Лента новостей
Статья5 мая 2015, 17:42

Солдат. Человек. Учитель

«Это же внучка Абрама Мироновича!» – с таких слов началось мое знакомство с новым для меня городом – Жердевкой, куда мы с мамой, папой и сестрой приехали с далекого Урала в середине 90-х годов. Следует отметить, что у нашей семьи довольно обширная география и сейчас кого-то из нас удивить большими расстояниями нелегко.

А тогда, в 90-е, мы были почти пришельцами с другой планеты – непонятными и незнакомыми для жердевцев. И первое время очень удивлялись тому факту, что многие из тех, с кем нам приходилось общаться, сразу же проявляли уважение и интерес, узнав, что мы родственники Абрама Мироновича Розмана и Викторины Германовны Миловой.
РОДНОЙ ЯЗЫК – БЕЛОРУССКИЙ
Абрам Миронович Розман был одним из известных и уважаемых в городе людей, и многие наши земляки до сих пор вспоминают о нем как об умнейшем и интереснейшем человеке и замечательном профессионале. Родился он 29 мая 1923 года в местечке Ельск Полесской области Белорусской ССР в дружной многодетной и талантливой еврейской семье. Его отец, Меер Маркович, был отличным бухгалтером и уникальным математиком: именно он передал свой несомненный дар всем своим четверым детям.
К сожалению, дедушка нечасто рассказывал о своем детстве, но один из фактов его биографии меня поразил: оказывается, он до двенадцати лет вообще не говорил на русском языке, знал только белорусский! Когда я упомянула об этом в разговоре со своими коллегами, многие из которых, кстати, были его учениками, ответом мне послужили недоверчивые улыбки: абсолютно все помнят, каким отличным оратором был Абрам Миронович, и какой выразительной, грамотной и лаконичной была его речь. Но это уже потом, во время его учительства.
Учился Абрам отлично, удивлял учителей своими способностями к математике, физике, химии. Мой дед был разносторонне развитым и одаренным человеком: в юности он серьезно увлекался шахматами, шашками, волейболом, занимался вольной борьбой, в середине 1930-х годов стал чемпионом Кабардино-Балкарии по вольной борьбе.
ГВАРДИИ СЕРЖАНТ
Абрам Миронович попал на Степной фронт 15 июля 1942 года и первое время служил в должности заместителя политрука. Это продолжалось до 10 марта 1943 года, затем он был переведен на 3-й Украинский фронт и назначен командиром топографического отделения. В обязанности разведчиков-топографов входила корректировка огня советской артиллерии: бойцы отделения обозначали немецкие огневые точки на картах и сообщали точные координаты нашим артиллеристам.
Дедушка гордился тем, что за время войны во вверенном ему отделении не погиб ни один человек, и во многом благодаря его уникальным математическим способностям: А.М. Розман с помощью теодолита выбирал необходимые ориентиры на местности и методом триангуляции (разбиения на треугольники) рассчитывал координаты целей. Он был участником августовских боев за город Харьков в составе войск 57-й армии, за что ему было присвоено звание гвардии сержанта.
О войне Абрам Миронович рассказывал часто – и нам, внукам, и в классе своим ученикам... «Абрам Миронович, расскажите про огурцы», – просили мои одноклассники, заранее улыбаясь. Хотя, если вдуматься, упомянутый случай можно отнести скорее к трагическим, чем к комическим... После ожесточенных боев за небольшую деревеньку полевая кухня не успела вовремя подъехать, и молодые голодные солдаты решили добывать еду в колхозных полях. К их радости, огуречное поле почти не пострадало от бомбежки, и бойцы употребили сухой паек с большим количеством так всеми любимых огурцов. К утру, по выражению дедушки, близлежащие окрестности напоминали бахчу: то там, то здесь торчит чья-то голова в каске... Хорошо, что наступать в ту ночь не пришлось!
В ГОРОДЕ-КРЕПОСТИ БРЕСЛАУ
Абрам Миронович обладал отличной памятью и хорошим литературным вкусом, знал наизусть многие стихотворения и поэмы русских, белорусских, украинских поэтов – как классиков, так и современников: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Кольцова, Маяковского, Симонова. Часто по памяти читал целые главы из столь любимой бойцами и наиболее цитируемой ими поэмы А.Твардовского «Василий Теркин».
...Грянул год, пришёл
черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
От Ивана до Фомы,
Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Тот народ, Россия...
