Много в России храмов, и немало среди них "новостроек". Горят в лучах солнца их купола, необыкновенной красоты иконостасы и "золотые" Царские врата преграждают вход в алтарь. И светло в этих храмах, и тепло, и просторно. Но почему-то иные паломники предпочитают им другую церковь. Деревянный "скелет" вместо купола, разрушенные ступени, отсутствие иконостаса и Царских врат, сигнальные ленты, натянутые тут и там, которые ясно говорят: пребывание в храме может быть опасным. И ещё ободранные испещрённые надписями стены. И цепь, что когда-то удерживала паникадило, а теперь сиротливо болтается без всякого дела…
Речь идёт о храме Воскресения Христова в бывшей усадьбе Воейковых, хорошо известной на Тамбовщине. Он редкостен уже по одному своему названию: немногие престолы освящаются во имя величайшего чуда на земле. И будто оправдывая это название, церковь осталась единственным в селе памятником эпохи. Дом и другие постройки в пору атеистического ожесточения снесены до основания. Храм же, израненный, но живой, стоит вопреки общественным бурям и чает воскрешения.
У всякого сокровища должны быть хранители. В отношении Воскресенского храма эту роль выполняют супруги Васильевы. Сегодня их величают отцом Владимиром и матушкой Надеждой, а в прошлом это обычные миряне, занимавшие довольно значительные руководящие должности. С храмом они "познакомились" давно. Лет сорок назад, будучи совсем молодыми супругами, приезжали в гости к родственникам Надежды в посёлок Сибирский: путь лежал мимо Старой Ольшанки. Смешанные чувства при виде монументального сооружения с покосившимся крестом охватили будущего священника и его спутницу жизни: благоговение перед величием и недоумение перед варварством, восхищение красотой и боль за поруганную святыню. Отец Владимир вспоминает:
- Страшное запустение царило здесь. Глухой кустарник подступал к самым стенам храма. Умирающий пруд всё более мелел, затягивался тиной, зарастал камышом, высыхал. Склепы, где когда-то были похоронены священники, осквернены, разрушены. Двери храма сорваны с петель, разломаны, оконные стёкла разбиты, крыша практически отсутствовала. Чудом сохранился польский наборный паркет в центральной части церкви, а в алтарной он был выжжен. И мусор. Повсюду кучи мусора…
Удивительно: о бедственном положении исторического памятника, православной святыни Старой Ольшанки знали многие, но прошли десятилетия, прежде чем появилась надежда на спасение Воскресенского храма. Это случилось вскоре после паломнической поездки Васильевых в Псково-Печерский монастырь, где им просто чудом удалось побеседовать с тамошним старцем и получить его благословение на восстановление церкви Воскресения Христова. "Молитесь и трудитесь", - сказал старец, и супружеская чета не преминула последовать мудрому наставлению. В один из обычных, ничем не примечательных дней вооружился Владимир топором и ножовкой, Надежда прихватила грабли и веники, и отправились они вдвоём наводить порядок в бывшей усадьбе. Никого о своём намерении в известность не ставили, никого о помощи не просили, но в одиночестве не остались:
- Как в село вошли, так нас приметили. Начали интересоваться, куда да зачем мы путь держим. Мы объясняли, а они спрашивали: "Можно ли и нам с вами?". Пока до места дошли, к нам 20, а то и все 30 человек присоединились.
Дружно взялись сельчане за дело. Вмиг поредели, а затем и отступили от храмовых стен дремучие заросли кустарника, исчезли горы мусора. Нашлись в Старой Ольшанке мастера, изготовившие и установившие решётки в оконных проёмах "подвала". Спустился Владимир на чисто прибранный руками женщин цокольный этаж церкви и ахнул от изумления. Настолько необычно было это помещение: украшенное многочисленными арочными проходами, перекрытое сводами, покоившимися на шести массивных опорах и столбе, расположенном в геометрическом центре шестиугольника.
