Лента новостей
Статья10 октября 2014, 11:00

«Дядюшкин сон», или Танцы от отчаяния

Похоже, нынешний сезон премьер в нашем драматическом театре явно идёт под знаком классики. После чеховской «Чайки» коллектив обратился к не менее сложной постановке теперь уже пьесы другого загадочно мистического автора — самого Фёдора Михайловича Достоевского. И пьеса эта снова в жанре трагикомедии, как её определил автор. Определил совершенно точно, а вот чего здесь больше, комедии или трагедии, решать уже зрителю.
Говорят, зритель в нашем театре в последнее время изменился. Он стал более благодарным и живо реагирующим на происходящее на сцене, не стесняясь награждать актёров аплодисментами по ходу спектакля за особо затронувшие моменты. Так было и на этой совсем непростой премьере. Хотя стоит признать — чисто русский писатель Достоевский в последнее время гораздо востребованнее в Европе и Америке, чем в самой России. Там почему-то очень хотят понять через него нашу русскую душу, а мы почему-то от этого понимания пытаемся укрыться и даже отгородиться. И потому взяться за такую постановку сейчас в театре — вещь довольно смелая и рискованная. Хотя кто не рискует, тот, как известно, не только шампанское не пьёт.

Ну а решившись на это, театр пригласил для «пробивания общественного сознания» заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского, известного далеко за пределами братской страны и являющегося лауреатом театральных фестивалей, включая престижный Эдинбургский в столице Шотландии. Что интересно, для самого режиссёра работа с тамбовским театром стала весьма смелым экспериментом, потому что до этого, несмотря на множество театральных постановок, замахнуться на Достоевского он не решался. Так что это было интересно и режиссёру, и актёрам, и, конечно, зрителям.

Наклонённые колонны на сцене, как бы висящее в пространстве окно с мерцающей в нём свечой, и среди этой зыбкой неопределённости живут персонажи, казалось бы, далёкого позапрошлого века. Но персонажи при этом очень близкие и даже по-тамбовски провинциальные — действие происходит в небольшом городе Мордасове, где первая дама городка Марья Александровна Москалёва вынуждена тянуть скучноватую жизнь без всяких перспектив. А ведь она могла бы блистать на столичных и даже заграничных светских раутах. Но на её плечах семейство, а за плечами скука и пустота. И потому приходит в её цепкий провинциальный ум прагматичная мысль выдать замуж свою единственную дочь Зину за заезжего богатого князя, чтобы навсегда распрощаться с опостылевшим городишком. Одна беда — старый князь почти выжил из ума и не помнит даже, во сне он просил руки Зины или наяву... Обманщица обманулась, планы рухнули, а злорадное общество испытало облегчающее удовлетворение, что «у соседа корова сдохла». Всё узнаваемо и современно, прямо «по Достоевскому».

Странно, но даже самые комичные сцены спектакля буквально пронизывает какое-то вселенское отчаяние. Кульминацией чего символично становится а-ля испанский танец главной героини, в роль которой примадонна театра Валентина Попова вложила массу своего нерастраченного обаяния. Кто-то скажет, что это смешение жанров, чего много в этой постановке, но... Возможно, в этом заложен контраст между комедией и трагедией нашей жизни. Насколько актёрам удалось пройти по этой грани, не потеряв равновесия, решать зрителю. Но почему-то в финале всё оборачивается именно трагедией. Может, для того, чтобы мы лучше понимали цену счастья...
Автор:Сергей Крайнев. Фото автора