Долго думали, какой знак - восклицательный или вопросительный - поставить в конце заголовка и в итоге решили оставить право выбора за вами, уважаемые читатели. Ведь не зря же говорится: «Сколько людей - столько и мнений». А пищей для возможных дискуссий, как вы уже поняли, на сей раз станет посёлок совхоза «Россия», по улицам которого «Трудовая слава» прошлась жарким майским днём. И вот что там увидела и услышала… Посёлок совхоза «Россия»!.. В минувшем веке это географическое словосочетание произносилось не иначе как с гордостью, ибо заслуженно ассоциировалось с трудовыми победами одного из лучших, если не лучшего, хозяйств района и всей Тамбовщины - совхоза «Россия».
В период наивысшего расцвета в «российских» корпусах ферм содержалось более 15 тысяч свиней и более 1000 голов крс: размах для колхозно-совхозной поры Черноземья знатный. Знатно было и земли в обработке - свыше 12 тысяч гектаров.
Содержали такую махину пашни и скота в исправности не десятки, а сотни людей, чьё отношение к делу, трудолюбие и профессионализм подняли «Россию» на вершину пьедестала Почета.
Сегодня нам, избалованным производительной техникой и «пропалывающими» сорняки гербицидами, трудно представить всю тяжесть и накал сельских будней, в серой череде которых рождались яркие достижения и победы.
Рабочий день на фермах начинался ещё до рассвета и заканчивался в темноте. Промасленные, прожаренные на солнце полеводы нормированностью дня также могли похвастаться разве что в зарплатном табеле. В пыли и в грязи, в грохоте моторов и мелькании транспортерных лент, в гудении доильных установок, в мареве весеннего сева и аврале уборочной страды, ежедневно и ежечасно ковалась та самая продовольственная безопасность страны, о восстановлении которой, утратив, сейчас так много говорят. И совхоз «Россия», ведомый такими капитанами-директорами, как Емельян Музычук, Фёдор Крутоголовов, Владимир Антропов и Владимир Карев, был в авангарде этой борьбы.
Хорошо работали «россияне», хорошо и зарабатывали. Хозяйство-миллионер, совхоз познал годы мощного подъёма, охватившего не только производственную, но и социальную сферу.
В 70 – 80-х годах двадцатого века совхозная база росла особенно бурно. На мехдворе не помещались десятки тракторов и комбайнов, а животноводческий сектор стремительно превратился в своеобразное государство в государстве, за надёжным, говорящим о состоятельности, металлическим забором которого скрывались многочисленные (по нашим данным - 19) корпуса свинарников, соседствовавших с так называемым Спецхозом – по сути отдельной свиноводческой бригадой, составленной из ещё пяти рабочих корпусов, кормоцеха, бойни и ветпункта, красного уголка и конторы.
Своя АЗС, склады, мехмастерская, коровники, мельница, электроцех, пекарня, столовая… Список движимого и недвижимого имущества совхоза «Россия» можно перечислять долго.
Год от года множился и сов-хозный жилфонд, в домах которого поселялись авторы трудовых достижений: свинарки и доярки, механизаторы и плотники, инженеры, агрономы и зоотехники.
Жизнь сросшегося со старой Ивановкой посёлка била в те годы ключом. Школы, ясли и детский сад были переполнены детьми. Не знавшая компьютеров ребятня летом активно сражалась в футбольных и волейбольных баталиях, зимой перенося спор о победителе на лыжню и ледяное зеркало местных прудов.
Старшие по выходным стекались к отстроенному в 1959 году клубу – зданию для посёлка выдающемуся и живописному. Днём и вечером в нём гудела киноустановка, «проявляя» на белом экране ленты отечественного проката. Детвора валом валила на любимого Чингачгука, а взрослые пускали слезу на сеансах индийских кинокартин.
Встретившись, как в кино, у местного фонтана, разбредались по уголкам красивого, тенистого, одним боком упиравшегося в живописные, разделённые плотиной со знаменитым мостком пруды парка влюблённые пары.
Недалеко с Ивановским солдатом - памятником землякам, павшим в годы Великой Оте-чественной войны, обустроили волейбольную площадку с «гнездом» для арбитра, летнюю эстраду, а с противоположной стороны предпочитающих иной вид отдыха мужчин манил расположенный у самой воды пивной ларёк, с юмором названный «Голубым Дунаем». В нём, кстати, продавались лимонад и мороженое, а также принималась стеклотара.
В клубе помимо традиционных танцев можно было сыграть партию в бильярд или попытаться стать участником местного ВИА или в прямом и переносном смысле гремевшего на весь район самодеятельного духового оркестра.
Хотя до улиц совхозного посёлка не успел дотянуться асфальтовый комфорт, жили рабочие и их семьи неплохо: хорошая и стабильная зарплата вкупе с дворовой живностью заставили дома и квартиры мебелью, телевизорами и холодильниками. По дорогам, редкие вначале, поднимали пыль личные мопеды, мотоциклы, а затем и автомобили.
«Россияне» тех лет, как и вся страна, много работали и всё же улыбались, веря, что дальше будет только лучше. А куда вывернула жизнь на самом деле?..
Стараясь не шуметь, как при покойнике, мы тихо шли по территории некогда шумевшего жизнью Спецхоза, остатки корпусов которого, словно в тропических джунглях, почти скрылись в зелёных зарослях. В голову непрошено лезли строчки Высоцкого: «Замок временем срыт и укутан, укрыт в нежный плед из зеленых побегов…» Какие-то здания, растащенные до фундамента, едва просматривались на поверхности, а какие-то, стыдливо посвёркивая голыми рёбрами каркаса, ещё тянули к солнцу покорёженные кирпичные тела.
