Лента новостей
Статья1 февраля 2017, 09:49

Лидия ГРУЗДЕВА: «Курс на модернизацию системы образования будет продолжен»

Время диктует необходимость ускорения процессов модернизации. Именно образование должно находиться в авангарде качественных изменений. В 2016-2017 учебном году районная система образования продолжает участие в реализации перспективных проектов, ведёт работу по внедрению стандартов на основной ступени обучения, пополняет материально-техническую базу.

О том, с какими результатами учреждения образования района перешагнули «экватор» учебного года и перспективах, рассказала начальник отдела образования администрации района Л. Груздева.


– Лидия Алексеевна, образование – одна из немногих сфер, где итоги подводят дважды в год: в июле, по завершении экзаменационного периода, и в декабре. Какой система образования вошла в 2017-й?
– В районе функционируют 4 образовательных учреждения: Первомайская средняя общеобразовательная школа с 19-ю филиалами (в том числе с 3-мя отделениями дошкольного образования), 2 учреждения допобразования и Первомайский детский сад с 6-ю филиалами. В школе обучаются 2805 детей, 2694 учащихся и 111 детей из дошкольных отделений. Насчитывается 189 классов-комплектов, средняя наполняемость составляет 14,3 человека. На базах корпусов и филиалов школы действуют волонтёрские отряды, патриотические клубы. В 2016-2017 учебном году в рамках оптимизации были закрыты 5-7 классы в филиале школы в Парижской Коммуне, прекращён приём учащихся в 10 класс в Иловай-Рождественском филиале. Подвозят учащихся (559 детей) 17 школьных автобусов. В 2016 году в район поступило 6 новых автобусов.
Как уже было сказано, дошкольное образование представлено Первомайским детским садом с 6-ю филиалами, 3-мя филиалами дошкольного образования с 6-ю группами полного дня и организацией вариативных форм дошкольного образования на базе Первомайской школы. Различными формами дошкольного образования охвачен 1261 ребёнок. Действуют 2 учреждения допобразования, но программы допобразования реализуются и на базах школы и детского сада. В Доме детского творчества работают 16 творческих объединений, которые посещают 535 юных первомайцев. Ещё 768 детей посещают секции детско-юношеской спортивной школы, которая работает по четырём направлениям: футбол, волейбол, греко-римская борьба и художественная гимнастика. Средняя зарплата учителя составляет 22157 рублей, педагогических работников школы – 21796 рублей, работников учреждений дошкольного образования – 19050 рублей, допобразования детей (ДДТ и ДЮСШ) – 19907 рублей.

– На августовской конференции чествовали молодых педагогов. Каким образом удаётся привлекать молодёжь?
– Без квалифицированных кадров модернизация невозможна. В целом, образовательные учреждения обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами. В школе, детском саду и учреждениях допобразования работают 436 педагогических и 29 руководящих работников. Высшую квалификационную категорию имеют 10 педагогов, первую – 188. Учителя проходят курсы повышения квалификации, ведь с современными детьми может работать только высокообразованный педагог, владеющий информационными технологиями. Ведётся работа по подготовке молодых специалистов – восемь студентов обучаются по целевым направлениям. В 2016-2017 учебном году в педагогический коллектив влились 6 молодых специалистов. Все они получили единовременную выплату в размере 120 тысяч рублей. Материальную поддержку молодые педагоги получили авансом – согласно трудовому договору, в системе образования им предстоит работать минимум три года. В случае преждевременного расторжения договора педагог должен вернуть денежные средства пропорционально неотработанному периоду. Кроме того, молодые специалисты в течение трёх лет получают ежемесячную доплату в размере 2300 рублей, как и все педагоги, пользуются льготами на оплату коммунальных услуг, и в случае, если речь идёт о сельском учителе, обеспечены бесплатным проездом на школьном автобусе. Молодым педагогам есть, к чему стремиться – перед их глазами пример опытных учителей. К примеру, в прошлом году победителями конкурса «Народный учитель Тамбовской области-2016» стали учитель истории и обществознания первого корпуса школы Ираида Николаевна Морковина, учитель химии и биологии филиала школы в Заводском Владимир Васильевич Филатов и учитель русского языка и литературы Иловай-Дмитриевского филиала школы Галина Николаевна Чермошенцева. Лучшими же воспитателями Тамбовской области 2016 года стали Анна Ивановна Демченко, Антонина Анатольевна Жукова, Марина Юрьевна Калгушкина.

