Дорога к храму

« Трудовая слава »
13
от
Среда, 25 марта, 2015 (Весь день)
891
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/25/top68.ru-doroga-k-khramu-52330.jpg?itok=rSjlbPYc

Солнце нашей истории 

2015 год – год тысячелетия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Почему мы на государственном уровне чтим память князя, правившего многие столетия назад? Почему его называют «равноапостольным», «солнцем русской истории»? Мудрый выбор мудрого правителя в 988 году изменил весь ход нашей истории.

От язычества  до православия
 
  Летопись сохранила только основные вехи трудного пути обретения Русью православной веры. Это крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… 
  Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе всего славянского народа. Этот долгий путь завершился в 988 году - крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян в Днепре. Выбор был сделан, путь для развития страны определен. 
  Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением был большой выбор вер. Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений и на протяжении тысячи лет позволил России выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.
  Князь Владимир вывел Русь из язычества, не побоялся пойти наперекор протестам дружины и бояр - правящего класса Древней Руси, связывавшего власть, богатство, плодородие с языческими культами. Князь не побоялся гнева толпы, подстрекаемой боявшимися утраты своей власти языческими жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения. 
Креститель Руси заботился не только о благочестии крестившегося в новую веру народа, но и о его образовании, достойной жизни, помощи нуждающимся.
  За десять столетий христианской истории на Руси явилось множество святых, сформировались наша культура и цивилизация. И все то, чем мы живем сейчас, само наше мировоззрение имеет своим основанием судьбоносное решение князя Владимира обратиться к Богу истинному и вслед за собой повести народ.
  В Днепровской купели было положено начало новой, Святой Руси, нашему духовному единству. За прошедшие с того времени века много раз предпринимались попытки уничтожить Православие, посеять раздоры и гражданскую смуту среди наших народов, увлечь нас ложными идеями, обещаниями скорого земного счастья и материального благополучия. Сегодня мы тоже переживаем непростое время, когда со всех сторон на нас идут угрозы и санкции, когда пытаются переделать нашу историю, переиначить события, расколоть наше единство, лишить мира и согласия, посеять вражду и ненависть между братьями-славянами. 
Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе».
  Через призму крещения Руси оценивается и роль князя Владимира. Соединив воедино разрозненные славянские племена с различными культами и обычаями единым стержнем православной веры, он заложил фундамент российской государственности. В России много столетий именно религиозные ценности были мерилом и нравственных, и духовных, и общественных ценностей, основой общества и государства, вера была основой русского национального самосознания. Даже XX веку с разрушенными храмами, арестами и расстрелами священников, гонениями на верующих, насильственным атеизмом не удалось до конца уничтожить плоды Крещения Руси, которое произошло благодаря князю Владимиру. 
 
Красное  солнышко
 
  Сама жизнь святого князя Владимира с момента принятия им православия свидетельствует о чуде. Погрязшие в язычестве, темные и неученые народы, разгульный, жестокий, сластолюбивый и коварный князь, каким был Владимир до крещения, хитрые и жадные языческие жрецы, циничное, думающее только о собственном благе боярство. Такой была Киевская Русь. Крестившись, князь преображается духовно - начинает заботиться о больных, строить храмы, кормить нищих, боясь греха, отказывается от смертной казни даже для особо опасных преступников. Он строил богадельни для инвалидов, которые содержались на его средства. Эта одна из особенностей русской государственной власти, которая уже с самого начала взяла на себя социальные функции, чего не знала Европа ни времен Владимира, ни позже.
  Святой князь Владимир вошел в народную память как «Князь - Красное солнышко». Это  прозвище он получил за свою доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту человеческой души, которую полностью преобразило крещение и православная вера.
  Даже с исторической точки зрения отмечен коренной перелом в жизни Руси, связанный с правлением Владимира - христианство создало на Руси такие благоприятные условия, что за несколько десятилетий произошел мощный рост и становление государственности, качественный скачок в развитии культуры, нравственности, гражданственности, общественного самосознания.
  На глазах у изумленной Европы из варварской страны на краю света вдруг возникает мощная держава с мировой культурой и мировой религией, с расцветом древнерусской цивилизации. Широко распространяется грамотность, положено начало летописанию, развивается древнерусское искусство, архитектура и литература. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету. Россия входит в общеевропейское культурное пространство, что открыло огромные горизонты для всестороннего развития восточнославянских народностей, проживавших на ее территории. 
  Равноапостольный князь принятием Православия и Крещением Руси заложил основы того  развития, которое мы, россияне, не утратили до сих пор. А первопричиной всех этих свершений была сила духа князя, рождаемая его верой.
 
