Лента новостей
Статья11 апреля , 18:02

Дороги без опасности: какую защиту должны использовать мотоциклисты

Быть в мотошлеме должны быть и мотоциклисты, и водители мопедов. А какие они могут быть - в материале.

Фото: Ольга Смыкова

При движении на мотоцикле и водитель, и пассажир должны быть в застёгнутых мотошлемах. Это предписывают ПДД. За их отсутствие по КоАП придётся понести административную ответственность — штраф в тысячу рублей. Возможно, сумма кому-то покажется небольшой. Но нарушитель может заплатить и большую цену — получить серьёзную травму или потерять жизнь. ПДД не определяет, какой конкретно мотошлем должен использовать водитель (обратите внимание, велошлемом мотошлем заменить нельзя, так как он рассчитан на другой вид транспорта, с иным уровнем опасности). На какой мотошлем стоит обратить внимание, а также почему нужно использовать экипировку, РИА «ТОП68» рассказали консультанты магазина «Мотомир» в Тамбове Анастасия и Светлана.

 

О мотошлемах

Мотошлем должны использовать и водители мотоциклов, и водители мопедов.

Напомним, согласно ПДД, мопедом является двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, с максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч, с двигателем внутреннего сгорания с рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам также приравниваются квадрициклы с подобными характеристиками. Мотоцикл же — это двухколёсное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объём двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Квадрициклы и трициклы с определёнными характеристиками также относятся к мотоциклам. Это прописано в общих положениях ПДД.

В зависимости от мощности мотоциклов и мопедов могут быть использованы разные мотошлемы. Выделяются следующие виды:

  • интеграл — цельная конструкция, полностью закрывающая лицо и голову водителя. Подходит для езды на спортбайках и дорожных мотоциклах;
  • модуляр или трансформер — данный шлем имеет откидную подбородочную часть. Вполне подойдёт для мототуристов: при необходимости его не придётся снимать полностью для того, чтобы во время остановки, например, перекусить;
  • открытый мотошлем — это шлем, который не имеет защиты нижней части лица и подбородка. Его называют ещё «¾», потому что большая часть лица остаётся открытой. Обеспечивает хорошую вентиляцию, но меньший уровень безопасности, поскольку челюсть не защищена. Такой шлем чаще выбирают водители мопедов.
  • шлем «½» — это максимально открытый шлем, обеспечивает минимальный уровень безопасности, не рекомендуется к использованию.
— Вообще самым безопасным шлемом из всех считается интеграл, — добавила Анастасия.

Обратите внимание, что это основные виды шлемов, но есть и иные, в том числе для внедорожных мотоциклов. Например, кроссовые, с усиленной подбородочной частью, выдвинутой вперёд для облегчения дыхания, длинным козырьком, без визора (используются специальные защитные очки). Иногда такие шлемы выбирают и городские мотолюбители.

Шлем обеспечивает не только безопасность движения, но и более комфортные условия. То же стекло (визор) шлема защищает глаза как от камней, которые летят из-под техники на трассе, так и от мошек, пыли, ветра.

 

Визор

Визор — это важный элемент защиты. Однако иногда водитель может встречаться с такой проблемой как запотевание стекла. Что делать, если стекло запотевает? Условия, при которых это происходит, могут быть различными. Конечно, в том числе нужно ориентироваться на ситуацию. Некоторые водители приподнимают визор.  Но если дождь, то вся эта вода будет попадать внутрь. Что можно предпринять? Во-первых, при движении следует открыть вентиляционные отверстия. Во-вторых, можно использовать пинлок. Конструкции некоторых шлемов предусматривают возможность его крепления. Пинлок — прозрачная накладка с антифоговым (то есть препятствующим образованию конденсата) действием, которая плотно прилепляется к визору изнутри. В-третьих, можно использовать подогрев визора.

