Лента новостей
Статья30 ноября 2015, 12:43

Народная игрушка – не пустячное дело


НЫНЕШНЕЙ осенью вместе с юными дарованиями Тамбовской детской художественной школы № 2 прикладного и декоративного искусства им. В.Д. Поленова, прибывшими на пленэр в Караул, в нашем крае побывала и педагог отделения керамики этой школы Е.С. Каллас. Екатерину Станиславовну интересует всё, что связано с занятиями жителей Тамбовской области керамикой и гончаркой, изготовлением народной игрушки. Приехала с целью выяснить, располагают ли наши краеведы какими-либо данными о таком промысле инжавинцев и жителей сельских поселений в конце XIX - начале ХХ века. Она занимается поиском истоков и очень надеется, что краеведы и другие жители в этом помогут: побеседуют со старожилами, их родственниками и, возможно, что-то прояснится. В Русском музее она нашла данные о том, что в Инжавинском районе были такие мастеровые. Так утверждал сотрудник музея, учёный, археололог, историк Л.А. Динцесс, занимавшийся этой деятельностью в начале прошлого века, а сделанное им упоминание относится к 1937 году. В Русском музее он организовал отдел народных художественных ремёсел. Упоминает об этом и М.В. Добужинский в своих “Воспоминаниях” - главе “Деревня”, рассказывая о своих впечатлениях пребывания на инжавинских ярмарках: “На эти базары мужики привозили самодельную керамику - глиняные горшки, кувшины, махотки, плошки, миски. Среди этих посудин... я выискивал забавные глиняные свистульки, жёлтые и зелёные, восхищавшие меня своим неуклюжим юмором. Одни были в виде лошадок без задних ног с выгнутой колесом шеей, иногда с подбоченившимся всадником на спине, другие - в виде барыни в шляпке, с турнюром и почти всегда с гусём под мышкой. И я чувствовал, что в этих наивных и весёлых безделушках есть настоящее народное искусство, они даже казались мне какими-то драгоценностями”.

- Я перелопатила все земские источники, статистические сведения, которые давали, - рассказывала Екатерина Каллас во время нашей с ней встречи на инжавинской земле. - Земская интеллигенция и священники изучали конкретно промыслы - чем крестьяне занимались помимо земледения: были гончары, верёвочники, даже нищенство в промысел входило. Если бы в вашем районе был промысел такой, то были бы обязательно об этом сведения, а их в этих источниках нет. Нашла упоминание всего о четырёх гончарах - меньше, чем в других уездах. И жили они не в Инжавино, а в ближних сёлах. Поэтому говорить о народной керамической игрушке, как о промысле в этом крае, наверное, не приходится. Откуда эта игрушка здесь взялась, до сих пор загадка.

- По мнению ряда искусствоведов, - продолжает она знакомить со своими изысканиями, - игрушка, атрибутированная Государственным Русским музеем как “инжавинская”, является “романушкой” - романовской игрушкой. Сходство в пластике этих игрушек столь велико, что не оставляет сомнений в их родственной природе. Романовская керамика вполне могла продаваться на инжавинских ярмарках. Кстати, описание фигурок у Добужинского вполне соответствует внешнему виду романовской игрушки. Место бытования - село Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии, ныне село Романово Липецкой области. Она возникла, как тамбовская игрушка Липецкого уезда Тамбовской губернии. Потом отошла в образовавшуюся Липецкую область и теперь не наша, хотя исторически можем считать своей, - поясняет Екатерина Каллас.

НО МОЖЕТ быть всё же среди жителей нашего тогдашнего уезда были любители этого вида творчества? Не случайно же появлялись на ярмарках такие народные изделия? Неужто привозили издалека? Хотя всякое может быть, но попытаться найти крупинки истоков народного промысла или любительского занятия всё же очень хочется. Раньше были, как замечает Екатерина Каллас, подвижники, занимающиеся исследованиями, причём делали это в самых непростых условиях - события-то в начале века были бурные и часто непредсказуемые. А они масштабно, по всей России занимались поиском, исследованием с целью сохранения мастерства, традиций народного творчества, в котором отражены душа и культура русского народа. Так почему бы нам не поискать хотя бы следочек такого вида народного творчества земляков? А можно бы попытаться и возродить его. Ведь занимался этим учитель изобразительного искусства Инжавинской средней школы Николай Александрович Карасёв, начиная с 1985 года по 2000-й со своими учениками художественного отделения, открытого при Инжавинской школе искусств. Ребятам очень нравилось такое занятие - лепить из глины игрушки, обжигать, раскрашивать. Конечно, это было построено целиком на фантазии ребячьей и их учителя, ведь о традициях прежней инжавинской игрушки ничего пока неизвестно.

