«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь — учат в школе, учат в школе, учат в школе…» — незатейливые слова известной песни Владимира Шаинского отражают лишь малую частицу той огромной роли, которая сегодня отводится школьному образованию. Оно масштабно, изменения в этой сфере происходят очень часто и серьезные. Об этом и многом другом мы поговорили с руководством Никифоровской школы №2.
Со школой связана большая и значимая часть жизни каждого человека. Мы приходим в альма-матер несмышлёными малышами, а покидаем его стены вполне самостоятельными и уверенными людьми. Период становления длиною в 11 лет во многом определяет жизненную перспективу человека на долгие годы вперёд.
— Современный мир очень подвижен и стремителен. Мы прекрасно понимаем, что содержание образования во многом определяет успех наших выпускников в будущем. Именно поэтому образовательные программы нашей школы ориентированы на личность ребёнка, на то, чтобы все ученики, во-первых, научились учиться, во-вторых, научились решать как стандартные, так и нестандартные жизненные ситуации, — рассказывает Александр Михайлович Григин, директор средней школы №2. — Мы с коллегами исходим из запросов времени и на практике стремимся реализовать современную модель развития школы, отвечающую требованиям общества.
За этими типовыми профессиональными формулировками и фразами стоит каждодневный, напряжённый и во многом результативный труд педагогического коллектива школы.
— Результативный, пожалуй, ключевое слово в этом ряду, — уточняет Александр Михайлович. — И для достижения хорошего результата мы используем самые разные профессиональные инструменты. Новый образовательный стандарт определил требования, которым должны соответствовать наша деятельность и условия обучения. Собственно, их и придерживаются учителя, применяя на уроках проектные, игровые, информационные, здоровьесберегающие технологии, ориентированные на личность каждого ребёнка. К счастью, у школы имеются для этого необходимые кадровые и материально-технические ресурсы. Большое значение мы придаём и воспитанию общечеловеческих ценностей. И здесь нельзя переоценить роль муниципального центра духовно-нравственного воспитания «Восхождение», открытого на базе нашей школы несколько лет назад. В прошлом учебном году начала свою работу «Социальная гостиная», созданная для школьников, нуждающихся в особом внимании и поддержке. Наши педагоги много работают с одарёнными детьми.
Фундамент качественного образования, несомненно, закладывается ещё в начальной школе. По словам Ольги Валентиновны Коньковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, педагоги начальных классов являются достаточно компетентными, поэтому ученики младших классов успешно осваивают школьную программу. За три последних года качество знаний в начальной школе составило 75 процентов, неуспевающих ребят нет.
Большую роль в подготовке детей к школе играет выравнивание их стартовых возможностей и создание условий для успешной адаптации. С этой целью с октября по апрель эффективно работает «Школа будущего первоклассника». Главной её целью является всестороннее развитие ребёнка, его интеллектуальных и творческих способностей. Родители это понимают и охотно принимают, поэтому с каждым годом число детей Школы будущего первоклассника растёт.
В свою очередь Галина Евгеньевна Кузнецова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, считает одним из основных показателей работы школы успешное прохождение государственной итоговой аттестации выпускниками:
— В 2016/17 учебном году все 13 выпускников 11-х классов были допущены к государственной итоговой аттестации, успешно выдержали её. Три выпускницы награждены медалями «За особые успехи в учении». Сумма баллов по итогам трёх экзаменов у медалистов в среднем составила 237,6. Практически по всем предметам средний балл выпускников нашей школы является одним из лучших в районе, по некоторым предметам — даже выше областных. И что самое приятное, наши выпускники всегда подтверждают свои знания, обучаясь в различных вузах страны.
Итоги первого полугодия, стартовавшего пять месяцев назад, также принесли немало поводов для оптимизма и успешного движения вперёд. Достойные результаты показали и пробные ЕГЭ и ГИА по русскому языку и математике. Все учащиеся выпускных классов хорошо справились с экзаменационными заданиями.
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 35 учеников стали победителями и призёрами, 6 приняли участие в региональном этапе, 1 уже отмечен дипломом призёра.
Существует мнение, что в школе сегодня большие нагрузки. И в этом, вероятно, есть своя доля истины. Но, как говорил великий русский полководец И.В.Суворов: «Тяжело в учении, легко в бою». И многие ученики школы №2 — настоящие бойцы, ведь они ещё сражаются за право быть сильнейшими. Так считает и Галина Александровна Погребнёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
— Назову лишь несколько имён: шестиклассник Егор Кретинин стал победителем конкурса на соискание именных стипендий и грантов губернатора Тамбовской области, восьмиклассник Иван Буравлёв выиграл межрегиональный конкурс ученических проектов «Родное слово», одиннадцатиклассница Екатерина Скрипкина в составе сборной Тамбовской области приняла участие в международной олимпиаде «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», где удостоилась особого Благодарственного письма, две ученицы выиграли путёвки в Международный детский центр «Артек» по итогам конкурса портфолио, победительницей сразу четырёх значимых региональных конкурсов, в том числе научно-практической конференции, стала десятиклассница Елизавета Тишкова. И это — только малая часть школьной копилки достижений.
Понятно, что залог успеха даже самого талантливого ученика — это не только его способности и усилия, но и заслуга учителя, наставника. Педагоги школы активно повышают свой профессиональный уровень. Среди них — участники областных и всероссийских научно-практических конференций, победители и призёры муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года» (О.В. Конькова, Г.Е. Кузнецова, Н.А. Тарасова), «IT-учитель» (Т.А. Кулешова, Н.А. Дмитриевцева, Е.В. Козлова), «Лидер XXI века» (В.М. Слепых), «Педагог-психолог года» (А.Я. Кривец), «Педагог-библиотекарь года» (А.С. Смагина), «За нравственный подвиг учителя» (В.А. Андреева, Г.А. Погребнёва), победитель Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (Л.В. Щербакова).
Современная система образования такова, что учителю, как и ученикам, невозможно не учиться, профессиональная компетенция является условием повышения качества образования. В самой ближайшей перспективе педагогам предстоит покорить ещё одну вершину — освоить Национальную систему учительского роста.
— В нашей школе создан свой комфортный микроклимат, налажены контакты с социальными партнёрами и родителями, — говорит руководитель школы А.М. Григин. — Мы, безусловно, ценим наши успехи. А вектором движения вперёд для нас является Программа развития нашего образовательного учреждения «Школа нового времени», рассчитанная на 2016-2021 годы. Её основная задача — подготовить к взрослой жизни креативного и мыслящего человека, нацеленного на образование и творчество, уважающего культуру и духовные традиции своего народа, осознающего ценность науки, труда и творчества.
Задача благородная и в то же время сверхсложная. И решать такую задачу коллективу школы №2, несомненно, удаётся.