- Тогда я подумал: здесь уже сейчас можно проводить службы. Нужно только застеклить окна, поставить двери…
За этим дело не стало. А кроме того, обустроили староольшанцы алтарную часть, из фанеры да деревянных брусьев смастерили Царские и боковые (диаконские) врата, которые расписала местная жительница Антонина Алексеевна. И вот - долгожданный, счастливый момент: в 2009 году на Троицу настоятель Христорождественского храма г.Уварово отец Владислав (Сысолятин) совершил в Воскресенской церкви первое за многие десятилетия богослужение!
Шли дни. Районные власти всерьёз занялись благоустройством усадьбы Воейковых. Ожил, заблестел водной гладью старый пруд, на его берегу начали появляться яркие цветники и даже памятники. Понемногу благоустраивался и храм, а желающие поучаствовать в благом деле его восстановления появлялись как бы сами по себе или по промыслу Божию. Побывал однажды в Старой Ольшанке известный на Тамбовщине фотограф Рудаков и впечатлённый увиденным предложил поехать в усадьбу Воейковых своему другу бизнесмену, занимающемуся установкой окон. Тот на приглашение откликнулся, а позже, стоя у подножия Воскресенской церкви, задумался. Затем сказал:
- Полностью храм восстановить не могу, не по силам мне. Но окна я вам сделаю.
К делу подошёл не формально, с душой. Сам решил, что привычные всем белые пластиковые рамы для храма не годятся, а вот цвета золотистого дуба - в самый раз. Он же в прошлом году оказал ещё одну неоценимую услугу приходу. Отец Владимир рассказывает:
- Жительница Москвы пожертвовала немалую сумму на то, чтобы установить цветные стёкла в световых проёмах подкупольного барабана. Только выполнить такую работу оказалось чрезвычайно трудно - высоко очень, неудобно. Но наш старый знакомый выход из положения всё-таки нашёл, привёз специальные леса - такие большие металлические конструкции.
Ещё одного спонсора не устают благодарить прихожане храма - предпринимателя Юрия Осипова. Как-то обратились к нему Васильевы с просьбой подарить приходу какие-нибудь ненужные железные листы:
- Хоть ими дверные проёмы загородим, чтобы ребятня в храм не лазила, стены не расписывала, не мусорила, костры не жгла.
Юрий Михайлович долго не думал:
- Да зачем же мы листами что-то там загораживать будем. Сделаем настоящие двери.
И сделал: железные, красивые. Да ещё и козырьки при входах на нижний этаж установил.
Много ещё добрых, неравнодушных людей участвовали и участвуют сегодня в восстановлении храма Воскресения Христова. С их помощью были положены дощатые полы, сооружена крыша. В церкви появились иконы: говорят, что одна из них - Казанская икона Божией Матери - когда-то находилась именно в этом храме, а после его разрушения была на сохранении у местных жителей.
Приход живёт полноценной жизнью, в церкви проходят богослужения, совершается Таинство Святого Причастия. Отец Владимир утверждает, что иногда на службу собирается больше народа, чем можно увидеть в других сельских и даже городских храмах. В церкви есть своя небольшая библиотека: духовная литература пользуется спросом у местных жителей. В Старую Ольшанку ежегодно совершаются Крестные ходы - в них принимают участие паломники не только из Уваровского, но и из других районов. Всё больше благоустраивается территория усадьбы Воейковых: высаживаются молодые деревца, строятся удобные скамейки, беседки, регулярно окашивается сорная растительность…
Всё это радует супругов Васильевых, но они понимают: до полного восстановления храма ещё очень далеко. Может, немало лет пройдёт до того момента, как засияют в лучах солнца его купола и отреставрированные кресты, когда не понадобятся больше сигнальные ленты, преграждающие путь к винтовым лестницам, ведущим на хоры и колокольню, когда подняться к дверям церкви можно будет не по каменному крошеву, а по крепким ступеням. Не пугает хранителей жемчужины тамбовской земли долгое ожидание. Говорят:
- Всему своё время на этой земле. Вокруг много хороших людей, которые сейчас вместе с нами думают о храме, помогают ему. Найдутся и те, кто не оставит Воскресенскую церковь и после нас…