Лента новостей
Статья24 июля , 12:01

«Дороги без опасности»: тамбовский юрист рассказала о правах и ответственности пассажиров

Заходя в общественный транспорт, человек заключает договор перевозки. У пассажира появляются права, закреплённые в уставе автомобильного транспорта и правилах автомобильных перевозок.

Фото: Юлия Фролова

Каждый день тамбовчане пользуются услугами общественного транспорта — как городским, так и междугородным. Какие права есть у пассажиров? Вещи какого размера можно провозить? И что делать пассажиру, если по вине водителя произошло ДТП? На эти и другие вопросы корреспондента РИА «ТОП68» в рамках проекта «Тамбов: дороги без опасности» ответила юрист правового общества «Барристер» Анастасия Енговатова.

 

Права пассажиров

Заходя в общественный транспорт, человек заключает договор перевозки. У пассажира появляются права, закреплённые в уставе автомобильного транспорта и правилах автомобильных перевозок. Помимо использования льгот, пассажиры имеют и другие права.

  • не выходить до своей остановки, если пассажиру нет 16 лет и проезд не оплачен. В случае, если у ребёнка нет денег или проездного, и он едет один, то его не имеют право высадить;
  • сдать билет и вернуть 95% его стоимости. Например, если сдать билет менее чем за 2 часа до отправления, то можно вернуть 86% его стоимость;
  • при опоздании на рейс взять билет на другой с доплатой 25%. Пассажир может дождаться следующего транспорта и поехать на нём, не оплачивая проезд заново. Чтобы это сделать, надо иметь на руках билет;
  • можно пожаловаться на водителя, если он нарушает правила перевозки. Это можно быть хамство водителя или громко включенная музыка. Пожаловаться можно, если водитель не выдаёт билет или ведёт транспорт неаккуратно.
— Можно оставить жалобу и на электронную почту в управление автомобильных дорог и транспорта области по адресу post@trans.tambov.gov.ru или через портал «Госуслуги». Также это можно сделать на официальном сайте МБУ «Пассажирские перевозки» в соответствующем разделы, — рассказала Анастасия Енговатова.

 

Что можно провозить

В транспорте можно бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску.

— Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, статья 22, сообщает, что пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску, — отметила Анастасия Енговатова.

Также можно провозить животных и птиц — в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и другом), если их размеры отвечают требованиям по перевозке ручной клади.

При этом перевозчик вправе устанавливать нормы перевозки багажа и ручной клади (в том числе и бесплатно, большего размера или в большем количестве (пункт 2 статьи 22 устава автомобильных перевозок).

— Ручная кладь не должна доставлять неудобства другим пассажирам, в том числе загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади, — отметила Анастасия Енговатова.

 

Фото: Сергей Мосев

Ответственность пассажира

Также как у пассажира есть права, также у него есть и обязанности. Одна из главных — оплатить проездной билет. Проезд без билета — это административное наказание.

— Безбилетный проезд пассажиров, провоз багажа без оплаты в троллейбусе, автобусе городского и пригородного сообщения влечёт наложение административного штрафа в размере ста рублей (статья 22 закона об административных правонарушениях в Тамбовской области), — рассказала Анастасия Енговатова.

Штраф за проезд без билета в транспорте междугородного сообщения также составляет 100 рублей. Провоз без билета детей, у которых льготный проезд, влечёт наложение административного штрафа в размере половины штрафа на взрослых пассажиров.

 

Пассажир и ДТП

Водители общественного транспорта становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Что в таком случае делать пассажиру?

— В каждом автобусе висит сообщение, что перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами, поэтому в случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию, — отметила Анастасия Енговатова.

Пассажир, покупая билет, автоматически становится застрахованным. Билет нужно сохранять, в том числе и для случаев ДТП — тогда можно будет доказать, что человек был пассажиром.

Порядок действий такой: если в ДТП есть погибшие или раненые, всегда вызывают спецслужбы: полицию и скорую помощь. Это делают по ПДД водители. Сотрудники полиции фиксируют ДТП и возбуждают административное дело, а медики оказывают помощь пострадавшим. Пострадавшему можно и самому обратиться в лечебное учреждение — главное, чтобы медики как можно скорее зафиксировали полученный вред в ДТП.

Затем полицейские опрашивают пострадавшего, и объяснения оформляются протоколом об административном правонарушении и приобщаются к делу.

Если потерпевшего не забрали на скорой помощи после ДТП и он сам пришёл в больницу, ему следует уведомить врачей, где он получил травму, чтобы полиция и больница стали взаимодействовать между собой для ускорения выдачи документов. Полиции для отчётности нужно будет получить справки о здоровье пострадавшего, и медики изначально будут знать, что подготовить. Её выдают после выздоровления.

За деньгами нужно идти в страховую компанию, в которой перевозчик застраховал свою ответственность. Для получения страховой выплаты нужно заявление, копия паспорта, документы от правоохранительных органов, справки от врача и справка о произошедшем событии (обязан выдать перевозчик).

 

Общие вопросы:

— Как быть, если пассажира прищемило дверями? Или пассажир упал из-за резкого торможения?

Анастасия Енговатова: «Сколько историй, когда водитель резко тормозит и кто-то падает — водитель несёт за это ответственность».

— Что делать, если были забыты вещи в транспорте?

Анастасия Енговатова: «Об этом указано в пункте V постановления правительства «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Тот, кто обнаружил забытые вещи, обязан сообщить кондуктору, водителю и должностному лицу владельца автовокзала. Их передают под расписку на хранение уполномоченному лицу. Вещи по истечении установленного предельного срока хранения подлежат реализации. Чтобы их забрать, нужно указать в письменной форме точные признаки вещей и оплатить услуги по хранению.

Автор:Сергей Мосев