Как мне дышится здесь,
Над Хмелиной рекой!
Край родной! Лесостепь,
Первозданный покой.
Голубые туманы
И дубы у реки.
Цвета девичьих глаз
На полях васильки.
Тамбовский край в представлении россиян зачастую ассоциируется с бесконечными просторами плодородной земли, бескрайними лесами, цветущими садами… Но славен этот край ещё и людьми. Каждому культурному человеку известно имя великого учёного Владимира Ивановича Вернадского. 12 марта исполнилось 152 года со дня его рождения.
«Здесь на границе с нетронутым ещё наукой философией северовостоком» (из письма В.И. Вернадского жене из Вернадовки летом 1893 года) учёный наблюдал за природой, размышлял над связью культур Запада и Востока. Здесь зарождались и оформлялись идеи учёного о биосфере, о живом веществе, о едином человечестве.
Интерес к творческому наследию Вернадского велик не только на тамбовской земле, его имя известно всему цивилизованному миру. Это связано с тем, что человечество ныне столкнулось со сложнейшими глобальными экологическими проблемами, а их решение осуществляется в рамках учения Владимира Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Он был глубоко прав, утверждая много десятилетий назад: «царство моих идей впереди».
Идеи Вернадского в тамбовском крае не только изучаются и пропагандируются, но и приняты к исполнению. Разумное и ответственное отношение к природе позволит сохранить для нынешнего и грядущих поколений тамбовчан замечательную природу края и здоровье людей.
На базе сельских школ созданы и функционируют 19 школьных лесничеств. В Бондарском районе уже 40 лет работает школьное лесничество «Берендеи». Экологическое образование, которым мы занимаемся в рамках образовательного процесса, в рамках школьного лесничества «Берендеи», предполагает целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
Важное место в нашей работе занимают наблюдения, исследования в природе. Исходя из этого, в задачи исследовательской работы входит усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения её богатств, понимание многосторонней ценности природы для общества и человека, овладение нормами правильного поведения в природной среде, развитие потребности общения с природой, воспитание патриотических и эстетических чувств.
Развитие любознательности, творческого воображения, бережного отношения к природе, приобщение к культуре родного края всё это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.