- Что образованного человека отличает от дикаря? Как сказал А.С. Пушкин, уважение к прошлому, - напоминает моя собеседница и сокрушается по поводу того, что после революционных событий краеведение в России начали целенаправленно выдавливать. В областном краеведческом музее, когда она попыталась узнать что-либо о промыслах в нашей области, почти ничего не нашлось из предметов. Лишь несколько предметов фёдоровской посуды с характерными сюжетными налепами. Хотя письменных источников в библиотеке музея достаточно много, и она очень благодарна его сотрудникам за содействие в сборе сведений. В упомянутые годы всё, что касаемо дворянского и крестьянского быта, просто было списано и выброшено. Но в одно из исследований подвижников прошлого века всё же вошла упомянутая выше липецкая игрушка - бывшая тамбовская.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ керамических изделий и посуды было широко распространено в Бондарском районе в деревне Фёдоровка. Некоторые упоминания об этом народном промысле датируются началом XIX века. На тот момент посуду и игрушки изготавливали уже несколько поколений бондарцев. Причём занимались этим поголовно - как женское, так и мужское население деревни. Угасать фёдоровский промысел начал в конце прошлого века. В деревне до сих пор живы потомственные мастера, хранящие его традиции. Упоминание о фёдоровской игрушке есть в Русском музее. Но в исследовании Л.А. Динцесса 1937 года почему-то не упоминается, а вот инжавинская обозначена, - добавляет она и разъясняет, почему начала этим заниматься.

- Нас приглашают на фестивали народного творчества. Однако оказываемся в неловком положении - Тамбов там вообще никак не представлен, как будто у нас ничего не было: ни истории, ни традиций. Но такого быть просто не могло. У нас чернозёмный край, богатые земледельческие традиции. Свистулька - это с бытующими обрядами: закликание весны, не мог крестьянин без этого. Занимаясь поиском истоков, Е.С. Каллас рассказала о встрече с одной из гончарных дел мастериц.

- Несколько дней жила у замечательной бабушки - потомственного мастера Ольги Петровны Попковой, 1932 года рождения, в селе Фёдоровка Бондарского района. У неё сохранилось всё оборудование для гончарного дела - показывала нам приёмы работы на аутентичном гончарном круге. Испечённым домашним хлебом кормила. Речь у неё изумительная: “Говорю, что на голову упадёт”, “Иногда нормальная, а иногда как вода с прицепом”. Спрашиваю: “Что это значит?” Отвечает: “А я не знаю, у меня свекровь знала лагерные словечки”. Её свекровь была репрессирована, как жена “бандита”. Вероятно он был участником крестьянского восстания в 20-е годы. Все эти события на Тамбовской губернии сильно отразились. Люди тогда думали только о том, как выжить. Какие уж там культурные, художественные традиции хранить могли? К тому же, ещё и обкорнали нашу губернию. Абашевская, ныне пензенская игрушка тоже какое-то время на территории Тамбовской губернии была, как и упомянутая уже романовская. Сейчас нам приходится по крупиночкам всё это собирать. Ещё остались люди, которым уже за 80 - их надо успеть расспросить. Нельзя эти традиции растерять. Если мы сейчас упустим, оборвутся связующие нити поколений в этом деле. А без традиций нельзя. Нам придётся либо чужие принимать, либо заново свои создавать.

В детской художественной школе № 2 прикладного и декоративного искусства им. В.Д. Поленова города Тамбова убеждены: перспективу дальнейшего развития и художественного совершенствования должны иметь, прежде всего, такие ремёсла, которые связаны с бытовавшими ранее традициями народного искусства на Тамбовщине. В 2013 году в этой школе открыли отделение керамики.

У тамбовчан может появиться своя народная игрушка и традиционная керамическая посуда. В регионе хотят возродить, так называемый, Фёдоровский промысел. Преподаватели ездят в экспедиции, собирают материалы и проводят исследования на тему Фёдоровского промысла. Как напомнила педагог школы Екатерина Каллас, во многих регионах России и других стран есть своя народная игрушка. Этот вид народного искусства о многом свидетельствует, по нему можно историю быта и занятий населения изучать: что ценили в жизни, любили, чему радовались, а что обескураживало, не давало покоя. Наконец, каким было чувство красоты, гармонии, юмора и иронии.

В октябре нынешнего года Е.С. Каллас приняла участие во Всероссийском фестивале мастеров народной игрушки в Липецке, где она представляла Тамбовскую область глиняной (фёдоровской) игрушкой, а Н. Максимова из Рассказова - текстильной куклой. Тамбовская глиняная игрушка была отмечена специальным дипломом фестиваля. Это позволяет говорить о её жизнеспособности и праве представлять региональную традицию внутри национальной.
Опыт возрождения, сохранения и популяризация традиций современной народной игрушки и декоративно-прикладного искусства - одна из главных тем этого фестиваля. Хотелось бы, чтобы и инжавинцы внесли свой вклад, проявили себя достойными продолжателями исконной народной традиции.

Автор:Любовь Пьянова