Лента новостей
Статья29 мая 2022, 13:00

«При работе с подростком ему нужно верить». Советы психолога о том, как выстроить доверительные отношения с детьми

Многое во взаимоотношениях разных поколений зависит от изначальных поведенческих установок в жизни детей.

«При работе с подростком ему нужно верить». Советы психолога о том, как выстроить доверительные отношения с детьми
Фото: pixabay.com

«Конфликт отцов и детей» — вечная проблема. Даже если на первый взгляд кажется, что во взаимоотношениях со своим ребёнком у вас всё мирно и гладко — вскоре всё может предстать в ином свете. Порой желания подростков и родителей не совпадают. Потому первые не всегда откровенны со вторыми, а иногда даже и очень скрытны. О том, как выстроить доверительные отношения с «цветами жизни» и избежать связанных с ними драматичных ситуаций, РИА «ТОП68» рассказала тамбовский психолог Наталия Новикова.

По её словам, очень многое во взаимоотношениях разных поколений зависит от изначальных поведенческих установок в жизни детей. Ключевое умение, которым следует одарить ребёнка — правильно определять, как поступать в тех или иных обстоятельствах.

— Каким будет поведение ребёнка или подростка — зависит от отношения родителей к нему. Если родители дают право на ошибку (все мы люди, можем ошибаться) и показывают путь, как исправить ошибку, то ребёнок/подросток будет признавать свои ошибки и стремиться исправить ситуацию.

Своеобразные внутренние ограничители проявляются лучше всего в тех случаях, когда перед ребёнком стоит выбор. Выбирать часто приходиться между подчинением и свободой и между наградой и наказанием:

— Если родители жёсткие, склонны порицать, критиковать, то дети будут стремиться скрывать свои «проступки». Родители — значимые «другие», значимые люди для ребёнка, он хочет быть одобренным ими.

Дети склонны и подражать родителям: если те выбирают избегание как способ решения проблемных ситуаций, то ребёнок впоследствии всегда будет иметь на вооружении аналогичный метод. И подобные качества переходят и в подростковую, и во взрослую жизнь.

— С другой стороны — пример поведения ребёнок берёт не только с родителей. Био-, психо-, социально-духовная модель формирования личности сейчас происходит от множества факторов — учителей, соседей, героев фильмов и так далее, учитываются разные способы преодоления трудностей. И при работе с подростком нужно верить ему, показывать, что он сможет справиться с нелёгкими ситуациями — так ему будет проще сделать правильный выбор.

Приучать подростка брать ответственность за свои решения и поступки лучше всего с простых бытовых ситуаций. И для этого нужно создавать видимость выбора в каждодневных делах, не доводя до настоящих проблем:

— Например, убрать за собой, привести свои вещи, комнату в порядок, решить, как распорядиться деньгами, которые ему выделили. Мне нравится фраза: «Давайте людям шанс сделать Вам доброе дело». Важно, чтобы родители показывали подростку, что он может поступить корректно в данной ситуации.

В случае же, если «первый блин» идёт комом и нужные навыки долго не удаётся привить — следует возобновлять попытки через некоторое время, ища подходящие моменты. Временную педагогическую неудачу можно потерпеть из-за взрывов подростковых бунтов — и они, как отмечают психологи, не являются причиной немедленно обратиться за консультациями к специалистам:

— Обращение к специалисту — это индивидуальный момент. Если родители или подросток чувствуют необходимость проконсультироваться с психологом, это можно сделать. Даже есть «объективно» нет чрезвычайной ситуации. А вообще — куда полезнее изначально наметить себе алгоритм воспитательных действий, прояснить для ребёнка, почему сначала получилось плохо (при обмане, утаивании и прочем), и почему потом всё наладилось.

Психолог подчеркнула и другую задачу родителей: научить ребёнка всё время учитывать, что существуют и его потребности, и нужды окружающих, и причём зачастую удовлетворение одних помогает и с другими.

— Конечно, «избегать ответственности во всём» не получится. Поэтому родителям важно помочь подростку понимать свои силы, возможности и ответственность принимать. Ещё ребёнком его важно любить и объяснять, почему, несмотря на всю любовь родителей, к нему всё равно иногда проявляется строгость.

Наталия заявляет: чтобы создать и закрепить честность и доверительность в отношениях родителей и подростка, нужно в первую очередь быть честными самим, доверять подростку свои мысли и чувства, рассказывать понятными словами, что происходит в той или иной ситуации. Ведь именно при таком подходе новый человек сможет научиться комфортно сосуществовать с ограничениями и правилами общества, нормами закона и морали — а также пребывать в гармонии с близкими.

Автор:Иван Шарапов