Самую главную оценку учителю дают его ученики…
Пусть заслуженно гордятся своими открытиями учёные, пусть гордятся своими патентами изобретатели, пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой медики, священники, государственные деятели, но... когда в класс заходит учитель и начинается священное действо, имя которому - урок, руль планеты и судьба человечества, его будущее - именно в руках учителя.
Что значит в жизни каждого человека учитель?
Все школьные годы он рядом с нами. Учитель, который ведёт нас из класса в класс - сначала за руку несмышлёных первоклашек, потом - уже повзрослевших и поумневших мальчишек и девчонок, разъясняя все сложности предмета, помогая справиться с поставленной задачей, напутствуя и огорчаясь вместе с нами за наши неудачи и радуясь нашим победам. Учитель - это не только работа с 8.00 до 16.00, это ещё и жизненная позиция, ведь после окончания рабочего дня учитель так и остаётся учителем, человеком, который не только разбирается в законах физики или химии, но также поможет разобраться в нелёгкой жизненной ситуации, подбодрит, заставит поверить в свои силы. Возможно, для кого-то учитель станет образцом поведения, эталоном на всю жизнь. Часто, будучи учениками, мы не понимаем и не ценим этого, и лишь повзрослев, осознаём, что для нас значил Учитель.
Одним из таких педагогов была и остаётся Зоя Васильевна Кормышова, всю свою жизнь проработавшая учителем в Сатинской средней школе. В 1999 году она писала о себе: «Я преподаю физику и астрономию. Мой непрерывный стаж работы в данной школе - 36 лет»…
Зоя Васильевна окончила 4 класса в родной деревне, затем продолжила учёбу в Периксинской школе. Путь до школы и обратно – это целая история, которую в двух словах не опишешь. Только представьте себе: зимой – через снежные завалы, весной, в половодье, - через ручьи и непроходимую грязь приходилось преодолевать каждый день по нескольку километров. Она не скрывает, что из-за этого случалось и опаздывать на уроки, в сильные морозы и метели пропускать занятия, и в дневнике из-за этого не всегда были только пятёрки.
С возрастом становилась серьёзнее, усерднее. В седьмом классе за красивый почерк получила в награду книгу «Русские народные частушки». Училась, понимая, что нужны не оценки, а знания!
В декабре 1955 года перевелась в Сатинскую школу, где и завершила свой ученический путь и где пришло желание стать учителем. Она до сих пор с благодарностью отзывается о своих школьных учителях, которые определили её дальнейший жизненный путь и привили любовь к математике - Нина Ефимовна Володина, Александр Прокофьевич Беляев, Самородова Татьяна Андреевна.
В 1960 году, когда пришло время подавать документы в институт, Зоя Васильевна вместе с мамой приехала в приёмную комиссию Тамбовского государственного педагогического института и в заявлении, ни на йоту не сомневаясь, указала факультет: «Физико-математический».
К учёбе в институте Зоя Васильевна относилась серьёзно, при необходимости обращалась за помощью к Ивану Михайловичу Ветрову, учителю физики в Сатинской школе. Старалась и запоминала всё: и как и что объясняют преподаватели, и на чём внимание заостряют, ловила каждое слово - ведь знала, что всё понадобится. Про годы студенчества Зоя Васильевна говорит с особой теплотой.
- А какое необычное время было, какие песни пели, какие фильмы смотрели! На «Человека - амфибию» раз семь ходили! - вспоминает она. - Жила в общежитии в комнате № 53, до сих пор помню - веселились, дружили, смеялись, вместе готовились к занятиям, помогали друг другу… Верили только в хорошее, время было такое - в будущее смотрели с оптимизмом… В 56-й аудитории шла лекция по физике, когда нам объявили о полёте Юрия Гагарина в космос. Мы прыгали от счастья и от гордости за свою страну!
Ещё нас, студентов, посылали помогать в уборке свёклы. Мы ездили в Никифоровский район, и всю дорогу пели песни. До чего же весело было и хорошо! Весь эмоциональный фон студенческой жизни был светлым, добрым, положительным.
После окончания института молоденькая учительница пришла работать в родную школу. К своему делу относилась ответственно, была строгой и требовательной, старалась заинтересовать ребят своим предметом, трудные вещи объяснить доходчиво, простыми словами, демонстрируя всё это наглядными примерами: например, бросая книгу на пол, объясняла закон всемирного тяготения, и эти её уроки ученики запоминали надолго. «Почти любой предмет может быть использован для опытов по физике. С простой линейкой можно провести десяток лабораторных работ», - писала она. Зоя Васильевна одна из первых начала демонстрировать видеофильмы по темам уроков, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Многие из её учеников, ставшие также учителями, отмечают, что на выбор профессии повлияла именно Зоя Васильевна.
За свой многолетний труд, а Зоя Васильевна продолжала работать и будучи на заслуженном отдыхе, получила многочисленные награды: звание «Заслуженный учитель РСФСР», «Почётный учитель», многочисленные грамоты, в том числе и Министерства образования, и две премии Сороса в 2000 и 2001 годах. Премия Сороса - уникальная награда, которой удостаиваются лучшие учителя. Лауреат выбирается на основе сложной четырёхступенчатой процедуры голосования, в результате которого определяется лучший школьный учитель путём опроса студентов различных вузов, и дважды педагог Зоя Васильевна Кормышова была победителем. Так оценили ученики труд своего учителя. Сама о себе писала: «Полученный грант даёт возможность ещё поработать. Без детей и школы я себя не мыслю. Для меня это великая радость - мои бывшие ученики, теперешние студенты, помнят и пишут в анкетах моё имя. Хочется работать ещё лучше и больше времени отдавать детям».
А учительская профессия стала семейной. Двоюродная сестра Зинаида Васильевна Ивашенцева имеет 50 лет учительского стажа, работала в селе Петровка учителем немецкого языка, завучем, директором школы. Двоюродная сестра по материнской линии, Ольга Ивановна Марьина, учитель математики. Диплом учителя математики и физики и у мужа Валентина Павловича. Дочь, Марина Валентиновна, - учитель информатики и физики.
Спасибо Вам, Зоя Васильевна, от всех ваших учеников за знания, которые вы давали им, за ваш благородный труд!
Закончить своё повествование хочу стихами Роберта Рождественского: «Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать…».