 

Как подобрать шлем

Анастасия уточнила, что шлем должен сидеть плотно:

— Все пугаются, что щеки прижимаются. Но дело в том, что, когда шлем новый, подушки новые, так и должно быть. Он должен сидеть крепко, но он не должен жать виски и затылок. Потому что, если он их жмёт, через полчаса человек взвоет от боли.

Болтаться шлем не должен, иначе на скорости можно свернуть шею.

— Все думают, что шлем легко заказать. Но у людей возникает проблема с этим. Заказывают, и приходит не то. Потому что, к сожалению, как и с одеждой, так и со шлемами, размер S, например, может быть как в размер, так большемерить или маломерить. И у всех производителей так. Нам приходят шлемы — мы их уже изучили, каждый знаем, — говорит Анастасия.

Перед покупкой шлема обязательна примерка. Он должен чуть поджимать (со временем садится, принимает форму головы), но не давить на виски и затылок.

Под шлем можно использовать подшлемник. Он защищает кожу от грязи, пыли, ветра, выводит лишнюю влагу и помогает быстрее разносить новый шлем.

— Шлем нужен обязательно. Все любят говорить: «Я не собираюсь падать». Никто не хочет разбиваться. Так не забывайте, что и в вас просто-напросто могут въехать. Был случай, когда  у автомобиля открылась дверь, мотоциклист влетел в неё — и полгода на больничном. И шлем, кстати, его спас, потому что был удар головой о бордюр, — обратила внимание Анастасия.

При сильном ударе в шлеме образуется микротрещина, поэтому после он обязательно должен быть заменён. Цена, кстати, не всегда определяет качество.

— У нас несколько лет назад был случай: молодой человек приобретал мопед. И он категорически не хотел шлем, мол, без него буду ездить. Мы настояли, что это обязательная защита. Через неделю он попал в аварию, ударился о бордюр. Пришёл и сказал: «Спасибо, что настояли». Шлем был дешёвый, но спас ему жизнь, — рассказала Светлана.

Все шлемы включают несколько слоев, расположенных один за другим. Внешний может состоять из поликарбоната, стекловолокна или карбона. Отличаются шлемы с разными оболочками в том числе весом.

 

О других средствах защиты

— Не важно, мопед или мотоцикл, я считаю, экипировка должна быть. Даже в жару должны быть полностью закрыты и руки, и ноги. Мы видели покупателей, которые приходили после тяжёлых травм. Если кому-то не хочется делать пересадку кожи, нужно, чтобы всё тело было полностью закрыто. Это жарко, неудобно. Но пусть лучше сотрётся защита, зато будет безопасно, — заметила Анастасия.

 

Перчатки

Как и шлемы, перчатки могут быть нескольких видов: дорожные, туристические, турэндуро и другие. Выбирать их также следует в зависимости от того, какие цели вы перед собой ставите. Бывают текстильные, кожаные перчатки и комбинированные виды. Также в перчатках может быть защита костяшек — и такие более предпочтительны. Мотоперчатки должны сидеть плотно, но не туго — пальцы должны войти в кончики перчаток, нигде не должно быть много свободного материала.

 

Защитные штаны

Можно использовать штаны с встроенной защитой бедра и коленей. Это могут быть мотоджинсы, текстильные, кожаные штаны. В первых двух случаях защита вшита, в последнем — крепится на липучках.

 

Мотокуртки

Для защиты спины используются мотокуртки. Они также могут быть текстильными или кожаными. Также используют «моточерепаху» — прикрывает жизненно важные участки корпуса и рук. Для защиты ног используется мотообувь.

 

В данной статье представлен лишь общий обзор мотоэкипировки. Да, шлем является обязательным, но выбор его вида должен зависеть в том числе от вашей манеры езды. Нужно учитывать все риски, которые возникают для жизни и здоровья. Экипировка тяжёлая и относительно затратная, но её функция — сберечь человека. Об этом должен помнить каждый водитель, который садится за руль двухколёсного транспорта. «Со мной ничего не случится, я медленно езжу» — ошибочное рассуждение, которое может стать фатальной ошибкой.

Автор:Ольга Смыкова