Отец супруга Александр Иванович с отличием окончил государственный университет, аспирантуру, успешно защитил кандидатскую диссертацию и в течение 36 лет занимался педагогической деятельностью в Мичуринском государственном агрономическом университете. Долгие годы он был бессменным заведующим кафедрой бухгалтерского учета и аудита, стал профессором и получил звание отличника высшей школы. А мама Алла Яковлевна работала учителем биологии и химии в разных школах города. Школа для неё была вторым домом, и все свои силы, опыт и знания она отдавала своим ученикам.
Ученики не меняются
Беседуя с учителем, невозможно не затронуть вечную тему, насколько с годами меняются поколения учеников. Ольга Ушакова четыре раза становилась победителем в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Она — народный учитель Тамбовской области, почетный работник общего образования, заслуженный учитель Российской Федерации. У кого же еще спрашивать, как не у нее?
По мнению педагога, дети сейчас хорошие. Веселые и непосредственные. Есть и те, которые удивляют, давая новые даже для учителя версии ответов на старые вопросы. Но есть и проблемы, на которые нельзя не обратить внимания.
— Сожалею, что дети сейчас хуже соображают. Сейчас концепция такая: надо развивать талант и умение учиться самостоятельно в первую очередь. Но это совершенно неверно. В первую очередь нужно давать базовые знания и проверять то, как дети их усвоили. А талант потом уже разовьется сам. Ведь никогда не узнаешь, есть ли у ребенка талант к игре на фортепиано, если сначала не научишь его читать с листа ноты, — уверена Ольга Валерьевна. Поэтому она старается идти именно этим учительским путем.
«Люблю авантюры!»
Как говорит Ольга Ушакова, если бы она на вопрос о своем выборе профессии отвечала лет двадцать назад, то сказала бы: был перед глазами прекрасный пример замечательной учительницы по химии Ирины Борисовны Орликовой.
— Но сейчас ответ другой. Не могу сказать, что хотела с детства быть учителем, видела, сколько сил, порой безответно, тратит с учениками мама. Но не захотела покидать Мичуринск и поступила в педагогический. Из всех предметов химия показалась ближе, — вспоминает она.
Первые полгода для юной студентки казались мрачными и беспросветными. Но потом сама себе призналась: была не права. Полевые практики проходили в палатках, педагогические — в пионерских лагерях. Преподаватели заражали интересом к своему предмету и прекрасно объясняли тему.
«Люблю ввязываться во всякие авантюры!» — говорит Ольга Валерьевна, вспоминая поездки по всему Советскому Союзу в те годы, участие в студенческих обществах, дружине охраны природы... Эта любовь к «авантюрам» сопутствует заслуженному учителю России всю жизнь. В конце февраля семья Ушаковых на стенде нашей области международной выставки-форума «Россия» продемонстрировала классификацию химических веществ и классов неорганических соединений через призму музыкальной грамоты.