Лента новостей
Статья8 сентября 2015, 10:55

Дивный остров Валаам


Паломничество, возникшее в древние века, в наше время вновь утверждается. Основная цель его – поклонение святыням. И если для кого-то путешествия по городам и странам являются скорее туристическим мероприятием, удовлетворяющим здоровую пытливость ума, то паломников влечёт в дальнюю дорогу порыв, сопряжённый с высокой нравственной работой души.

ВАЛААМ… Таинственно далёкий, неведомый многим остров в Карелии. Большинство христиан интересует, как возникла и развивалась древняя обитель, как возрождалась после долгих лет гонений на церковь.

Далека и трудна поездка на расстояние более полутора тысяч километров. Сутки, проведённые в автобусе, утомляют, изнуряют, лишают сил. Однако, пересев на теплоход, вдохнув свежий, чистый воздух Ладоги, облегчённо вздохнули паломники, буквально упиваясь немыслимыми красотами северного края.

Велико Ладожское озеро – самое крупное из пресноводных в Европе. Глубина его достигает 240 метров. Говорят, ещё накануне бушевал трёхдневный шторм; волны, достигавшие высоты четырёх метров, прервали сообщение с Валаамом… И вот стих ветер, выглянуло солнце… Теперь лёгкий бриз, далеко видно бесконечное водное пространство. Ага, вот, кажется, показался берег!

– Нет, – смеются местные жители, – берегов здесь не видно – это мираж.

– Мираж?.. А мы-то думали, что миражи случаются только в пустынях.

Проворно обгоняют наш теплоход лёгкие суда на воздушной подушке… Радуемся малой скорости нашего судна и сожалеем, что быть нам в пути лишь три с половиной часа. Целебный прохладный воздух успокаивает, придаёт сил. С открытой палубы наблюдаем, как вдруг из вод озера возникает остров, второй, третий… Все они скалистые и всё-таки покрыты деревьями, в основном пихтами, лиственницей, соснами, крепко вгрызшимися в расщелины валунов.

Валаам – самый крупный остров, вокруг него острова поменьше – целый архипелаг площадью 36 кв. км. Неподалёку от возникшего впереди Валаама виден остров Дивный. Он действительно дивен своими очертаниями: кажется идеально круглым, поднятым над водой диском, покрытым хвойным лесом; и не понять, какой неведомой силой очерчен этот круг.

Нагретые солнцем красноватые скалы приютили множество видов животных (кроме волков и медведей), на них более 120 видов птиц, из пресмыкающихся – ужи и гадюки. Некоторые пассажиры всматриваются в берега островов в надежде увидеть, не греется ли на солнце прославивший Ладогу тюлень – кольчатая нерпа.

ВСЮ красоту Валаама нам ещё предстояло постичь. И с трапа теплохода мы шагнули на скалистый берег. Здесь, по легенде, побывал ещё в I веке апостол Андрей Первозванный, водрузив крест и благословив эти места. А вот создание монастыря на Валааме относят к Х веку. Так ли на самом деле, точно никто не знает, известно только, что в середине века это был крупнейший монастырь в северной России.

Тяжело подниматься от пристани к храму и гостинице. Предстоит выбрать: 62 гранитные ступени или пологий подъём по тропинке, огибающей скалу. Наш экскурсовод выбирает второй путь, щадя немолодых паломников.

– Ах, Господи, – вздыхает со мной рядом бабушка. – Тяжело, но благодать какая – душа замирает!.. А воздух-то наполнен ароматом!

Да, неподалёку цветут липы. Это в августе-то?.. А вот малина созревает; черника поспевающая чернеет на каждом шагу. Во множестве растущий можжевельник тоже очищает и ароматизирует воздух.

– Просим вас ни стебелька не срывать, – обращается к группе экскурсовод. – Плодородный почвенный слой очень тонок. Монашеская братия просит оберегать каждый росток, каждый листочек.

Монахи – великие труженики, и несмотря на то что всего их здесь примерно 180 человек, восстанавливают скиты, храмы, есть иконописная мастерская, свой флот, транспорт, конюшня, молочная ферма, сыроварня, форелевое хозяйство, пасека…

Летом помогают волонтёры. Слишком влажные участки осушили, проводят известкование почвы, насадили парки, пытаясь при этом добавлять плодородной почвы, торфа, диабазовой крошки – коренной кристаллической породы, содержащей кальций, магний, фосфор.

Неожиданно удивили солнечные батареи над парниками. Здешние монахи во все века шли в ногу с жизнью на материке; едва ли не первые в России провели водопровод, теперь вот много современной техники.

– Священноигумен у нас Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; навещает нас, помогает, освящает новые скиты и часовни. А за хозяйством следит наместник – епископ Панкратий, – поясняют паломникам.

