Лента новостей
Статья25 мая 2022, 15:12

Тамбовский психолог на земле Донбасса

В Тамбов вернулась делегация единороссов, которая ездила на Донбасс с гуманитарной миссией по прямому поручению секретаря регионального отделения «Единой России», главы региона Максима Егорова. В составе делегации - психолог Татьяна Загузова.

Тамбовский психолог на земле Донбасса
Фото: vk.com/id59835744

В Тамбов вернулась делегация единороссов, которая ездила на Донбасс с гуманитарной миссией по прямому поручению секретаря регионального отделения «Единой России», главы области Максима Егорова. В состав команды входили член генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», депутат Тамбовской областной Думы Константин Черкасов, первый заместитель председателя областной Думы Александр Орионов, депутат областной Думы Олег Крохин, депутат Тамбовской городской Думы Валерий Иржанов, проректор ТГУ имени Г. Р. Державина Павел Моисеев и кандидат психологических наук, лидер созданного под эгидой движения «Тамбовская земля» сообщества психологов-волонтёров Татьяна Загузова. С ней у нас и состоялась беседа вскоре после её возвращения домой.

— Татьяна Александровна, откройте небольшую тайну. Зачем команде единороссов, которая отправилась в города Донбасса, потребовался психолог?

— Мы выполняли по поручению главы области Максима Егорова ряд миссий, в том числе и мою.

— Расскажите в общих чертах о гуманитарной миссии.

— В Донецке нам нужно было рассказать о своей деятельности и о вариантах сотрудничества, которые мы предлагаем к рассмотрению. Проект, который я курирую, связан с деятельностью сообщества «психологов-волонтёров». Мы работаем под эгидой движения «Тамбовская земля» и оказываем психологическую помощь беженцам и семьям военнослужащих. Там мы встретились с министром образования ДНР Михаилом Кушаковым.

— Какой же был главный предмет разговора?

— В первую очередь члены команды предметно обсудили вопрос, касающийся возможности переподготовки местных учителей литературы, истории, обществоведения и географии на базе ТГУ. Преподавание этих предметов будет теперь соответствовать нашим стандартам образования. Школьников и студентов там будут учить по российским учебникам и российским программам.

— Зачем так радикально менять программы? В ДНР ведь нет воинствующего украинства в системе просвещения.

— Почему же? Можно смело утверждать, что на Донбассе не было единого подхода к просвещению и к организации процесса. Детей там обучали по разным учебникам, авторы которых одни и те же события порой толковали с диаметрально противоположных точек зрения. Замечу, что с Михаилом Кушаковым мы говорили не только о народном образовании, но и о сотрудничестве психологических служб Тамбовщины и ДНР. Местные психологи пытаются помогать своим жителям, но сами тоже подвержены сильнейшим стрессам, поэтому им нужна внешняя супервизия и точка опоры. Донецк сейчас безумно красив. Он весь в цвету, но буквально в пяти километрах от его окраины круглосуточно звучат выстрелы и взрывы. Такой диссонанс — на фоне цветущего красивого города слышишь бесконечный грохот. Это оказывает огромное негативное воздействие на жителей. Мы обсудили возможность проведения совместных детских творческих фестивалей и соревнований на территории Тамбовской области. Творчество и спорт ведь тоже можно рассматривать как вид психотерапии. Очень рада, что и наши «осьминожки» оказались на донецкой земле. Я подарила их министру образования.

Тамбовский психолог на земле Донбасса

— Осьминожки?

— Конечно. Вязаные осьминоги. Мы их часто, наряду с другими игрушками кладём в наши «Коробки храбрости». Это боксы с игрушками, которые дети выбирают в награду за смелость и терпение, например, во время болезненных медицинских процедур.

— В Донецке у вас была встреча только с министром образования?

