Лента новостей
Статья25 февраля 2015, 15:55

Путешествие по книжным полкам, или Что читаем, господа?

В прошлом номере нашей газеты мы вместе с тобой, читатель, начали увлекательное путешествие в мир литературы. Выяснили, что читали граждане нашей страны 40 лет назад и какие произведения популярны в наши дни. Сегодня мы продолжим наши "исследования", но теперь "пробежимся" по страничкам детских книг.

Сначала было слово

Слово, ещё не переложенное на бумагу. С незапамятных времён родители рассказывали сказки своим детям. Кто их сочинил, кто придумал? Конкретного автора назвать нельзя, сказки слагались "вскладчину" и стали носить имя народные. Наверное, с них и началось развитие детской литературы. Доподлинно известно, что тот самый "народный" Иванушка-дурачок десятилетиями не терял своей популярности. Знают его и современные ребятишки. В тридцатых годах прошлого столетия начали выходить в свет сказки Пушкина, ставшие позже классикой жанра. В них много удивительного, чудесного и совсем не бессмысленного. Недаром великий поэт сформулировал своё знаменитое "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!".

Мичманы и адмиралы

В конце сороковых и в пятидесятых годах "Детгиз" активно выпускает в свет произведения С.Григорьева. Его повесть "Победа моря" рассказывает о детстве прославленного русского адмирала Степана Осиповича Макарова. "Малахов курган" посвящён обороне Севастополя. "Мичман Суворов" повествует о поездке великого полководца в Финляндию для укрепления границы со Швецией и усиления обороны Финского залива. Школьники читают Л.Рубенштейна ("Адмирал Сенявин"), Н.Попова ("Бородинское сражение"), С.Сергеева-Ценского ("Синопский бой"). Военную тематику разбавляют произведения об известных учёных, геологах, путешественниках. Школьникам середины прошлого века есть с кого брать пример, со страниц детских книг громогласно звучит призыв: "Люби и защищай Родину, будь полезен своей стране, живи на благо других!".

От Малышка до Богатыря

В 60-х годах намечается интересная тенденция развития детской литературы: героями произведений становятся сами дети.

Стотысячным тиражом выходит в свет книга И.Ликстанова "Малышок". Не о ребячьих шалостях, не о забавных приключениях рассказывает она юным читателям. Повествует о судьбе деревенского парнишки, который в годы войны, лишившись всех родственников, приходит учеником на завод, становится к станку изготавливать детали для орудий. Автор очень ярко сумел показать характер Малышка - немного неуклюжего, неразговорчивого, но волевого и доброго сердцем мальчишки. Мальчишки, внешне незаметного, скромного, но заслужившего высокое звание юного гвардейца труда.

Интересна и не менее патриотична (хотя действие происходит и в мирное время) повесть Л.Воронковой и К.Воронкова "Рожок зовёт Богатыря". В ней описаны приключения дальневосточных ребят, которые отправились искать убежавшего из совхоза оленя и заблудились в тайге. Три дня и три ночи провели они в лесу, терпели голод, попадали в бестропья, перебирались через завалы, спасались от стада испуганных кабанов. Здесь, в трудные минуты, обнаружились истинные характеры мальчишек и девчонок. Кто считался храбрым - оказался малодушным. Кто выглядел незаметным - показал высокие душевные качества и организаторские способности. Неумелые - многому научились, трусишки - стали смельчаками. И, в конце концов, каждый из путешественников понял силу пионерского коллектива, все за одного, а один - за всех. Книга издана в 1961 году тиражом 135 тысяч экземпляров.

Для малышей дошкольного возраста творит Г.Цыферов. Его сказки в определённом смысле уникальны. В большинстве произведений подобного жанра есть хорошие герои и плохие, есть добро и зло: первое всегда побеждает, второе проигрывает. У Циферова злобных персонажей нет, все хорошие. Маленькие читатели знакомятся с цыплёнком, который не переставал удивляться окружавшему его миру, с жирафом, что взялся строить себе настоящий жирафий дом - с веснушками, и многими другими забавными зверятами.

С чего начинается Родина?