– Шестой год система образования развивается в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов, четвёртый – в условиях нового закона «Об образовании в Российской Федерации»...
– Ко всему перечисленному добавлю, что уже третий год школьники сдают нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», вводится профстандарт учителя. Работа в этих направлениях изменила не только требования к ученику и учителю, но и в целом школу. В связи с введением ФГОСов для начальной школы, а теперь и среднего звена закупаются учебники, кабинеты оснащаются оборудованием и мебелью, учителя проходят курсовую подготовку. В конце прошлого учебного года все обучающиеся четвёртых классов писали всероссийские проверочные работы. По сути, это привычные для школьников и педагогов итоговые контрольные, проверочные и самостоятельные работы, диктант. Результаты используются для выявления проблем системы образования и совершенствования содержания и технологий обучения. Все учащиеся подтвердили свои оценки. По ФГОСам работает и детский сад, на базе которого создана региональная инновационная площадка по проблеме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности как одной из эффективных форм работы с детьми в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

– Законом «Об образовании в Российской Федерации» введены платные образовательные услуги. Это «новшество» вызывает непонимание со стороны родителей. Что же такое платные дополнительные услуг?
– В законе чётко прописано, что каждый гражданин РФ имеет право на получение доступного и качественного бесплатного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Платные услуги не могут быть оказаны взамен бесплатных. Образовательное учреждение имеет право оказывать дополнительные платные образовательные услуги, которые дают детям возможность получить знания сверх государственных образовательных стандартов, или не входящие в перечень образовательных программ. Все платные дополнительные услуги предоставляются в соответствии с запросом обучающихся и их родителей. К примеру, популярной услугой в детских садах стало изучение основ английского языка. В школе же предпочтение отдаётся дополнительным занятиям для усиленной подготовки к ЕГЭ.

– К слову, об экзаменах. Какой уровень знаний показывают первомайские выпускники?
– В прошлом учебном году государственные экзамены сдавали 249 девятиклассников и 130 одиннадцатиклассников. Все были допущены к итоговой аттестации. 25 выпускников получили аттестат с отличием и награждены медалью «За особые успехи в учении». Достойный уровень знаний показывают и выпускники-2017. С сентября по декабрь проводились школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников. В школьном этапе участвовали 1552 учащихся. Победителями стали 82 ученика, призёрами – 278. В муниципальном этапе участвовали 282 ученика, определены 17 победителей и 42 призёра.

– На государственном уровне заявляется о значимости создания системы поиска и поддержки талантливых детей. Одарённые дети есть и в нашем районе. Какие условия созданы для их развития?
– В нашем районе немало талантливых детей, считаю, для их развития есть условия. С детьми, проявляющими себя в творчестве, спорте, занимаются педагоги допобразования школы, ДДТ, ДЮСШ и школы искусств. На базе ДДТ создан центр по работе с одарёнными детьми. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются по четырём направлениям: художественное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое. Эти занятия доступны каждому ребёнку. Работа даёт свои результаты – дети заявляют о себе на районных, областных, межрегиональных конкурсах и олимпиадах.

– Не меньшего, а, может, и большего внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья...
– С 2012 года в районе реализуется программа «Доступная среда», в рамках которой проведена большая работа по созданию равных условий для обучения всех детей. Участниками программы стали третий корпус и Иловай-Дмитриевский филиал школы, где в соответствии с потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья был проведён ремонт, обустроены пандусы, завезено оборудование. В филиале же детского сада «Дружба» в рамках областной программы «Право быть равным» действует служба психологической поддержки «Лекотека».
В 2016-2017 учебном году Первомайская школа начала работать по Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе 100 учащихся имеют заключение областной психологической медико-педагогической комиссии (не все они имеют группу инвалидности). 10 из них занимаются по ФГОСам: трое учатся в общеобразовательных классах, один занимается по коррекционной программе для детей с аутистическими расстройствами, для одного ученика разработана специальная индивидуальная программа реабилитации, шестеро обучаются в коррекционном классе по программе для детей с задержкой психического развития. В школе 43 ребёнка-инвалида, 26 из которых занимаются в общеобразовательных классах и 17 – индивидуально, в том числе трое детей-инвалидов учатся с использованием дистанционных технологий.

– Какие задачи на 2017 год стоят перед системой районного образования?
– Будем продолжать развивать вариативные формы дошкольного образования, обновлять содержание общего образования (введение ФГОСов, реализация предметных концепций, участие в создании вариативных модулей внутренней системы оценки качества общего образования). Будет совершенствовать работу по непрерывному профессиональному росту педагогов, увеличению доли детей, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленностей. Продолжим работу в таких направлениях, как выявление и поддержка одарённых детей, развитие физкультуры и спорта, поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Автор:Анастасия Моисеева