Лента новостей
Статья27 марта , 13:01

Дороги без опасности: юрист рассказал о парковке и установке шлагбаума во дворах

В рамках проекта «Тамбов: дороги без опасности» напоминаем ПДД, приводим мнение экспертов.

Фото: pixabay.com

РИА «ТОП68» продолжает проект «Тамбов: дороги без опасности». В новом материале — об организации движения во дворах и правилах парковки в них. Разъяснения дал исполнительный директор — руководитель Аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.

 

О сквозном движении и шлагбауме

В жилых зонах и дворовых территориях запрещается сквозное движение механического транспорта, то есть того, который приводится в движение двигателем. За нарушение данного запрета придётся заплатить штраф в 1,5 тысячи рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — три тысячи рублей (согласно статье 12.28 КоАП). Сквозное движение предполагает, что автомобилист въехал во двор в одной точке и выехал в другой, не совершив остановку, например, для высадки пассажиров, загрузки или выгрузки багажа. Некоторые водители таким образом объезжают пробки на дорогах и соответственно нарушают ПДД. Ну, а чтобы избежать штрафов, идут на хитрости: при необходимости делают бесцельную остановку и продолжают движение. Чтобы это предотвратить, во дворе многоквартирного дома можно установить шлагбаум.

— Федеральными законами установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома не запрещена, но его размещение должно производиться с соблюдением ряда условий, — подчёркивает Антон Бибаров-Государев.

Юрист пояснил, что для установки шлагбаума потребуется получить согласие жильцов, согласование Госавтоинспекции и пожарной службы.

— Во-первых, решение об установке шлагбаума на въезде во двор должно принимать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Именно оно имеет право распоряжаться придомовой территорией (статьи 44–46 Жилищного кодекса РФ). Во-вторых, до установки шлагбаума придомовая территория должна быть либо оформлена в совместную собственность жильцов, либо, если она принадлежит муниципалитету, надлежит получить соответствующее разрешение. В-третьих, активистам необходимо получить согласование в Госавтоинспекции и пожарной службе (установка шлагбаума не должна препятствовать работе городских организаций и ограничивать доступ к подъездам экстренным службам).

Чтобы установка шлагбаума была законной, должны быть соблюдены все указанные условия. В том числе решение об установке шлагбаума является правомерным, если его поддержали не менее двух третей собственников. При несоблюдении условий, можно в любой момент потребовать демонтировать шлагбаум.

— Сделать это через суд могут как муниципальные власти, так и жильцы многоквартирного дома.

Бетонные блоки устанавливать запрещается, так как это может помешать проезду экстренных служб.

 

Парковка во дворе

Антон Бибаров-Государев поясняет: «Ставить машины во дворе можно, но при условии, что их там оставляют не постоянно на хранение, а паркуют на время. Ещё лучше, если есть специально оборудованное место для машин. То есть возле многоквартирного дома может быть вполне законное место для парковки — даже близко к дому или рядом с детской площадкой».

В законодательстве нет единого определения понятия «парковка». При строительстве многоквартирного дома должны соблюдаться технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей к дому территории.

— Так, в соответствии с СанПиН 2.2.½.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять: до 10 машин — не менее 10 м; 11–50 машин — не менее 15 м; 51–100 машин — не менее 25 м.

То есть согласно указанному документу, расстояние от открытых сооружений и паркингов до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без) должно составлять не менее 10 метров.

— Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

СанПин напрямую не регулирует вопрос размещения автотранспорта вне парковки: указанные расстояния в случае возникновения споров можно применять по аналогии.

Органы местного самоуправления утверждают правила благоустройства, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. То есть то, что не регламентируется на федеральном уровне, определяется на местном. Иными словами, правила по содержанию дворовых территорий могут несколько различаться в муниципалитетах.

По ПДД во дворах запрещается стоянка грузового транспорта вне специальных мест, а также стоянка транспорта с работающим двигателем. Антон Бибаров-Государев уточнил, что зелёные зоны не могут быть местом парковки.

— Заезд на них чреват привлечением к административной ответственности. Региональные власти самостоятельно устанавливают размер штрафа за парковку на газоне. Если его не предусмотрели, то водителю придётся заплатить 500 рублей по ст. 12.19 КоАП («Нарушение правил остановки и стоянки автомобилей»). При этом парковка на газоне одним колесом или зимой, если через снег видны насаждения, тоже является нарушением.

Стоит отметить, что самостоятельно обустройство парковочного места на общедомовой территории является незаконным.

— Самостоятельное обустройство парковочного места на общедомовой территории также незаконно. Жильцы дома могут обратиться в управляющую компанию или в полицию. Если земля муниципальная, то обращаться следует в муниципалитет.

Такие действия считаются самоуправством (статья 19.1 КоАП). Штраф может составить до 500 рублей.

— Демонтаж таких незаконных парковок лучше проводить по решению суда.
Автор:Ольга Смыкова