. Большая часть - выпуска 2008 года. Есть новые автобусы, произведённые в прошлом году, работающие, например, на маршрутах Ранино и Ста­ево.
- Не могу не спросить про остановочные павильоны…
- Это тоже наш сектор. Мы стали вплотную заниматься этой проблемой в 2011 году. И это была именно проблема. Тогда же и была принята муниципальная программа по «Развитию транспортного обслуживания населения». Сегодня за счёт средств нашего бюджета мы ежегодно в районе устанавливаем пять-шесть новых автобусных остановок. Обустройство одного павильона обходится примерно в 66 000 рублей для районного бюджета. На этот год также запланировано их открытие в ряде населённых пунктов. В каких именно - мы сообщим чуть позже на страницах нашей районной газеты. Сегодня идёт подготовка списка этих остановок.
- Какие дни перевозо­к наиболее загруженные­?
- Вторник и четверг. Первый и второй рейсы с утра. Потом напряжённость спадает.
- Павел Сергеевич, качество обслуживания - второй после безопасности фактор, на который обращают внимание и контролирующие организации, и сами пассажиры…
- Бесспорно. Этот вопрос - во главе угла работы и нашего отдела. В салонах автобусов указаны телефоны, по которым пассажиры могут оставить свои претензии, или, наоборот, добрые отзывы о работе перевозчиков. Сотрудники отдела и я лично выборочно проверяем работу подрядчиков. Порой такие проверки проходят в течение неско­льких недель подряд (в том числе и в выходные дни) для того, чтобы наши выводы были максимально объективны.
- Всё ли «гладко» проходит в ходе ваших проверок?
- Не всё, конечно. Но те негативные моменты, которые выявляются, не остаются без внимания. Должен отметить, что за последние годы заметно изменился характер претензий пассажиров. Если раньше люди возмущались (и вполне справедливо) соблюдением графика движения автобусов, то теперь их просьбы порой сводятся к тому, чтобы сдвинуть время отправления на 10-15 минут от установленного. В некоторых моментах мы идём на такие изменения. Наша задача - сделать транспортное обслуживание одним из лучших в регионе. Задача - реальная. И это произойдёт гораздо быстрее, если в этом нам будут помогать сами пассажиры. Только совместная ежедневная работа способна принести ощутимые результаты. Если водитель и кондуктор маршрутки будут знать, что за их работой «следят» сами пассажиры, то они трижды подумают, нарушать ли им общепринятые правила или нет. За нарушения их наказывают рублём.
- Насколько соответствует современным требованиям тот момент, что порой пассажиры ездят, не сидя в креслах, а стоя?
- Здесь нет никакого нарушения. Подобное обстоятельство допускается на городских и пригородных маршрутах. А вот на междугородних это уже недопустимо.
- А санитарное состояние салонов?
- Тут тоже не всё однозначно, готов признать, что нам вместе с собственниками техники ещё есть над чем работать. Автобус не имеет права «выйти» на линию с грязным салоном. Пустые вёдра, швабры, ящики с инструментом и канистры в салоне недопустимы. Отдельная тема - курение водителей в салонах. Со всем этим нам приходится бороться. Уверяю, ни одна жалоба пассажира не осталась и не останется незамеченной, а действия (или бездействие) водителя или кондуктора безнаказанными. Единственный момент, что для наказания нарушителей необходима видео­фиксация нарушения. При наличии современных телефонов это несложно.
Мы сами не можем повлиять на нарушителей, но быстро связываемся с представителями Роспот­ребнадзора и УГАДН (транспортная инспекция) - именно представителям этих контролирующих организаций и нужно видеоподтверждение, и они вправе наказать.
За курение, например, штрафуют без всяких поблажек. Сумма штрафа составляет от 500 до 1500 рублей. Так что комфорт поездок во многом зависит и от желания пассажиров самим навести порядок. Повторю, мы в таких случаях всегда поддержим пассажира. Пассажир - всегда прав.
Телефоны для обращения по поводу качества работы пассажирского автотранспорта:
5-32-71, 5-21-66 или круглосуточный телефон - 5-32-72.
Фото автора
Автор:Вадим Гранитов