— Нет, ещё и с представителями местного клира. Мы обсудили со священнослужителями перспективу отдыха ребят из ДНР в православном лагере Тамбовской области. Говорили также о возможном обучении донбасской молодёжи в духовной семинарии Тамбова и на кафедре теологии в ТГУ имени Г. Р. Державина. Кроме того, по благословению Митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия, мы передали местному храму икону святителя Питирима. Разумеется, мы не могли не посетить и Аллею ангелов. Это была самая молчаливая наша миссия. Миссия со сжатыми зубами.

— Не все в нашей области знают, что такое донецкая Аллея ангелов…

— Это очень красивая парковая аллея, где находится памятник ребятишкам, погибшим во время боевых действий. Он напоминает дугу, к которой подвешен набат. Каждый может ударить в него и услышать пронизывающий звук. Памятник всегда усыпан цветами и детскими игрушками… После посещения аллеи мы отправились в Мариуполь. Увы, этот город ничем не напоминает Донецк.

 

Тамбовский психолог на земле Донбасса

— Он полностью разрушен?

— Да, почти весь. Оставшиеся там люди живут в основном в подвальных помещениях.

— И не уезжают?

— Остаются сознательно. Таких там очень много. Жители решили не покидать родной город, а восстанавливать его и оберегать.

— Как? Они ведь не военные.

— Оберегают не только с оружием в руках. Можно и ухаживать за городом, расчищать завалы, подметать улицы, восстанавливать жизнедеятельность. Они считают это своим долгом.

— В Донецке, как я понимаю, большинство жителей относится к русским положительно. А в Мариуполе?

— Великолепное отношение! Мы возвратили в этот город две семьи беженцев, которые проживали в пункте временного размещения. Они получили разрешение на возвращение, так как их дома сохранились, и отправились с нами. Конечно, в их домах большой беспорядок. Там побывали мародёры, жили бездомные… Тем не менее, вернувшиеся мариупольцы были до слёз рады, когда увидели родную землю. Пока мы помогали им разгружаться, их соседи выходили. Они радовались, видя логотип «Единой России» и слыша русскую речь. Общались с нами, интересовались, как дела в России. Никакого негатива по отношению к нам мы не чувствовали. Даже скрытого! Мы им оставили часть гуманитарной помощи, подарили детям игрушки… Нас даже приглашали в свои жилища.

Тамбовский психолог на земле Донбасса

— Вы побывали у них в гостях?

— У нас был очень плотный график. Предстояла встреча в мариупольской гимназии, которая уже открыла свои двери для учеников. Вместе с нами туда прибыли сотрудники администрации города. Мы, выполняя поручение главы области, передали им двадцать ноутбуков и оргтехнику по проекту «КомпьютЕР школьнику». Беседовали и с педагогическим коллективом, которому рассказали о своих инициативах и проектах. Я провела небольшой тренинг для педагогов и психологов. Объяснила, как помогать детям, оказавшимся в кризисной ситуации.

— Педагоги ведь тоже травмированы психологически?

— Там все травмированы — и учителя, и родители, и дети. На их глазах ведь проходили боевые действия. Все они скованы, зажаты, встревожены. У людей заблокированы эмоции, у них нет точки опоры.

— Вам с ними удалось поговорить по душам?

— Да, в конце встречи мы перешли на неформальный диалог. У мариупольцев было много вопросов к нам. Им нужна поддержка, нужны улыбки. Мы им подарили чувство, что они не одиноки. Обнялись с каждым участником. Они просили нас побыть с ними как можно дольше, но поджимало время. Они просили нас передать привет живущим на Тамбвщине беженцам. Обязательно это сделаю. Скоро у нас начнётся форум «Психологическая безопасность в регионе». Я обязательно поделюсь с коллегами своими профессиональными наблюдениями.  И тем мариупольцам, которые сейчас живут у нас в центрах временного размещения, мне есть что рассказать. Передам им и привет из родного края.

— Вы ещё раз поедете на Донбасс?

— Это зависит не только от моего желания. Конечно, если предоставится такая возможность, то поеду не задумываясь.

Беседовал Андрей Хворостов