ПОСЛЕ размещения в гостинице приветливо встречают нас в трапезной, вкусно кормят. Подкрепившись, отправляемся к главному храму – Спасо-Преображенскому собору. Строился он в конце XIX века на месте старого храма. Многое повидали сии священные места за время своего существования: раз за разом нападали шведы, буквально вырезая братию; в 1917 году с отделением от России Финляндии Валаамский монастырь оказался на её территории. А в 1939-40 гг. в результате Финской войны вновь вернулся в Россию. В советское время чего здесь только не было: школа боцманов ВМФ, совхоз, дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. Появился посёлок, а в нём магазин, школа, больница, почта, электростанция… А потом с целью сохранения уникальной природы и архитектуры был создан музей-заповедник. И только в конце 1989 года возродилась монашеская жизнь. В 2005 году Патриарх Алексий II освятил верхний храм величественного двухэтажного собора.

Нижний храм истинно монашеский – он аскетичен: царит полумрак из-за малого размера окон, нет росписей, не богат иконостас. Прихожане особенно почитают размещённую здесь икону «Всецарица». В знак благодарности за помощь украсили её множеством колец, цепочек, крестиков, нитями жемчуга исцелённые от страшных недугов.

Интересна история другой иконы Божией Матери, именуемой Валаамской. Богородица стоит во весь рост на облаке. Взор опущен, кажется, на младенца, сидящего на руках, а может, прямо в сердце. Её облик полон достоинства и в то же время кротости. Иконописец мягко, но точно проработал детали. Фон же иконы – золотой с орнаментом. Написанная местным монахом, она не особенно почиталась, пока не случилась следующая история. Тяжело больная женщина из Петербурга, побывав в монастыре, постояв у иконы, почувствовала облегчение и пообещала вернуться вновь через год, но не сдержала слова. Через 9 лет в сонном видении явилась ей Божия Мать с лёгким укором за невыполненное обещание. Вновь приехав на Валаам, женщина не нашла той иконы. И никто из братии не знал, где образ.

– Где же Ты, Красота Неописуемая? – мучилась вопросом женщина. – Где же искать образ Твой, Пресвятая Заступница Усердная?

И вновь во сне ей было указано, что икона находится в ризнице среди скопившейся церковной утвари. Перед образом был отслужен молебен, а женщина совершенно исцелилась. Икона теперь в Финляндии, в храме же остался чтимый список её.

КОГДА поднимаешься в верхний храм, кажется, что с тобой шествуют все святые, просиявшие в земле Российской: на правой стене изображены идущие за Иисусом Христом, на левой – за Богородицей. В конце той и другой колонны шествующих оставлены свободные места: – Может, это место займёт кто-то из вас, – полушутя-полусерьёзно говорит экскурсовод. – Поищите среди изображённых ликов своих местных святых.

Но паломникам не до того. Многие из нас с записочками и свечами спешат на Литургию. Но, шагнув через порог второго этажа, замирают от необыкновенной праздничности и торжественности светлого храма: высок четырёхъярусный позолоченный иконостас, прекрасны росписи на золотом фоне. Во всём царит вкус и чувство меры.

Реставрационные работы, вернувшие храму былое величие, закончены 10 лет назад. В масляные краски иноки добавили воск. И впервые после многолетнего запустения в 2005 году здесь зазвучал колокол весом в 16 тонн, старый же был разбит во время войны.

Рельеф Валаама в какой-то мере схож с рельефом Святой земли Иерусалима. И появились здесь библейские названия: Гефсиманский скит, река Иордан, гора Сион, Мёртвое море (это внутреннее озеро Валаама) и т.п. В храме Воскресенского скита, возведённом на месте часовни, устроена своя «кувуклия», подобие Гроба Господня. Помните, где возжигается в Иерусалиме накануне Пасхи Священный огонь?..

Особо хочется отметить Никольский скит. Шли мы к нему по «аллее одинокого монаха» полтора километра между пихт и лиственниц. Небольшая церковь с шатровой крышей и сдвоенными окнами, воздвигнутая в честь Николая Чудотворца, смотрят на все стороны света. Подплывающие к Валааму издали видят его в любую погоду. Посетивший когда-то скит Александр Дюма назвал храм лучшим в Европе по архитектурному замыслу.

Со смотровой площадки скита долго любуемся окрестными красотами, водными далями, слушаем чаек и грустим: неужели навсегда прощаемся с дивным островом? С причала долго машет нам на прощание платком экскурсовод – милая доброжелательная девушка, аспирантка Петербургского института. Прощай, Валаам – древняя обитель христианской Руси.

…Есть обители поражающие своим величием и обустроенностью, таковой накануне предстала перед нами Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. А за сутки до того храм Казанской иконы Божией Матери в посёлке Вырица удивил уютом и теплом, исходящим от бревенчатых стен храма, освящённого ровно 100 лет назад. Это самая высокая шатровая церковь в окрестностях Санкт-Петербурга; интерьер её даже в пасмурную погоду наполняется светом.

Валаам же, вновь и вновь на протяжении веков возрождающийся, радует восхитительной красотой северного края; здешнее величие кажется первозданным, естественным, неразрывно связанным с Творцом. Недаром на протяжении веков монастырь служил оплотом православия и, надеемся, будет служить таковым многим поколениям христиан.

Автор:Раиса Локтионова