Вместе с частями 1-го Украинского фронта А. М. Розман принимал участие в штурме немецкого города-крепости Бреслау, который продолжался с 15 февраля по 6 мая 1945 года. Долгожданный День Победы Абрам Миронович встретил в австрийском городе Зальцбурге, но 9 мая 1945 года война для деда не закончилась: предстояло очистить австрийские и немецкие территории от оставшихся фашистских группировок. Он был уволен в запас в звании лейтенанта 28 февраля 1947 года.
Сразу скажу о том, что в 1961 году А. М. Розману было присвоено воинское звание старшего лейтенанта, а в 1969-м – капитана запаса. С воинского учета Абрам Миронович был снят 15 января 1979 года. Он был неоднократно награжден орденами и медалями – как во время войны, так и после Победы: среди них – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», ордена Отечественной войны I и II степени.
«ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ ШУТКА»
После войны А .М. Розман поступил в Кабардинский государственный педагогический институт и успешно окончил его в 1951 году по специальности «преподаватель средней школы по физике и математике». Здесь же, во время учебы в институте, Абрам Миронович познакомился с Викториной Германовной, студенткой биологического факультета, которая стала его спутницей жизни на целых пятьдесят лет. Предложение своей будущей жене Абрам Миронович сделал в свойственной ему манере: 31 марта 1951 года он предложил ей стать его женой и вместе уехать работать на Тамбовщину. Викторина подумала ровно пять минут...и согласилась: она до последнего момента считала, что это первоапрельская шутка! 1 апреля 1951 года Абрам Миронович и Викторина Германовна поженились и вскоре уехали в Жердевку.
В августе 1951 года Абрам Миронович и Викторина Германовна были приняты на работу в сахзаводскую среднюю школу Жердевского района. В первые годы работы Абрам Миронович преподавал математику, а Викторина Германовна – химию и биологию. Талантливый, энергичный, увлеченный своим делом молодой учитель не только давал отличные математические знания своим ученикам, но и активно пропагандировал спорт: вернулся к своим любимым шахматам, играл с коллегами и учащимися в шашки, волейбол, футбол, городки, зимой ходил на лыжах.
В 1952-1953 годах в семье педагогов появились дети: дочь Людмила и сын Георгий, которые в полной мере унаследовали интеллектуальные способности и творческий талант обоих родителей.
МЕНЯЛИСЬ ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ…
С течением времени Абрам Миронович, кроме математики, начал преподавать и физику, и многие из его выпускников до сих пор помнят грамотные, яркие, неординарные уроки учителя. Вместе со своими учениками А. М. Розман сконструировал многие демонстрационные приборы для физической лаборатории, которые долгие годы использовал для иллюстрации тех или иных физических явлений и процессов. Я очень хорошо помню наш самый первый урок физики в 7-м классе: Абрам Миронович из обычного пластмассового танка сделал радиоуправляемый. Надо ли говорить, в каком восторге были все мои одноклассники! А еще всех без исключения – и коллег, и учеников – поражали его необыкновенные способности к вычислениям. "Абрам Миронович в уме все считает, даже четырехзначные числа!" – эта легенда переходила от одного поколения учеников к другому.
В начале 1960-х годов А. М. Розман по совместительству работал в Жердевском техникуме сахарной промышленности, преподавал физику студентам заочного отделения.
Удивляла многочисленность увлечений деда: он с удовольствием занимался домашним хозяйством – разводил кроликов, баловал домашних вкуснейшей выпечкой, был заядлым охотником и рыбаком, любил собирать грибы. И все это делал талантливо, умело, творчески, заражая своим энтузиазмом детей, а позже – и появившихся внуков.
В родной школе Абрам Миронович с небольшим перерывом проработал до самой своей кончины 6 октября 2000 года, сразу после Дня учителя... Он был уникальным специалистом, мог разобраться в любой самой сложной проблеме, решить самую каверзную задачу – как физическую или математическую, так и жизненную. До конца своих дней сохранял острый ум, потрясающее чувство юмора и грамотную, яркую речь. Мой дед, Абрам Миронович Розман, всегда был и остается для меня образцом солдата, человека и учителя.
Автор:Б. Розман