Символ единства и добродетели
 
  Святого князя Владимира, «просветившего Русь святым крещением и за то равноапостольным называемым», вспоминали и вспоминают в самые ответственные моменты истории нашей страны. Завет Владимира-Крестителя о верности традициям древнерусской государственности стал призывом для патриотов во времена Смуты - потому что не было другого такого исторического деятеля, который бы стал подлинным символом единства русского народа, русской земли, основанием национального и культурного объединения.
  День памяти святого князя Владимира назвали «Днем русской славы». Но он был не только создателем нашей государственности. Как подчеркнул Святейший Патриарх, Владимир «принес нам весть о Спасителе мира Христе - Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы – Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей свой честной омофор». 
  Таким образом, святой князь Владимир заложил основу православия в России, российского государства и русской культуры. Но, спустя тысячелетие, выбор - пойти путем истины или вернуться к язычеству - остается за каждым и сегодня. Сегодня пороки, которыми был одержим до крещения князь Владимир - неразборчивость в средствах достижения цели, распутство, стремление к обогащению любой ценой, - общество возводит практически в ранг добродетелей и преподносит как признаки личного успеха.
  Христианство требует постоянной работы над собой, борьбы со страстями, постоянного воспитания духа и воли. Но именно плоды веры, на которые неверующий человек часто смотрит с непониманием, - самопожертвование, любовь, готовность к подвигу, терпение, -  помогли людям, принявшим крещение в Днепре, в корне изменить свою жизнь, создав из разрозненных языческих восточнославянских племен единый народ, объединенный православием вопреки всем внешним и внутренним врагам. 
От князя Владимира – до наших дней

В Сатинской школе прошёл День православной книги.

  В этот день ребята не только узнали о роли и месте духовной литературы в жизни человека и в мировой культуре, но и получили прекрасную возможность самим почерпнуть из источника духовности – с ребятами встретился благочинный Сампурского и Токаревского благочиния, настоятель Михаило-Архангельского храма Георгий Золотов.
  В этом году День православной книги был посвящен 1000-летию преставления Святого равноапостольного князя Владимира. С большим интересом ребята слушали отца Георгия, духовного наставника молодежи. 
  Отец Георгий не просто рассказал о Крещении Руси, Святом равноапостольном князе Владимире и истоках духовной культуры русского народа – как всегда на встречах со священнослужителем, беседа вышла за рамки запланированного мероприятия. Ребята задавали отцу Георгию вопросы, что называется, «из жизни». 
  Интересные, живые, эмоциональные и доходчивые ответы отца Георгия, доверительная атмосфера, царящая в классе, несомненный интерес, который школьники проявили к теме духовности и нравственности, не оставляют сомнений в том, что «зерно упало на добрую почву». Педагог Воскресной школы Н. Романова представила презентацию «Святой равноапостольный князь Владимир и истоки духовной культуры русского народа» и провела интересный урок на эту тему.

Скажите, батюшка…

- Слышала, что каждая неделя Великого поста имеет свое название. Почему?
 
  - Великий пост для христиан - это семь недель напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем, который в церкви называется «неделя», а неделя в нашем понимании в церкви называется «седмица». Каждую неделю верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг почитается как особо значимый для всех христиан. Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. А ведь это не просто красивые слова. Это, прежде всего, символы, за которыми стоит вполне определенная духовная реальность. 1-я неделя Великого поста - Торжества Православия, 2-я - св. Григория Паламы, 3-я - Крестопоклонная, 4-я - св. Иоанна Лествичника, 5-я - преп. Марии Египетской, 6-я - Вход Господень в Иерусалим, или «Вербное воскресенье».
  Седмица 7-я - Страстная седмица, в которую мы вспоминаем страдания Христа, занимает особое положение. Предыдущие шесть седмиц, или Четыредесятница, установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. А вот Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.
 
 
 
Автор: 
Светлана Сабитова
Читайте также:
Наверх