Лента новостей10
Статья14 марта 2018, 14:56

Знатная доярка района

Знатная доярка района
Этот день для нас, корреспондентов "Уваровской жизни", начался в сельсовете Нижнего Шибряя, куда мы приехали, чтобы пообщаться с сельчанами. Нас очень гостеприимно встретили. И вот мы сидим в кабинете, а напротив меня спокойная, красивая женщина, у которой до сих пор, когда она говорит о своей любимой работе, горят глаза. Её трудовые руки спокойно лежат на коленях. Мария Яковлевна Строкова - знатная доярка Уваровского района, кавалер ордена Трудовой Славы.

Всю свою жизнь Мария Яковлевна прожила в Среднем Шибряе. Здесь родилась, отсюда ходила в школу, здесь встретила свою судьбу, была счастлива и пережила немало испытаний, выпавших на долю их семьи.
Детство пришлось на военные годы - родилась Маша 25 февраля 1939 года. Вспоминать его не любит, было детство тяжёлым и трудным. Надо было помогать матери, и уже в пятом классе сразу после школы девочка торопилась в колхоз. Из-за малого возраста трудилась на подсобных работах, грузила силос, работала на свёкле за трудодни.
После семи классов стала трудиться в колхозе уже постоянно. В девятнадцать лет вышла замуж за Александра Строкова.
- Семья мужа очень хорошая, меня приняли тепло, - вспоминает Мария Яковлевна. - Друг за другом родились у нас с Сашей трое детей: в 1959-м сынок Коля, через год - дочь Танюша, ещё через два - Тамарочка. Жили мы в родительском доме мужа, 28 лет - со свекровью Еленой Филипповной, но она для меня как мама была.

Выбор на всю жизнь
Когда младшей Томочке только год исполнился, руководство колхоза "Память Кирова" попросило Марию Яковлевну пойти дояркой на ферму, которая располагалась в Среднем Шибряе.
Сначала Мария сомневалась: как же оставить детей, малы они ещё. Но свекровь сказала: "Они и при тебе кричат, ну и при мне покричат и успокоятся. Иди, не переживай, управлюсь".
- У свекрови над дверью лежала хворостинка, - улыбается Мария Яковлевна. - Если кто забалует, она малышам пригрозит: "Сейчас пойду, возьму её". И всё - как отрезало, не озорничали. Но она никогда руки на детей не поднимала. Как она мне помогала! Так я на ферму дояркой и пошла, да с тех пор всю жизнь там и проработала.
Ферма располагалась за Средним Шибряем, ближе к Александровке. Корпус был маленький, деревянный. Ни о какой механизации тогда не было и речи. На дойку приходилось вставать в четыре - полпятого. Когда М.Я.Строкова только начинала работать на ферме, ходили на работу с фонарями. Ни по деревне света не было, ни в коровнике.
- Идёшь на ферму, глядишь - огоньки светятся, девчата тоже на дойку собираются, - вспоминает собеседница. - Сразу поступила на ручную дойку. У меня своя группа была, тринадцать коров. Берёшь ведёрки, поишь, чистишь, доишь. За соломой ездили сами. Скотники если привезут- скинут да поехали, мы скорее таскать, пока снегом не занесло. Было нас одиннадцать доярок, а осталось сейчас в живых только трое.
У каждой коровы было своё имя - Зорька, Машка, Дашка. Все привыкали и знали своих коров, и они доярок узнавали. Приходят на варок женщины, открывают ворота, а коровки каждая к своей доярке идёт.
Труд на ферме был тяжёлый. По утрам зимой вода в большом чане замерзала. Лёд дояркам приходилось долбить. Пока раздолбишь, донесёшь, сами все мокрыми становились.
- Не то слово, какая работа была тяжёлая, - вздыхает Мария Яковлевна, - но я её любила. Без коровок своих и дня прожить не могла. Мы с ними много времени проводили. Но и когда в обед не доили, тоже всегда заняты были: тюки таскали, убирали.

