Как вернуть товар в магазин: советы эксперта Роспотребнадзора

12 июля 2019, 20:02 1588
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2019/07/10/card-nid103723-148318.jpg?itok=u5yaticJ

Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с такой проблемой: сделал покупку, но товар оказался некачественным или не подошёл по размеру, цвету или другим параметрам. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Дмитрий Малютяк помог разобраться, можно ли вернуть покупку в магазин, как это сделать и что для этого нужно? 

1 Когда можно вернуть покупку

По Закону «О защите прав потребителей», если претензий к качеству вещи нет, но она не подошла, покупку можно вернуть в течение 14 дней. При этом существует категория товаров, которые нельзя обменять или вернуть. Сюда относятся, например, носочно-чулочные изделия, парфюмерия. Однако это касается только качественных вещей. Если вы обнаружили брак, то смело можете обращаться в магазин с претензией.

2 Техника

Особенно ответственно стоит подходить к покупке техники. В статье 18 Закона «О защите прав потребителей» указан перечень технически сложных товаров, установленный Правительством РФ. К ним относятся телевизоры, фотоаппаратура, компьютеры и другое. Для этой категории есть ограничения в возврате. Если техника исправна, то обменять или вернуть её уже не получится. Для этой категории любое требование можно предъявить только в том случае, если вы обнаружили недостаток.

Дмитрий Малютяк отмечает: к существенным недостаткам относятся те, которые либо вообще невозможно устранить, либо для их устранения понадобятся значительные расходы - денег и времени. Срок ремонта устанавливается письменно. Если товар находится в ремонте в течение года больше 30 дней, покупатель вправе требовать замены или возврата денег.

3 Как оформить претензию

Покупатель может предъявить претензию в любой форме. Однако Роспотребнадзор рекомендует все жалобы фиксировать на бумаге в двух экземплярах - для себя и продавца.

В Роспотребнадзоре рекомендуют писать претензию в свободной форме в письменном виде в двух экземплярах. Один отдать продавцу, второй - оставить себе. Если продавец отказывается ставить отметку, покупатель может сделать это в присутствии свидетеля, а на своём экземпляре написать «один экземпляр вручён в присутствии такого-то» и поставить число. 

4 Если нет чека

Продавцы часто пользуются неграмотностью покупателей и отказывают в рассмотрении претензии, если тот не может предъявить чек. Это нарушение. В статье 25 Закона «О защите прав потребителей» сказано, что отсутствие чека не мешает вернуть или обменять товар. Причём не обязательно предоставлять товар в той упаковке, в которой он был приобретён. По закону, продавец не вправе требовать тех составных частей товара, которые меняются, ведь товар - это то, что находится в упаковке. 

Покупатель просто должен доказать факт покупки другим способом. Конечно, желательно иметь документ, подтверждающий покупку. Дмитрий Малютяк советует: если нет документов, в соответствии с Гражданским кодексом ссылаться на свидетельские показания. 

5 Дистанционные покупки

Всё чаще люди совершают покупки дистанционно. Чтобы избежать неприятностей, покупатель должен тщательно изучить ту платформу, на которой он планирует заказать вещь. Покупатель имеет право знать об основных свойствах товара и адресе продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В Закон «О защите прав потребителей» введена статья 26.1 «Дистанционные способы продажи товара». Она определяет, как можно вернуть или обменять товар, какая должна быть информация на сайте. У законно действующего продавца на сайте должна быть полная информация о нём. Перед тем как сделать заказ, надо всё уточнить. Дмитрий Малютяк напоминает, что в такой торговле есть нюанс - покупатель вправе отказаться от дистанционной покупки в течение 7 дней с момента её получения.

6 Куда обращаться, если товар не получается вернуть

Если у вас не получается доказать свою правоту, то вы всегда можете обратиться в суд. Также покупатель может заявить о нарушении прав в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области или проконсультироваться по телефону горячей линии 8-800-555-49-43. 
 

Инна Мареева
Наверх