Лента новостей
Статья28 февраля 2018, 07:00

Слепой музыкант

В этих двух коротких предложениях польского поэта, писателя-сатирика и автора афоризмов Станислава Ежи Леца нетрудно уловить глубокий философский смысл: слепота начинается не с глаз, а с сердца, когда оно перестаёт видеть.

Сердце староюрьевского слепого музыканта Виктора Максимовича Николаева, почти сорок лет отдавшего работе аккомпаниатора на баяне, всегда было наполнено любовью к людям и музыке, что делало его жизнь духовно богатой и цельной.

Своими воспоминаниями о нём с читателями делится Нина Петровна Цурикова:

«Встреча с Виктором Максимовичем не могла не состояться в моей жизни. С юных лет я тянулась к искусству – музыке, пению. Это неизбежно привело меня на сцену - сначала на школьную, потом в районном Доме культуры.

Для дебюта в РДК репертуар мне подобрал мой наставник Николай Лаврентьевич Тимошин. Песни итальянского мальчика Робертино Лоретти как нельзя лучше соответствовали диапазону моего юношеского высокого голоса - сопрано.

И вот состоялась первая репетиция и знакомство с аккомпаниатором – Виктором Максимовичем Николаевым. Я была удивлена, увидев обычного, ничем не выдающегося мужчину с баяном на плечах. Несколько странным показался взгляд его бледных серо-голубых глаз, устремлённых в потолок, как будто он там читал ноты, которые тут же воспроизводили его быстрые пальцы на клавиатуре баяна. Потом я узнала, что он слепой. Мелодию моей песни «Санта-Лючия» он моментально подобрал на слух в нужной тональности. Я была просто шокирована точностью воспроизведения мелодии.

Дебют прошёл очень успешно, на «бис». Наше творческое содружество продолжилось. Мы выступали не только на сцене РДК, но и участвовали в выездных концертах во всех сёлах района, на полевых станах, в соседних сёлах нашей области.

Наш Максимыч, как ласково все его называли, был незаменим и всегда востребован. Он осуществлял музыкальное сопровождение как народных песен, так и песен из кинофильмов. Под его баян звучала и классика - романсы и даже арии из опер. И всё без нот, только на слух!

Помню замечательную солистку Александру Маркину, которая исполняла на концертах романс Алябьева «Соловей». Красавица с нежным голосом долгое время украшала сцену своими выступлениями вместе с Ниной Пустоваловой, у которой был низкий альтовый голос. Они дуэтом пели классические произведения.

Неизменным успехом пользовалась у публики частушечница Сталина Копылова. А Раиса Баранникова пела испанские и итальянские песни тоже «под Максимыча».

В новом здании Дома культуры, которое было построено в 1961 году (руководил стройкой мой отец Пётр Давыдович), в просторном фойе по выходным устраивались танцы. И здесь без нашего баяниста не обходилось: он выполнял любые заявки – вальсы, танго, плясовые.

Я всегда удивлялась его фантастической выносливости: выдерживать такие нагрузки, поездки не так-то просто! Видно, Бог давал ему силы, компенсируя природный недуг – отсутствие зрения.

Ходил Максимыч всегда с палочкой, на сцену его выводил и сажал кто-либо из работников Дома культуры или участников концерта. Его оптимизм и добродушный нрав всегда создавали атмосферу дружелюбия в коллективе. Он умел пошутить, любил поговорить на разные темы. Людей узнавал по голосам и даже по шагам. Знакомясь с новым человеком, внимательно прислушивался к его голосу и потом уже никогда не ошибался. Здороваясь при встрече, называл всегда по имени.

Огромный творческий труд слепого музыканта вписал яркую страницу в летопись культурной жизни нашего района. Он долгое время был незаменимым аккомпаниатором не только в районном Доме культуры, но и сельских клубах, где помогал проводить праздничные мероприятия, никому никогда не отказывая в этом.

Кроме всего прочего Николаев руководил местным отделением общества слепых и даже ездил на совещания в Тамбов. Контора, где он проводил собрания с членами общества, находилась в ветхом здании там, где сейчас находится магазин «Орхидея». Максимыч частенько просил меня помочь в проведении мероприятий – исполнить песни, прочесть стихи.

Своим детям он тоже старался привить любовь к музыке, и они учились в музыкальной школе.

Нелёгкая судьба не озлобила этого человека, не сделала его замкнутым, угрюмым. Он никогда никому не завидовал, а просто жил, отдавая все силы любимому делу. Не бывает наград у таких людей, не ставят им памятников. Но остаются в сердцах людей воспоминания о том добром, счастливом времени…

Песни под баян, танцы «под Максимыча»! Как это было недавно, как это было давно…»

Удивительно, как в судьбе скромного человека, слепого музыканта Виктора Максимовича Николаева отразилась история нашего района, один из периодов становления его культуры.

А биография самого музыканта умещается всего в несколько строк. Родился в деревеньке Артёмовке Знаменского района 22 июня 1928 года, учился в школе для незрячих, где начал заниматься музыкой. Затем поступил в Тамбовское культпросветучилище по классу баяна, подружился со студентами из нашего района.

По окончанию учёбы попросил, чтобы его направили работать в Староюрьевский район.

С 1956 и по 1993 год работал баянистом в районном Доме культуры. Под его аккомпанемент исполнялись вокальные и танцевальные номера, развивалась художественная самодеятельность района. Часто его приглашали играть на свадьбах. Виктор и сам создал семью. В браке с Марией Куликовой у него родились двое детей - Владимир и Татьяна.

Умер Виктор Максимович Николаев шестнадцатого сентября 1994 года на шестьдесят четвёртом году жизни.

В юбилейный для нашего района год Максимыч тоже мог бы отметить свой девяностолетний год рождения…

Пусть этот очерк будет данью памяти этому замечательному музыкальному виртуозу, который при всех его достоинствах всегда оставался актёром второго плана, как принято говорить в кино и театре. Его место всегда было в уголке сцены, но роль свою он всегда исполнял достойно и с большим вдохновением.
Автор:Записала Ольга Стребкова. Фото предоставлено Ниной Цуриковой