Мои любимые коровки
Намного облегчился труд доярок, когда при председателе колхоза Николае Павловиче Тетюхине была построена новая большая современная трёхрядная ферма, которая была не только в колхозе, но и в районе примером. Кормушки были побелены, коровки по одной стояли. Для навоза был сток специальный. Всего на ферме было больше 200 коров. Работать стало намного приятнее, хотя нагрузка на доярку увеличилась, когда с ручной дойки перешли на механизированную. Вместо тринадцати коров у Марии Яковлевны Строковой стало тридцать бурёнок.
- У нас на ферме стало красиво, мы на работу прямо летели, - продолжает Мария Яковлевна. - В красном уголке знамя стояло, шторки на окнах висели, всё было аккуратно, чисто. Телевизор, стиральная машина, душ - всё было. На дойку утром придёшь, аппараты включаешь, начинаешь доить. Потом аппарат разбирать надо, промывать. Отёл сами принимали. Халат оденешь, примешь телёнка и отнесёшь в клетку, а она чистая, побелённая. Недели две-три отпаивали, потом, какие подходили, отвозили в центральное отделение. Тут у меня и награды пошли, я вышла в передовые. Премию и телятами давали, и денежную. Даже знатной дояркой стала, орден вручили.
Доярки говорят, у коровы молоко на языке. Как ты скотинку покормишь, так и она тебе ответит. За коровами каждый день уход нужен, больная ты или здоровая - а про неё не забывай, поэтому работа была без выходных и отпусков. Занимались доярки и сенокосом: косили, сгребали, скирдовали.
- На обед домой прибежишь - скорее за дела, а дома тоже большое хозяйство: корова, поросята, гуси, куры, - говорит М.Я.Строкова. - Муж, Александр Яковлевич, работал механизатором-свекловодом. Тоже с утра до ночи в поле. Дети небольшие, да и дома дела делать надо - попросила Н.П.Тетюхина, чтобы мужа перевели ко мне на ферму. Так нам легче стало, он утром за скотиной ухаживал, а я с дойки приходила, уже все дела доделывала.
Свекровь парализовало, ноги не ходили, передвигалась она с помощью табуретки. Но, как говорится, "живой замок" дома: за детьми приглядывала. Готовили в то время на керосинке, дочки помогали, когда немного подросли.
Свою работу Мария Яковлевна очень любила, её ценили в колхозе, поощряли. Как передовая доярка Мария Яковлевна часто бывала на разных семинарах.
- Нас учили многому: например, получила права механизатора, - говорит Строкова. - Я была военнообязанной, народным заседателем в суде, восемь лет депутатом сельсовета. Старалась везде успевать.
На долю Марии Яковлевны выпало немало трудностей и горестей. В 48 лет она овдовела, но руки не опустила, жила детьми, любимой работой. Ещё одним ударом для неё было, когда закрыли ферму.
- Я очень мучилась. Когда коров угнали, я осиротела, - вздыхает Мария Яковлевна. - Привыкла рано вставать, очень долго я потом просыпалась, как на дойку. Всё вроде мне надо спешить. Потом вспомню, что нет моих коровок, и так тяжело на душе становилось. Стояли они у меня перед глазами.
Три года до пенсии М.Я.Строкова свекловичницей трудилась. Бригада состояла из семнадцати человек.
- Я за девчатами первое время не успевала, - продолжает Мария Яковлевна. - Они привыкли: раз-раз и побежали, а я копаюсь. Спрашивают меня: "Ты что там делаешь-то?". Зато первая прополка пройдёт - у них сор, а мои рядки чистые. Потом и скорость пришла. Борозды были длинные, мы в день проходили только полтора гона…
Давно уже Мария Яковлевна Строкова на пенсии. За свою работу награждена многими почётными грамотами, знаком "Победитель соцсоревнования", ей было присвоено звание "Знатная доярка района", вручены орден Трудовой Славы 3-й степени, юбилейные медали. Большая, славная, достойная жизнь у простой русской женщины.
Автор:Елена Уварова