Лента новостей
Статья22 ноября 2016, 09:33

«Сампурский коммунальщик»: лучше поздно, чем никогда

31 октября в 13 часов 30 минут наконец-то свершилось то, о чём мечтали в районе почти десятилетие.

Собрание учредителей официально дало зелёный свет ООО «Сампурский коммунальщик» - организации, призванной ликвидировать вакуум, образовавшийся после банкротства Сатинского МУП ЖКХ.

Удастся ли новорождённому комхозу решить накопившиеся проблемы водоснабжения и благоустройства?.. На этот вопрос точно и беспристрастно ответит время. Мы же сегодня постараемся воссоздать ту картину, на фоне которой произошло это без сомнения знаковое событие…


131-й скорый

Прежде чем вести разговор о слишком ещё юном, существующем пока только на бумаге «Сампурском коммунальщике», давайте немного углубимся в историю наших водопроводных дел – не пустой болтологии ради, а для более чёткого понимания происходивших в коммунальной сфере района процессов.
В XXI век сампурская система обеспечения населения и предприятий водой шагнула, не снимая основательно потрёпанных советских «одежд». В том смысле, что не изменилась ни система обслуживания сети водоподачи, ни её состояние.
Бремя поддержания разномастных, проложенных аж в 60-80-х годах прошлого столетия водопроводов и установленных в большинстве своём в те же годы водонапорных башен и водоразборных колонок, в сёлах по инерции несли коллективные предприятия - в основном вчерашние колхозы и совхозы. Несли без особого энтузиазма, но более или менее исправно.
Исключением была «столичная» Сатинка, где коммунальное благополучие блюло одноимённое МУП ЖКХ, чья сфера деятельности распространялась не только на водоснабжение, но и на водоотведение, сбор и вывоз ТБО, обслуживание жилищного фонда и даже гостиничный бизнес.
О том, как справлялся комхоз «дотээсковского» периода с возложенными на него обязанностями, поговорим чуть позже. А сейчас отметим один немаловажный факт: привыкшее за десятилетия к практически бесплатному и бесконтрольно вольготному потреблению воды население относилось к данному вопросу довольно эгоистично.
Маленькая плата вкупе с отсутствием учёта выработала модель поведения с преобладанием лозунга «Да у нас этой воды просто залейся!».
Раз «залейся», значит, и беречь её не надо. Вот и лился поток из сотни кубометров под каждое деревце, кустик и картофельные плантации. А где-то даже не неделями, а месяцами бежали безымянные родники из колодцев неисправных колонок и трещин обветшавших труб.
При этом платили за воду, как за всякий бросовый товар, которого много, - от случая к случаю, нередко по схеме «если очень попросят».
Так продолжалось до октября 2003 года, вплоть до выхода в свет закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложившего практически все заботы о социальном обустройстве жизни в населённых пунктах на муниципальную власть.
Какое-то время хозяйства по инерции ещё продолжали обслуживать водопроводное хозяйство, а затем стартовал и был осуществлён, за редким исключением, процесс передачи его на баланс сельсоветов.
Тут-то и начались для них и для нас…

…МУки бессилия

Именно в это время при сельсоветах появились МУки - муниципальные учреждения, некие миниатюрные подобия коммунальных хозяйств, которым отныне, подражая Дон Кихоту, предстояло в одиночку бороться с «ветряными мельницами» ветшающих на глазах водопроводных систем.
Вот только, в отличие от Рыцаря печального образа, не было у них ни коня, ни копья, ни доспехов - разве что несколько штыковых и совковых лопат…
Как следствие, работа МУ фактически заключалась и заключается в сборе платы за воду и поисках техники и материалов для ликвидации аварий. Причём с последним получалось далеко не всегда гладко. Многое для «вооружённых» лишь идеями учреждений зависело от благосклонности руководства селообразующих предприятий, имеющих, в отличие от МУ, материально-техническую базу.
Впрочем, и там число ставших ненужными по причине отсутствия коммуналки, животноводства и какого-либо строительства автокранов и экскаваторов со временем заметно сократилось. Что неизбежно вывело на «сцену» технически продвинутых и соответственно оснащённых частников.
Незавидное, мягко говоря, положение МУков усугубила тарифная политика сельсоветов. Вроде бы во благо были приняты очень лояльные тарифы платы за воду для населения. Однако очень скоро стало понятно, что тем самым власть заложила мину замедленного действия под и без того шаткую коммунальную конструкцию поселений.
Проще говоря, игнорирование экономической реальности привело к тому, что плата за потреблённую воду не покрывала расходов на обеспечение функционирования башен, насосов, колонок и «веток» труб. В свою очередь минусовой баланс лишал МУ возможности какого бы то ни было технического и финансового манёвра.
Дабы не быть голословными, приведём такой факт: в настоящее время МУ «Ивановское» (на наш взгляд, одно из самых эффективных) по итогам 9 месяцев текущего 2016 года имеет в минусе 0,5 миллиона рублей. Такая же картина наблюдается в МУ «Бахаревское» (долг за электроэнергию порядка 0,46 миллиона рублей) и МУ «Серединовское» (0,26 миллиона рублей). И лишь в МУ «Сампурское», по словам его директора, как-то умудряются при финансовой поддержке сельсовета балансировать на тонкой грани нулевой рентабельности.
Стоит ли говорить, что при таком положении дел, когда в МУ нет техники, не хватает средств, а сами они, как МУ «Серединовское», существуют порой только на бумаге, ждать прорыва в коммунальном вопросе если и можно было, то лишь в самом прямом смысле слова - на очередном лопнувшем водопроводе.
Не удивительно, что тема возрождения как-то уж очень поспешно и непродуманно ликвидированного ЖКХ витала в коридорах власти довольно давно. Однако реализовать её на практике в условиях ярко выраженной дотационности районного бюджета оказалось совсем непросто.