Горы вывезенного из складов мусора, каркающее на них вороньё… Куликово поле, да и только.
За забором (остатками того - знаменитого железного) иной век, иной ритм, иная жизнь - территория преемника «России», частицы агроимперии «Русагро» - ООО «Агротехнологии». Будто вышел из тени на свет – в другую страну. Блеск крытых профилем складов, монументальное здание крупнейшего в зоне зерноочистного комплекса с немецким оборудованием.
В новом старом хозяйстве вообще много чего с пометкой «made in…». Мехдвор - как выставка достижений заграничного хозяйства. Сразу в нескольких местах, поражая количеством, белееют «барханы» мешков с минеральными удобрениями. Кондиционеры, ГЛОНАСС, автоматика и многофункционалка… Так работать можно! Так работать в удовольствие! А жить?..
Тихо на совхозных улицах, покойно. Не видно на лугах привычной «россыпи» телят, не подпирают заборы тракторы и авто приехавших «на побывку» механизаторов. Там птичка чирикнет, там волна плеснёт! Время как будто застыло, наслаждаясь весенним солнышком…
Дома те же, разве что «рубашки» некоторые сменили, одевшись в сайдинг или вагонку. Заборы поразнообразнее, газ, спутниковые «тарелки»… и всё! Асфальта, как и двадцать лет назад, нет. Зато есть оборудованный муниципалитетом пляж с волейбольной площадкой, безуспешно «догоняющий» испаряющуюся воду. Есть магазины: их точно стало больше. Помолодел Ивановский солдат, уплыли в небытие: «Голубой Дунай», знаменитая совхозная баня, бывший когда-то участковой больницей интернат для престарелых, медь оркестра и инструменты ансамбля, пекарня, сеансы кино. А только ли они?..
Так лучше или хуже стало жить «россиянам» после распада родины большой, а затем и малой? Мы спросили об этом двух встретившихся женщин, Надежду и Марину, и вот что услышали в ответ:
- Перспективы в посёлке никакой нет. Рынок труда узок и ограничен, а главное – зарплата маленькая: на такую детей не поднимешь. Народ привычно ищет спасения в скотине, кто-то отправляется на заработки в Москву. Но разве это жизнь?!
Асфальта как не было, так и нет. Цивилизация нам принесла вместе с рабочими местами страшную вонь от недавно вступивших в строй корпусов «Тамбовского бекона».
С одной стороны, вроде и магазинов много, и садик со школой функционируют, и клуб, и почта, и отделение сбербанка… А настрой у молодежи, да и у среднего поколения минорный. Потому что не просматривается у нас будущее, нет его!..
«Агротехнологии» - это вам не совхоз «Россия». Оно от народа отгородилось приказами и распоряжениями своих высоких боссов. Кроме дивидендов пайщикам посёлок от этого технически и финансово мощного гиганта ничего не имеет: ни улицы от снега почистить, ни зерно выписать, ни мероприятие провести – ничего! ...
Сын у меня сейчас в армии служит (у Надежды – ред.), так говорит, что останется по контракту служить – дома вариантов никаких. И так рассуждают многие!
Глава Ивановского сельсовета Лидия Романова придерживается иной точки зрения:
- Посёлок совхоза «Россия» находится далеко не в самом худшем положении. Его жителям повезло хотя бы уже тем, что они обладают правом выбора при трудоустройстве, так как в непосредственной близости функционируют такие серьезные предприятия, как ООО «Агротехнологии», СХПК «Борец» и ООО «Тамбовский бекон». Список рабочих вакансий увеличивают школа, детский сад, почта, участок «Ростелекома», отделение «Сбербанка», цех тротуарной плитки ИП Мисюка и магазины, число которых для сельской территории, прямо скажем, необычно велико – на вскидку семь.
Действует Дом культуры, где, кстати, базируется сампурская народная «Смородинка», аптека, врачебный участок, с которым, правда, возникли определённые проблемы, но они решаются.
Да, как и прежде, нет асфальта: эта задача для муниципалитета сейчас просто неподъемна. Зато мы по мере финансовых возможностей стараемся восстановить для 779 «россиян» освещение улиц, оборудовали – в первую очередь для молодёжи – пляж с волейбольной площадкой, на которой, насколько знаю, нередко проходят спортивные баталии.
Безусловно, что-то устарело, обветшало, но при этом на улице Мира проложили 850 метров новой водопроводной сети. В настоящее время разработана проектно-сметная документация на ещё одну водопроводную «ветку» - полуторакилометровую по улице Школьной.
Поставили новую водонапорную башню на Молодёжной, в 2014 году пробурили новую скважину и смонтировали новую башню на Олимпийской… Разве для одного посёлка это плохая статистика?!
И молодёжь у нас активная: играют в лапту, волейбол, футбол. Даже зимой, что сейчас, согласитесь, редкость, оборудуют ледовый стадион на пруду и играют в хоккей – колхоз против совхоза. А взрослая футбольная команда «Агротехнологии» принимает участие в турнире соседнего Знаменского района.
Скажу больше: руководство ООО «Агротехнологии» недавно вновь подтвердило актуальность планов по строительству жилья своим специалистам. Так чем же это не перспектива, не возможность для молодых обосноваться на малой родине, устроиться на прилично по нашим сельским меркам оплачиваемую и постоянную работу?
Разброс мнений на самом деле диаметрально противоположный. Где же истина?
Как ни грустно, но той старой, бурливо полноводной, пятилетнеплановой жизни, видимо, уже не вернуть. Но значит ли это, что посёлок совхоза «Россия» доживает, а не живёт?
Какой же всё-таки поставить знак в заголовке?