Семидесятые годы: они вобрали в себя всё лучшее из прошлых десятилетий. Переиздаются повествования о героях Великой Отечественной, пионерских дружинах, больших стройках, научной деятельности. Школьники с удовольствием читают "Мишкино детство" М.Горбовцева. В повести описываются дореволюционные времена, тяжёлая жизнь простых крестьян, их быт, обычаи, радости и беды. Маленький Мишка верит в существование Волшебного камня, отправляется в лес за "летающим" салом, пытается самостоятельно вспахать пар, когда болезнь валит с ног мать, зарабатывает кусок хлеба, ходя в пастушках, учится читать под титлами…

Очень популярен сборник рассказов "Круглый год". Он - весьма потрёпанный, с пожелтевшими страницами - бережно хранится в городской библиотеке №1. С одной стороны - в нём нет ничего особенного, а с другой… Его можно считать настоящей энциклопедией, рассказывающей о временах года. Только вместо сухой информации в сборнике - произведения известных писателей и поэтов о первых весенних цветах, жарком летнем солнышке, осенних листопадах и вьюжных зимних днях. Но самое главное - это первый раздел книги. Что-то вроде пролога под заголовком "С чего начинается Родина". Здесь описание герба Советского Союза, ответ на вопрос, что такое Конституция. Несколько следующих страниц посвящены "Девочкам с Васильевского острова" и вообще событиям Великой Отечественной войны. Не правда ли, отличная находка? Желая насладиться художественной литературой, ребёнок одновременно получит представление об истории своей страны.

Развлекательное и фантастическое

Восьмидесятые - детских книг становится всё больше и больше. Ребятам предлагается много развлекательного, фантастического. Школьники "набрасываются" на "Алису в стране чудес", спрашивают в библиотеках "Малыша и Карлсона", "Волшебника Изумрудного города". Завидуют товарищам, которым посчастливилось "добыть" "Электроника" или "Незнайку на Луне". Становятся в очередь, чтобы прочесть о приключениях лисёнка Людвига 14-го и его подружки - цыплёнка. Набирают популярность сказки П.Бажова: "Медной горы хозяйка", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Огневушка-Поскакушка", "Голубая змейка", "Серебряное копытце". Об одном из сборников этих сказок советский писатель Фёдор Гладков писал: "Эта книга дорога для меня тем, что в ней удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа - могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нёс в себе негасимую правду и творческую красоту".

Хоттабыч "похудел"

В девяностые годы и первое десятилетие 21-го века с детской литературой происходит то же самое, что и со взрослой. Не смею утверждать, что "ломаются" предпочтения именно читательской аудитории, школьники ещё не заявляют во всеуслышание: "Фу, это мы читать не будем, дайте что-то другое!". Скорее всего, это расплодившиеся в России издательства меняют направление своей деятельности. Да и современные авторы о героях войны и тыла писать не спешат. Но как их осуждать? Они в то время не жили, а сваять увлекательную детскую повесть, основываясь только на энциклопедических данных, ну никак нельзя.

Патриотические произведения, конечно, переиздаются, но тиражи уже не те. Вышедших в свет книг хватит лишь на то, чтобы пополнить библиотеки, в продажу они не поступят. Даже вполне нейтральный по содержанию "Старик Хоттабыч" за последние 10-15 лет заметно "похудел". Раньше его "вес" исчислялся более чем стотысячным тиражом, сейчас - 10 тысяч экземпляров. Зато детских ужастиков публикуется достаточно, из серии "Комната страха" и т.п. Мальчишки и девчонки с увлечением читают о пожаре, охватившем замок и унёсшем жизни всей семьи, кроме одного счастливчика. Но и этим счастливчиком, последним отпрыском рода, пытается овладеть чёрная сила. Справится ли он, сумеет ли противостоять неведомому противнику? Да уж, интрига…

Впрочем, и детские детективы не менее увлекательны. Там два или три друга суют свой нос в раскрытие преступления, вступают в схватку с бандитами. Одно непонятно: куда смотрят родители?

Девочки увлекаются принцессами всех мастей, национальностей и вероисповеданий. Ещё феями: с крылышками, чудесными сандалиями, волшебными палочками и зельями. Окружают этих фей всевозможные монстры, эльфы, гоблины - кто жутко злой, кто нестерпимо добрый.

Радует одно: ум и сообразительность современных детей. Как их не ругает старшее поколение, а они многим взрослым фору дадут. Всякое "полулитературное" чтиво, конечно, листают и в журнальчики для подростков заглядывают. Но не забывают ни про русские народные сказки, ни про рассказы о животных. Знаком им чеховский "Ванька" и серия "Что есть что" пользуется их спросом. Шолохов, Тургенев, Достоевский, Гоголь, Толстой тоже из приоритетов не вычеркнуты. Кто-то может сказать: классиков в школе заставляют читать. Ну и что? Главное, что читают: не в кратком изложении, полностью. И не всегда по принуждению. Вот не так давно приходил в библиотеку пятиклассник Димка Карташов. Попросил что-нибудь о войне 1812 года. Предложили библиотекари "лёгкую" книжку, соответствующую возрасту читателя. А мальчишка ответил: "Нет, дайте что-то посерьёзнее"… Комментарии, как говорится, излишни.
Автор:Олеся Харламова