По Правилам дорожного движения, для людей за рулём не существует дискриминации. Управлять транспортом может любой человек с разрешённого возраста, вне зависимости от пола, возраста и роста. Однако если у водителя есть ограничения по здоровью, то на управление накладываются ограничения. Одним из таких факторов может служить слабое зрение. Корреспондент РИА «ТОП68» в рамках проекта «Тамбов: дороги без опасности» поговорил с юристом правового общества «Барристер» Анастасией Литвиновой об особенностях вождения для слабовидящих.
Ограничения по зрению
Противопоказанием к управлению транспортом служит слепота обоих глаз. Это указано в постановлении правительства от 29 декабря 2014 года. При этом если у него слепота одного глаза, то его транспортное средство должно быть оборудовано акустической парковочной системой.
— Возможность допуска водителя к управлению автомобилем устанавливает медицинская комиссия. На основании собранных данных она определяет возможность предоставления такого права соискателю или непредоставления его, — подчеркнула Анастасия Литвинова.
Водителям с плохим зрением как правило предписывают водить автомобиль в очках или контактных линзах.
Также в постановлении прописан перечень ограничений к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа; «В» или «BE», подкатегории «В1»; «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1»*, «D1», «С1Е» или «DIE»:
- острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза;
- слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза;
- состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза;
- хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока;
- стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии;
- спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения;
- ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.
— Запрещено ещё водить автомобиль людям с ахроматопсией (Н53.51). Это когда люди видят мир черно-белым и не могут банально различать сигналы светофоров, поворотников других машин и дорожные знаки. Также управление наземными транспортными средствами любых категорий запрещается гражданам с «нарушениями цветоощущения» — без какой-либо градации по типу или степени расстройства, — подчеркнула Анастасия.
Водители, которых допустили к управлению с плохим зрением, должны носить очки для зрения и фотографироваться на права в них. Указание ограничений по зрению — 14 раздел водительских прав.
— Если предписано управлять автомобилем в очках, а человек это игнорирует, то сотрудник ГИБДД может остановить и оштрафовать, — отметила специалист.
Когда водителю предписано управлять автомобилем в очках, а он это игнорирует, то это приравнивается к отсутствию права на управление ТС. Наказывается штрафом в соответствии со статьёй 12.7 (ч. 1) КоАП РФ от 5000 до 15000 рублей.
Слепые пешеходы
К слепым пешеходам применяются те же правила, что и к обычным пешеходам: движение по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Однако в ПДД есть отдельный пункт, касаемый таких людей.
— В соответствии с пунктом 14.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, водитель во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, — подчеркнула Анастасия Литвинова.
Стоит отметить, что в случае ДТП со слепым пешеходом нужно убедиться, что у человека действительно была белая трость и он ей подавал сигнал. Точную информацию может дать только врач после обследования. Если это не доказано, то в таком случае виновным будет пешеход, нарушающий ПДД.
Не стоит забывать и о знаке «Слепые пешеходы». Он указывает, что пешеходным переходом пользуются слепые.