Сегодня в интернете много не только рекламы, литературы, игр и кино, но и психологических тестов. Но некоторые люди скептически относятся к качеству такого способа оценки психики. Доцент кафедры общей и клинической психологии ТГУ имени Державина Елена Дьячкова поделилась с РИА «ТОП68» своим мнением об эффективности и пользе интернет-методик.
— Лично я отношусь к психологическим тестам из интернета нормально, потому что, являясь специалистом, знаю, где взять профессиональные, и смогу определить ошибки или опечатки в самом тесте или в интерпретации результатов. Важно понимать, что в любом случае применять их и интерпретировать без вреда для психики человека может в первую очередь профессиональный психолог.
По словам психолога, тесты нравятся интернет-пользователям (иногда — вплоть до чрезмерного доверия) из-за склонности человека к самопознанию и рефлексии.
— Нам интересно узнавать о себе новое, даже если мы хорошо себя знаем. Плюс, когда мы обращаем внимание на себя, свои желания и потребности — это проявление любви к себе. И когда мы узнаём что-то позитивное и приятное о своих особенностях — в мозге выделяются гормоны радости. Мы лучше себя чувствуем.
Люди ищут в тестах ответы на вопросы о своём темпераменте, характере, эмоциональности, способностях, мотивации, воле, состоянии личности и сексуальности. На этапе выбора теста уже часто совершается ошибка: тесты строго разделяются на «мужские» и «женские». Как отметила Елена, в профессиональной психологии гендер имеет значение лишь в выявлении уровня маскулинности и феминности — если же он применяется к другим показателям, значит, тест не заслуживает большого доверия.
— В тестах развлекательного характера (они часто встречаются в журналах) также сразу выдаются советы и рекомендации, в то время как в профессиональных есть только интерпретация результатов обследования. Например, для оценки точного душевного самочуствия используются опросники, такие как САН «Самочувствие, активность, настроение» или проективные методики — цветовой тест Люшера и другие. Они только обозначают факты — но не являются руководством к действию.
Часто тесты любят проходить подростки. Они пробуют самые разные методики. В этом, считает Елена, нет большой пользы, так как каждый психолог подбирает для работы инструментарий индивидуально, подстраиваясь под особенности человека. Поэтому самостоятельная оценка своего ребёнка взрослым тестом или же подростковая самоинтерпретация результатов неизбежно приведут лишь к заблуждениям.
— В тестировании детей важна настройка на общение. Дети обычно не любят ситуацию обследования, и открываются лишь тому человеку, к которому испытывают симпатию. В тестах всегда учитывается возраст детей. Что же касается подростков — то для работы с ними существует целая отдельная научная дисциплина психологии, поэтому для каждого возраста нужно не только подбирать свой тест, но и своего специалиста.
Елена назвала несколько качественных тестов, которые можно пройти под руководством психолога:
- MMPI — многофакторный личностный опросник, более пятисот вопросов.
- Тест Кеттелла — исследует 16 факторов личности, 187 вопросов.
- Пятифакторный личностный опросник МакКрае — Коста «Большая пятёрка» — применяется в смежных с психологией научных дисциплинах, 75 вопросов.
- Тест Леонгарда — исследование характера
- Тест Лири — исследование межличностных отношений
Психолог также отметила, что результаты тестов — не приговор.
— Тестами в психологии называют объективные и стандартизированные (обязательно применяемые одинаковым образом) измерения, дающие качественные и количественные показатели развития у человека определённых свойств. Эти свойства соотносятся с нормами, и всегда идут на пользу, на построение плана дальнейшей работы. Поэтому, даже если в результатах у человека «всё плохо» — стоит воспринимать это вместо отчаяния как точку роста, с которой личность приобретёт новые качества и сможет перемениться к лучшему.