До основания, а затем…

Напомним, что Сатинское МУП ЖКХ, имея потрёпанную временем, но вполне дееспособную производственную базу (по состоянию на 1.01.2006 года стоимость только основных фондов предприятия составляла 18,8 миллиона рублей) рухнуло на рубеже 2006-2007 годов.
На тот момент оно располагало достаточно новым, 2001 года покупки, экскаватором, мусоровозом на базе ЗиЛ-130, автоцистерной для откачки воды, автофургоном (так называемой походкой), тракторным прицепом и не работающим на тот момент погрузчиком на базе трактора ЮМЗ-6 и опиралось на инструментальные цеха и гостиничное хозяйство.
На октябрь 2006 года там трудилось 32(!) человека, обслуживающие не только 65,7 километра водопровода, но и гостиницу, жилфонд, а также осуществляющие вывоз бытовых отходов.
Безусловно, нареканий к деятельности МУП ЖКХ было много. Порой контейнеры не вывозились на протяжении многих дней, не всегда оперативно латались текущие крыши и трубы, но…
Стоило ли принимать такие кардинальные меры и допускать ликвидацию, подчёркиваем, единственного ЖКХ в районе?
Формально деятельность предприятия действительно была нерентабельной: убытки за 10 месяцев 2006 года составили 446 тысяч рублей. Однако за счёт чего они образовались?
Как оказалось, за тот же период задолженность за уже оказанные услуги со стороны организаций составляла 110 тысяч, а населения - 380(!) тысяч рублей…
Итог всем известен: на расчищенную (специально или нет, об этом история умалчивает) от районного комхоза дорогу вошло ОАО «ТСК», которое, начиная с мая 2008 года, взяло под своё крыло водопроводные сети Сатинки, части Сампура, Дмитриевки, Гавриловки, Громка, Петровки, а затем и ряда других сёл.
При этом база и техника ставшего не нужным МУПа быстро «растворились» трудами распродавшего всё конкурсного управляющего…
По мнению председателя районного Совета народных депутатов Анатолия Горбунова, принятое тогда решение было ошибочным: Сатинское МУП ЖКХ после определённых оздоровительных процедур вполне могло не просто существовать, а довольно эффективно работать.
Он убеждён, что район просто обязан иметь своё коммунальное предприятие и за совершённую тогда ошибку приходится расплачиваться до сих пор.

Не маловата ли «кольчужка»?

Учредителями пилотного в области проекта, каковым, по сути, является ООО «Сампурский коммунальщик», выступили муниципалитеты и администрация района.
Задача предприятию ставится вполне конкретная: сменить немощные МУки и решить в первую очередь проблему водоснабжения в тех населённых пунктах, на которые не распространяется деятельность ОАО «ТСК», равно как Верхоценья и Понзарей, водопроводные дела которых по-прежнему «везут» соответственно СХПК «Маяк Ленина» и СХПК «Русь».
Насыщение пока ещё бумажного «коммунальщика» техникой решается по принципу долевого участия. Ивановский сельсовет за 2 миллиона рублей купил экскаватор, Сатинский, которому архиважно решить проблему водоснабжения в Осино-Лазовке и Солонцовке, - трактор МТЗ-82, прицеп к нему и роторную косилку.
Предполагается, что внесут свой вклад в коммунальное благоустройство района и другие сельсоветы.
На начальном этапе директору нового предприятия Александру Воропаеву предстоит очень много организационной работы: помимо техники «Сампурскому коммунальщику» нужна дееспособная база и, конечно же, квалифицированные специалисты и рабочие.
По предварительным расчётам, штат предприятия будет состоять из 17 человек: выездной бригады в составе четверых слесарей и мастера, а также электрика, сварщика, двух трактористов, водителя авто, четверых собирающих плату за воду кассиров, инженера и бухгалтера.
По имеющимся в редакции данным, офис ООО «Сампурский коммунальщик» будет располагаться на улице Советской п. Сатинка - в здании бывшего военкомата, а под базу администрация района отвела часть помещений и территории здания бывшего КБО.
Начинать с нуля новоиспечённому комхозу всерайонного масштаба будет нелегко. Однако организационные трудности раньше или позже преодолеют, а вот…
Потянет ли он такую махину? По нашим подсчётам, на баланс, то есть на обслуживание «Сампурскому коммунальщику» передадут одних только водопроводных сетей 96,4 километра! А вместе с ними порядка 40 водонапорных башен и сотни водоразборных колонок.
И всё же тревожат, прежде всего, не технические вопросы. Памятуя о судьбе обанкротившегося Сатинского МУП ЖКХ и его более молодых «родственников» МУков, учредителям «Сатинского коммунальщика» нужно основательно подумать и просчитать экономическую составляющую проекта, без которой все усилия в конечном итоге могут оказаться тщетными.
Новое предприятие не может позволить себе роскошь работы с убытками: необходимо людям платить зарплату, закупать запчасти, а в перспективе - новую технику, обустраивать базу…
На расходы, связанные с процессом организации, ООО «Сампурский коммунальщик» из местного бюджета получит чуть более одного миллиона рублей, а дальше ему в основном придётся рассчитывать только на себя.
Мы не экономисты, но, думается, что с такими тарифами, которые сегодня действуют на территории сельсоветов, «Сампурский коммунальщик» пойдёт на дно. А вместе с ним и мечты о более или менее достойном благоустройстве нашей жизни.
Очевидно одно: совсем скоро власти предстоит принять непростое решение. Каким оно будет? Ждать осталось совсем немного.

Автор:Владимир Поветкин