Более двадцати лет в пожарно-спасательной части №20 ФГКУ «Второй отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области» прослужил майор внутренней службы И. А. АКУЛИНИН. Сегодня, в канун своего 45-летнего юбилея, он рассказал корреспонденту «ЖН» о том, какими были эти два десятка лет, и что за это время поменялось.
– Игорь Александрович, как вы попали на службу в пожарную часть? Это была мечта детства или все получилось волею судьбы?
– С детства я мечтал стать летчиком, но потом это желание перерос и решил посвятить свою жизнь тому, что ближе – сельскому хозяйству. Тем более парень я деревенский, вырос во 2-м Савальском и что такое работа на земле, знаю не понаслышке. После восьмого класса поступил на механическое отделение в Жердевский техникум сахарной промышленности, а после его окончания продолжил обучение в Тамбовском институте химической промышленности по специальности инженер-механик сельского хозяйства.
Однако лихие девяностые задали другое направление моей дальнейшей деятельности. Начали приходить в упадок даже богатые колхозы и совхозы, молодые специалисты пришлись не к селу. Поэтому, когда М. В. Энговатов предложил пойти работать к ним в пожарную часть, я не задумываясь согласился.
– Как складывалась ваша карьера?
– Пришел в пожарную охрану я 10 ноября 1995 года, в аккурат на День милиции. Тогда начальником части был В. П. Рябцев (светлая ему память). Начал работать в должности рядового пожарного, и отработал приблизительно три года. После окончания вуза в 1998 году меня назначили начальником дежурной смены караула. А то, что образование разнилось с профессией, с лихвой окупилось практикой и регулярными курсами повышения квалификации.
Еще через три года я был переведен на должность инженера части. После аттестации в 2002 году надел погоны (тогда еще пожарные входили в систему МВД) и стал дознавателем, то есть специалистом, расследующим причины пожара. Далее поставлен начальником отделения надзорной деятельности и в течение трех лет занимался обследованием всех объектов в районе, которых в общей сложности порядка двух тысяч.
Тогда Госпожнадзор еще выдавал лицензии на строительство в соответствии с противопожарными требованиями, и возведение любого объекта начиналось и заканчивалось подписью сотрудников надзорной деятельности, причем также контролировался и сам процесс строительства. Но, к сожалению, в 2007 году противопожарную структуру из цепочки разрешений исключили. И теперь получается, что только после того, как объект уже сдан, выясняется, что построен он вопреки всем нормам противопожарной безопасности.
1 июня 2009 года мне предложили занять должность начальника части, я согласился.
А два с половиной года назад глава МЧС издал приказ, гласящий, что сотрудники МЧС, достигшие 45-летнего возраста, подлежат увольнению. И в настоящее время я готовлюсь передать полномочия своему преемнику. Куда планирую пойти дальше, пока не скажу, это мой маленький секрет.
– Игорь Александрович, что поменялось за 22 года работы в противопожарной сфере деятельности?
– Поменялось многое. Раньше наша часть занималась только пожаротушением. А после присоединения к системе МЧС к обязанностям добавились ликвидация последствий стихийных бедствий и обслуживание дорожно-транспортных происшествий. К примеру, у нас есть зона ответственности – федеральный участок дороги Р-22 «Каспий» протяженностью в 43 километра, куда дежурная смена выезжает на ДТП. Также мы ответственны за аварийное отключение электроэнергии, газа и теплоснабжения. Недавние подтопления в Д. Бедном и в Бурнакском сельсовете, где произошел разрыв трубы и пятьдесят домов оказались без газа, находятся под нашим контролем.
Одним словом, работы прибавилось.
– Каков в настоящее время кадровый состав и хватает ли рук во время ЧП?
– Всего у нас тридцать сотрудников. В каждой смене дежурят шесть-семь человек. Что касается рук, лучше приведу пример. Помните, в 2010 году горела вся Россия? Тогда мы были вынуждены ставить на дежурство по две смены, и одновременно работали четыре пожарные машины. Вот это была сила! Реагировали на все и вся. Мы не боялись куда-то не успеть, если одновременно поступало несколько сообщений. Тем летом помогали даже соседям, участвуя в тушении пожаров в Моршанске, Тригуляе, Воронежской области, ездили в Гусь-Хрустальный, где ребята целый месяц боролись с огнем, пока ситуация не нормализовалась.
А сейчас нам самим приходится обращаться за помощью.
Кстати, хочется сказать особое спасибо руководителям сахарного завода, элеватора, ООО «Тамбовский бекон», у которых имеются штатные машины, нередко привлекаемые к тушению пожаров. Это связано с тем, что на участках, где нет доступа к воде, можно потерять драгоценное время в ожидании, пока машина съездит на «дозаправку». Поэтому дополнительная помощь в подвозе воды буквально спасает ситуацию.
– Как часто в нашем районе бывают пожары, в которых гибнут люди?
– У нас нет таких сложных объектов, как в крупных городах, поэтому люди в огне гибнуть крайне редко. Например, в 2017 году не было ни одного пожара с погибшими. А вот нынешний год сразу же начался с жертвы. Но чаще всего такие трагедии в нашем районе происходят по одной и той же схеме: спиртное-диван-сигарета-труп.
– О военных, сотрудниках МВД, врачах и прочих написано множество книг и снято фильмов, а вот о пожарных мало что известно. Что же это такое – профессия пожарного?
– Представьте ситуацию: вас среди ночи будят с криком: «Пожар!». У некоторых людей от такого сообщения ноги отнимаются. В темное время суток чувство страха усиливается, появляется паника – это стрессовая ситуация для любого человека. А ребята из нашей части в таком режиме живут постоянно и каждый раз, выезжая на вызов, не знают, что там будет и чем все это закончится. Ведь заранее определить, что находится, например, в горящем сарае, невозможно. А если там баллон с газом?… Пожарные все время, спасая чужие жизни и имущество, подвергают себя опасности. И этим все сказано.
Принятие решений и организация спасательной работы, а вместе с тем и ответственность, ложатся на плечи начальников дежурной смены: А. В. Кульченкова, Г. А. Негодяева, С. С. Тимошенкова и Д. В. Тимофеева. Под их руководством ребята каждый раз самоотверженно и профессионально борются с огнем.
Свой опыт передают молодым А. В. Струков, А. М. Дурнин и В. В. Рябцев, проработавшие в нашей службе по 20 и более лет.
Кстати, 99 процентов личного состава имеют награды.
– Помимо работы есть ли Вам чем гордиться в жизни?
– Для меня гордостью являются мои сыновья Илья и Александр. Нам с супругой удалось воспитать в них самые лучшие качества. Став взрослыми, они оба приняли решение, как настоящие мужчины, посвятить свою жизнь службе Родине. Сейчас ребята учатся в Московском университете МВД России. Они оба пошли по стопам своего деда А. А. Акулинина, всю жизнь проработавшего в Жердевском районном отделе внутренних дел.
– Игорь Александрович, 30 апреля – День пожарной охраны. Ваши пожелания коллегам.
– В первую очередь я бы хотел поздравить с профессиональным праздником наших ветеранов М. В. Энговатова, М. К. Булавина, М. В. Селезнева, В. Г. Чуканова, А. Г. Колмакова, А. И. Орлова и других. Они не просто внесли многолетний вклад в деятельность пожарной организации, а много чему научили и нас. Счастья им и здоровья!
А тем, кто и сегодня стоит на страже пожарной безопасности, хочу пожелать сухих рукавов!